Нижний Новгород |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А17-11750/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Орловой Е.А. (доверенность от 24.06.2022),
Филенкова И.Э. (доверенность от 24.06.2022),
от заинтересованного лица: Осетровой Н.А. (доверенность от 29.08.2022 N 11),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022
по делу N А17-11750/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа"
(ИНН: 3702221422, ОГРН: 1193702012976)
о признании незаконным предписания
Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
(ИНН: 3702092230, ОГРН: 1063702132889),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Объединенные котельные"
(ИНН: 3726005004, ОГРН: 1073706001600),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Инспекция) от 17.11.2021 N 10-ЕС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Объединенные котельные" (далее - ООО "Объединенные котельные").
Решением суда от 18.04.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По его мнению, у Инспекции отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания о перерасчете жителям многоквартирных домов (МКД) размера платы за отопление с 27.07.2021 по 25.08.2021. Фактически услугу по отоплению в спорный период оказывало Общество, а не ООО "Объединенные котельные" (единая теплоснабжающая организация). Однако статус единой теплоснабжающей организации не равнозначен статусу теплоснабжающей организации, которая является исполнителем коммунальной услуги.
Представители Общества в судебном заседании поддержали кассационную жалобу.
Инспекция в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установили суды, Инспекция провела внеплановую документарную проверку с целью проверки фактов, указанных в обращениях граждан о несоблюдении порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 собственникам помещений в МКД, расположенных по адресам: Ивановская область, город Южа, улица Революции, 90 и 92.
В ходе проверки Инспекция установила следующее.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области" на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области сохранен действующий способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Общество (концессионер) и муниципальное образование Южское городское поселение Южского муниципального района (далее - городское поселение) в лице администрации муниципального района (далее - Администрация) 19.07.2021 заключили концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального района.
В соответствии с пунктом 2.1 концессионного соглашения на Общество возложена обязанность в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных данным соглашением, реконструировать объект концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит концеденту.
Стороны 27.07.2021 подписали акт приема-передачи имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения.
Постановлением Администрации от 26.07.2021 N 528-а-п ООО "Объединенные котельные" на основании пунктов 13, 18 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации. При этом в пункте 2 данного постановления на ООО "Объединенные котельные" возложена обязанность исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения такого статуса другой организации.
В период приема заявок теплоснабжающих и теплосетевых организаций о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации 03.08.2021 в Администрацию поступила заявка Общества на присвоение ему статуса единой теплоснабжающей организации.
Статус единой теплоснабжающей организации на территории городского поселения присвоен Обществу с 26.08.2021 (постановление Администрации от 26.08.2021 N 592-п).
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 08.10.2021 N 43-т/2 установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества (Южский район) на 2021 - 2023 годы.
В пункте 8 указанного постановления и в приложениях 1 и 2 к нему отражено, что соответствующие тарифы действуют с 08.10.2021 по 31.12.2023; во втором полугодии 2021 года установленные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действуют с 08.10.2021 по 31.12.2021.
На основании пункта 10 постановления от 08.10.2021 N 43-т/2 признано утратившим силу с 08.10.2021 постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 17.12.2020 N 72-т/4 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Объединенные котельные" на 2021 год".
Общество выставило жителям спорных МКД квитанции на оплату отопления за период с 27.07.2021 по 25.08.2021, однако плата за коммунальную услугу по отоплению, подлежащая внесению за соответствующий период, ранее была внесена собственниками помещений указанных многоквартирных домов ООО "Объединенные котельные".
Инспекция пришла к выводу, что до 26.08.2021 обязанность по исполнению функций единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации возложена на ООО "Объединенные котельные" (пункт 18 Правил N 808, пункт 2 постановления Администрации от 26.07.2021 N 528-а-п), поэтому в указанный период оно было вправе выставлять потребителям счета на оплату. В связи с этим у Общества отсутствовали правовые основания для начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 жителям МКД; начисление платы привело к необоснованному увеличению расходов потребителей указанных многоквартирных домов.
Результаты проверки оформлены актом от 15.11.2021 N 19-ЕС.
В целях устранения выявленного нарушения Инспекция выдала Обществу предписание от 15.11.2021 N 9-ЕС, обязав в срок до 16.12.2021 произвести перерасчет размера платы за отопление за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 жителям МКД.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 1, 154, 157, 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правилами N 808, Правилами N 354, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из доказанности законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции руководствовался этими же нормами, согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 Кодекса).
В силу части 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 определяют порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими правилами.
В пункте 42(1) Правил N 354 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603).
На основании постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области в спорный период действовал способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Единой теплоснабжающей организацией является теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 2 Закона N 190-ФЗ).
В силу пункта 5 Правил N 808 для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку схемы теплоснабжения, заявку на присвоение такого статуса с указанием зоны (зон) ее деятельности.
Если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана одна заявка, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. Если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок статус единой теплоснабжающей организации присваивается в соответствии с пунктами 7 - 10 Правил N 808 (пункт 6 Правил N 808).
Единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана, в числе прочего, заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения; заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии (пункт 12 Правил N 808).
Пунктом 13 Правил N 808 определено, что организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей, в том числе в случае прекращения права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 Правил N 808, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Орган местного самоуправления поселения в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации (пункт 17 Правил N 808).
Организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 Правил N 808, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 Правил N 808 (пункт 18 Правил N 808).
Пунктом 3 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы (пункт 37 Основ ценообразования).
Из приведенных норм следует, что теплоснабжающая организация в силу своего статуса не вправе произвольно отказаться от исполнения договора теплоснабжения. Организация лишается статуса единой теплоснабжающей организации исключительно на основании решения уполномоченного органа с исполнением функций единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации. Прекращение права владения источником тепловой энергии автоматически не прекращает статуса единой теплоснабжающей организации.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что ООО "Объединенные котельные" лишено статуса единой теплоснабжающей организации на территории городского поселения (постановление Администрации от 26.07.2021 N 528-а-п). Статус единой теплоснабжающей организации на территории городского поселения с 26.08.2021 присвоен Обществу (постановление от 26.08.2021 N 592-п).
Таким образом, в силу пункта 18 Правил N 808, пункта 2 постановления Администрации от 26.07.2021 N 528-а-п ООО "Объединенные котельные" обязано было исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации, то есть до 26.08.2021, поэтому имело правовые основания для выставления потребителям платы за отопление.
Окончательные расчеты по текущим начислениям с собственниками помещений МКД ООО "Объединенные котельные" завершило 25.08.2021.
При указанных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что повторное выставление Обществом платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 собственникам помещений в МКД явилось неправомерным, привело к нарушению прав собственников помещений домов.
Довод Общества о совершении им в спорный период действий по подготовке объектов теплоснабжения к следующему отопительному сезону рассмотрен судами и обоснованно отклонен.
Мероприятия, которые проводились заявителем с 27.07.2021 до присвоения ему статуса единой теплоснабжающей организации (в период, отведенный для подачи заявления заинтересованными организациями о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации и для определения единой теплоснабжающей организации), не подтверждают предоставление коммунальных услуг потребителям. Необходимость выполнения этих мероприятий для исполнения Обществом целей и условий концессионного соглашения не доказана.
Суды, установив, что выданное предписание соответствует требованиям законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение допущенных нарушений правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А17-11750/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы (пункт 37 Основ ценообразования).
...
Суды установили, материалами дела подтверждено, что ООО "Объединенные котельные" лишено статуса единой теплоснабжающей организации на территории городского поселения (постановление Администрации от 26.07.2021 N 528-а-п). Статус единой теплоснабжающей организации на территории городского поселения с 26.08.2021 присвоен Обществу (постановление от 26.08.2021 N 592-п).
Таким образом, в силу пункта 18 Правил N 808, пункта 2 постановления Администрации от 26.07.2021 N 528-а-п ООО "Объединенные котельные" обязано было исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации, то есть до 26.08.2021, поэтому имело правовые основания для выставления потребителям платы за отопление."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 ноября 2022 г. N Ф01-6328/22 по делу N А17-11750/2021