Нижний Новгород |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А43-7787/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Когута Д.В.,
при участии представителей
от заявителя: Хлюневой Т.В. (доверенность от 18.10.2022),
от заинтересованного лица: Чахояна А.В. (доверенность от 06.07.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022
по делу N А43-7787/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье"
(ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043)
о признании незаконными и об отмене постановления и представления Управления
Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Вокуева Светлана Викторовна,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об оспаривании постановления и представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 09.03.2022 N 052/04/9.21-3529/2021. Оспариваемым постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Вокуева Светлана Викторовна.
Решением суда от 08.06.2022 постановление Управления изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 800 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 указанное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с судебными актами в части снижения штрафа и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судами статьи 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемой части принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, в Управление поступило заявление Вокуевой С.В. о нарушении Обществом сроков технологического присоединения к электрическим сетям объекта потребителя, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, деревня Килелей, улица Тенистая, 13.
Несоблюдение Обществом требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), послужило основанием для возбуждения Управлением дела об административном правонарушении.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 25.01.2022 N 052/04/9.21-3529/2021.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением Управления от 09.03.2022 N 052/04/9.21-3529/2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей.
В этот же день Обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Общество оспорило постановление и представление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правилами N 861, правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения, не нашел оснований для признания его малозначительным. Вместе с тем суд счел возможным снизить размер назначенного Обществу штрафа до 800 000 рублей с учетом конкретных обстоятельств дела, принципов справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Представление признано судом законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, установлена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от 600 000 рублей до 1 000 000 рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены в Законе N 35-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям установлены в Правилах N 861.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
В нарушение Правил N 861 Общество в установленные сроки не осуществило мероприятия по технологическому присоединению объекта потребителя к электрическим сетям, что свидетельствует о событии административного правонарушения, предусмотренного в статье 9.21 КоАП РФ.
Доказательств невозможности исполнения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, а также доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, не представлено.
Приняв во внимание, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суды правомерно признали доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В то же время суды признали размер назначенного Управлением штрафа чрезмерным и сочли возможным снизить его до 800 000 рублей, что соответствует требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, и согласуется с принципами юридической ответственности.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по делу N А43-7787/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение Правил N 861 Общество в установленные сроки не осуществило мероприятия по технологическому присоединению объекта потребителя к электрическим сетям, что свидетельствует о событии административного правонарушения, предусмотренного в статье 9.21 КоАП РФ.
...
Приняв во внимание, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суды правомерно признали доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В то же время суды признали размер назначенного Управлением штрафа чрезмерным и сочли возможным снизить его до 800 000 рублей, что соответствует требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, и согласуется с принципами юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 ноября 2022 г. N Ф01-6155/22 по делу N А43-7787/2022