Письмо Управления МНС по г. Москве от 6 января 2004 г. N 21-09/00511
Вопрос: Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), просит разъяснить, учитываются ли в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, следующие виды затрат по договорам, заключенным со сторонними организациями:
- на бухгалтерское обслуживание при наличии у сторонней организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
- на бухгалтерское обслуживание при отсутствии у сторонней организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
- на оплату юридических услуг;
- по договору на управление компанией;
- на оплату услуг программиста и сетевого администратора
Ответ: Перечень расходов, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшать полученный доход, установлен ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом в отличие от порядка налогообложения прибыли организаций, предусмотренного главой 25 Кодекса, этот перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. В частности, расходы налогоплательщика на оплату услуг сторонних организаций по ведению его бухгалтерского учета, затраты на оплату юридических услуг и по договору на управление компанией ст. 346.16 Кодекса не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены организацией при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Что касается пп. 15 п. 1 ст. 346.16 Кодекса, согласно которому при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на аудиторские услуги, то при его применении следует руководствоваться следующим.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
При этом п. 5 ст. 1 указанного закона установлено, что аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, под которыми понимается:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Таким образом, аудиторские услуги и сопутствующие аудиту услуги различны.
В связи с этим наличие у сторонней организации лицензии на осуществление аудиторских услуг не дает налогоплательщику право учесть затраты на оплату ее услуг по бухгалтерскому обслуживанию в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.
При рассмотрении вопроса о правомерности уменьшения налоговой базы по единому налогу на сумму расходов по оплате услуг программиста и сетевого администратора следует иметь в виду, что в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в состав расходов, учитываемых организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, принимаются материальные затраты, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
На этом основании, в том случае если услуги программиста или сетевого администратора носят для организации производственный характер, то есть непосредственно связаны с его основной деятельностью, оплата указанных услуг может быть учтена налогоплательщиком при расчете налоговой базы по единому налогу.
Заместитель руководителя Управления МНС России |
Л.Я. Сосихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 6 января 2004 г. N 21-09/00511
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 10, май 2004 г.