Нижний Новгород |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А11-10874/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью
"Песчаный карьер "Бухары-2":
Овчинникова С.А. по доверенности от 21.04.2022,
от Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области:
Бараковой Ю.В. по доверенности от 15.04.2022
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.02.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022
по делу N А11-10874/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Песчаный карьер "Бухары-2" (ОГРН: 1163328053250, ИНН: 3301034418)
о признании незаконным распоряжения
Департамента имущественных и земельных отношений
Владимирской области от 26.05.2021 N 745
(ИНН: 3329013633, ОГРН: 1023303357472)
и об устранении допущенного нарушения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области, администрация муниципального образования Александровского муниципального района Владимирской области, дачный потребительский кооператив "Дарьино", Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Песчаный карьер "Бухары-2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Департамент) от 26.05.2021 N 745 "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую в Александровском районе" (далее - Распоряжение N 745), об обязании Департамента принять распоряжение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 33:01:001313:642, 33:01:001313:680, 33:01:001313:681 из категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения", в категорию - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Требования основаны на статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), статьях 7 и 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и мотивированы несоответствием оспариваемого распоряжения действующему законодательству и нарушением прав заявителя на геологическое изучение (поиск, разведка) и добычу строительных песков на участках, принадлежащих Обществу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области, администрация муниципального образования Александровского муниципального района Владимирской области, дачный потребительский кооператив "Дарьино" (далее - ДПК "Дарьино"), Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (далее - Департамент природопользования).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 14.02.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022, удовлетворил заявленные требования. Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с решением и постановлением, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить вынесенные судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
По мнению заявителя, суды не применили подлежащие применению статью 4 Закона N 172-ФЗ, статьи 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не учли, что испрашиваемое целевое назначение земельных участков не соответствует категории земель спорных участков, установленной в генеральном плане муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района, утвержденном решением Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 26.12.2016 N 124 (далее - Генеральный план). Анализируя нормы Закона о недрах, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона Владимирской области от 13.07.2004 N 65-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности на территории Владимирской области", заявитель полагает, что суды незаконно отнесли спорный участок недр к объектам регионального значения, в связи с чем пришли к необоснованному выводу о необходимости соотношения целевого назначения спорных земельных участков схеме территориального планирования Владимирской области.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов заявителя и попросило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества не согласился с доводами заявителя и попросил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Департамента природопользования о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из документов и установили суды, Обществу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 33:01:001313:642, 33:01:001313:680, 33:01:001313:681, категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства".
На основании постановления Губернатора Владимирской области от 24.10.2007 N 779 (в редакции от 25.01.2017 N 44) Обществу предоставлено право пользования участком недр "Бухары-2" в Александровском районе.
Департаментом природопользования 21.02.2017 выдал Обществу лицензию на пользование недрами серии ВЛМ N 80265 ТР сроком действия до 24.10.2022 с целевым назначением и видами работ - одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи строительных песков на участке недр "Бухары-2", предоставил Обществу горноотводный акт от 15.07.2020.
Общество 29.03.2021 обратилось в Департамент с ходатайством о переводе земельных участков из категории - "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для геологического изучения и добычи строительных песков недр "Бухары-2".
В составе документов, приложенных к ходатайствам о переводе земельных участков из одной категории в другую, Обществом, помимо правоустанавливающих документов на земельные участки, были приложены: технический проект разработки и рекультивации месторождения строительных песков на участке "Бухары-2" в Александровском районе Владимирской области, приказ Департамента природопользования от 23.11.2018 N 157/01-08 о согласовании вышеуказанного технического проекта, заключение комиссии по рассмотрению проектной документации от 23.11.2018, лицензия на пользования недрами серии ВЛМ N 80265 ТР, горноотводный акт от 15.07.2020 и иные документы.
Департамент Распоряжением N 745 отказал Обществу в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 33:01:001313:642, 33:01:001313:680, 33:01:001313:681 из категории - "земли сельскохозяйственного назначения", в категорию - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Согласно уведомлению Департамента от 28.05.2021 N ДИЗО-143/061-09 причиной отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую явилось несоответствие испрашиваемой категории земель утвержденным документам территориального планирования, а именно - Генеральному плану, согласно которому испрашиваемые земельные участки находятся в функциональной зоне "земли сельскохозяйственного назначения". Кроме того, земельные участки имеют общую границу с ДПК "Дарьино", что не допустимо для размещения карьера.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, посчитав, что Распоряжение N 745 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей участвующих в деле лиц, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Законом N 172-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Перечень документов, подлежащих приложению к ходатайству, приведен в части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ.
В силу части 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
В силу пункта 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проекта проведения указанных работ (статья 25.1 Закона о недрах).
Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ установлено, что одним из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
В суде первой инстанции представитель Общества пояснил, что перевод спорных земельных участков из одной категории в другую связан с нахождением на них месторождения строительных песков "Бухары-2". При этом отсутствует возможность использования земельных участков в соответствии с категорией земельных участков - "земли сельскохозяйственного назначения". Участки использовались для добычи полезных ископаемых задолго до их приобретения Обществом. Земельные участки представляют собой котлован.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы (технический проект разработки и рекультивации месторождения строительных песков на участке "Бухары-2" в Александровском районе Владимирской области, приказ Департамента природопользования от 23.11.2018 N 157/01-08 о согласовании вышеуказанного технического проекта, заключение комиссии по рассмотрению проектной документации от 23.11.2018, лицензия на пользования недрами серии ВЛМ N 80265 ТР, горноотводный акт от 15.07.2020), суды установили, что спорные земельные участки длительное время не используются как земли сельскохозяйственного назначения в целом. Перевод земельных участков с кадастровыми номерами 33:01:001313:642, 33:01:001313:680, 33:01:001313:681 из одной категории в другую связан с нахождением на нем месторождения строительных песков на участке "Бухары-2", получением Обществом лицензии на осуществление права пользования недрами в соответствии с лицензией ВЛМ N 80265 ТР.
Материалы дела подтверждают, что орган местного самоуправления - администрация Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области не заявила возражений относительно перевода земельных участков с кадастровыми номерами 33:01:001313:642, 33:01:001313:680, 33:01:001313:681 в иную категорию.
Доказательств пересечения границ ДПК "Дарьино" с установленной санитарно-защитной зоной горного отвода, наложения границ горного отвода с территорией ДПК "Дарьино", иного нарушения прав смежных землепользователей в материалы дела не представлено.
Приняв во внимание изложенное и руководствуясь статьями 1 (пункты 19 и 20), 14 (часть 3), статьями 1.2, 2.1 и 2.3 Закона о недрах, пункт 2.2 Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утвержденных распоряжением МПР РФ от 07.02.2003 N 47-р, суды указали, что полезные ископаемые, залегающие на спорных земельных участках, входят в региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области, выдавая Обществу лицензию на пользование недрами, горноотводный акт и согласовывая технический проект разработки и рекультивации месторождения строительных песков на участке "Бухары-2", учитывал особенности спорных земельных участков и выдал Обществу лицензию и соответствующий горноотводный акт позволяющих использование данных участков для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Таким образом, при решении вопроса о переводе земель из категории "сельскохозяйственного назначения" в другую категорию по исключительному случаю (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ) обязательным документом территориального планирования, как справедливо указали суды двух инстанций, является не Генеральный план сельского поселения, а схема территориального планирования Владимирской области.
Департамент не установил несоответствий испрашиваемой категории земель утвержденной схеме территориального планирования Владимирской области.
На основании изложенного с учетом конкретных обстоятельств дела, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Департамента правовых оснований для отказа Обществу в удовлетворении заявления о переводе земельного участка с кадастровыми номерами 33:01:001313:642, 33:01:001313:680, 33:01:001313:681 из одной категории в другую, выраженного в оспоренном распоряжении, в связи с чем правомерно удовлетворили заявление Общества.
Доводы кассатора, изложенные в кассационной жалобе, в частности, о невозможности перевода в другую категорию сельскохозяйственных угодий, к каковым следует отнести спорные участки, являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены как не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела. Приведенные аргументы, по сути, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора, оценкой доказательств и основаны на ином толковании права, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
В силу изложенного окружной суд не нашел причин для отмены обжалованных судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, в связи с чем суд не рассматривал вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А11-10874/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание изложенное и руководствуясь статьями 1 (пункты 19 и 20), 14 (часть 3), статьями 1.2, 2.1 и 2.3 Закона о недрах, пункт 2.2 Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утвержденных распоряжением МПР РФ от 07.02.2003 N 47-р, суды указали, что полезные ископаемые, залегающие на спорных земельных участках, входят в региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области, выдавая Обществу лицензию на пользование недрами, горноотводный акт и согласовывая технический проект разработки и рекультивации месторождения строительных песков на участке "Бухары-2", учитывал особенности спорных земельных участков и выдал Обществу лицензию и соответствующий горноотводный акт позволяющих использование данных участков для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Таким образом, при решении вопроса о переводе земель из категории "сельскохозяйственного назначения" в другую категорию по исключительному случаю (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ) обязательным документом территориального планирования, как справедливо указали суды двух инстанций, является не Генеральный план сельского поселения, а схема территориального планирования Владимирской области."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 октября 2022 г. N Ф01-5594/22 по делу N А11-10874/2021