Нижний Новгород |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А29-2511/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Центр экологического партнерства"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022
по делу N А29-2511/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр экологического партнерства"
(ИНН: 1102080631, ОГРН: 1181121000169)
о признании незаконным решения
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу
(ИНН: 1101486195, ОГРН: 1041100424221)
и об обязании переоформить лицензию
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр экологического партнерства" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми о признании незаконным приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 17.02.2022 N 65, об обязании переоформить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание пункт 7 части 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). Наличие записи в государственном реестре размещения отходов носит информационной характер и не является препятствием для выдачи лицензии новому эксплуатанту. Информация в указанном реестре актуализируется по истечении 5 лет с момента проведения инвентаризации.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением от 28.12.2021 N 418 о переоформлении лицензии от 20.10.2020 N (11)-110004-ТР на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в связи с намерением осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии: Республика Коми, город Печора, кадастровый номер объекта 11:12:05011001:2234, в части работ по размещению отходов IV класса опасности.
С заявлением общество представило договор аренды недвижимого имущества от 30.03.2021 N 11-н, согласно которому муниципальное образование муниципальный район "Печора" (арендодатель) передало Обществу в аренду муниципальное имущество - усовершенствованную городскую свалку, кадастровый номер 11:12:0501001:2234, на период с 30.03.2021 по 28.02.2026.
С 13.01.2022 по 17.01.2022 Управление провело внеплановую документарную проверку Общества, с 03.02.2022 по 11.02.2022 - внеплановую выездную проверку.
В ходе проверок установлено, что согласно государственному реестру размещения отходов объект размещения отходов "Полигон захоронения отходов в г. Печоре" включен в реестр; наименование эксплуатирующей организации - общество с ограниченной ответственностью "Консул"; место нахождения юридического лица: 169600, Республика Коми, город Печора, Печорский проспект, дом 56А; назначение объекта: захоронение отходов.
По результатам указанных проверок установлено, что в нарушение требований части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в реестре отсутствует достоверная информация об организации, эксплуатирующей объект размещения отходов "Полигон захоронения отходов в г. Печоре", реестровый номер 11-00072-З-00006-090118.
Результаты проверки зафиксированы в актах проверок от 17.01.2022 и от 11.02.2022.
Приказом Управления от 17.02.2022 N 65 заявителю отказано в переоформлении лицензии в связи с несоответствием Общества лицензионным требованиям, установленным подпунктом "е" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290.
Посчитав данный приказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 99-ФЗ, Законом N 89-ФЗ, Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение N 2290), Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792, постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество представило недостоверные сведения об объекте размещения отходов.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Закон N 99-ФЗ.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа (статья 3 Закона N 99-ФЗ).
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию на основании пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности или перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Для переоформления лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа (часть 3 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 18 Закона N 99-ФЗ при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, является наличие необходимых для выполнения работ по размещению отходов I - IV классов опасности зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям, установленным, в том числе, в статье 12 Закона N 89-ФЗ (подпункт "е" пункта 3 Положения N 2290).
В пунктах 6 и 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пункту 19 статьи 18 Закона N 99-ФЗ отказ во внесении изменений в реестр лицензий осуществляется, в том числе, по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является, в том числе, наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (пункт 1 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установили суды, в нарушение требований части 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ в представленном соискателем лицензии заявлении отсутствует достоверная информация об организации, эксплуатирующей объект размещения отходов "Полигон захоронения отходов в г. Печоре", номер объекта 11-00072-З-00006-090118.
С учетом изложенного, Управление обоснованно отказало в переоформлении лицензии.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что спорный ненормативный акт соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Основания для применения правовосстановительной меры в виде обязания Управления переоформить лицензию у судов в рассматриваемом случае отсутствовали.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета заявителю кассационной жалобы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А29-2511/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр экологического партнерства" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Центр экологического партнерства".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Центр экологического партнерства" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 02.08.2022 N 6.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 6 и 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пункту 19 статьи 18 Закона N 99-ФЗ отказ во внесении изменений в реестр лицензий осуществляется, в том числе, по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является, в том числе, наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (пункт 1 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установили суды, в нарушение требований части 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ в представленном соискателем лицензии заявлении отсутствует достоверная информация об организации, эксплуатирующей объект размещения отходов "Полигон захоронения отходов в г. Печоре", номер объекта 11-00072-З-00006-090118."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2022 г. N Ф01-5496/22 по делу N А29-2511/2022