Нижний Новгород |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А82-10374/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Карагиной Д.О. (доверенность от 14.09.2022),
Успенской Г.В. (доверенность от 02.03.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022
по делу N А82-10374/2021
по заявлению администрации городского поселения Углич Ярославской области
(ИНН: 7612035130, ОГРН: 1057602374543)
о признании недействительным предписания Контрольно-ревизионной инспекции
Ярославской области от 04.03.2021,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Чеснокова Светлана Владимировна, Белова Анна Александровна, Парыгина Ольга Ивановна, Абрамова Галина Николаевна, Кузнецов Дмитрий Михайлович, Матусевич Татьяна Вячеславовна,
и установил:
администрация городского поселения Углич Ярославской области (далее -Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 04.03.2021 N ИХ.44-0212/21.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чеснокова Светлана Владимировна, Белова Анна Александровна, Парыгина Ольга Ивановна, Абрамова Галина Николаевна, Кузнецов Дмитрий Михайлович и Матусевич Татьяна Вячеславовна.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 решение суда отменено, заявленное Администрацией требование удовлетворено.
Инспекция не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, оспариваемое предписание надзорного органа является законным и вынесено Инспекцией при наличии достаточных полномочий. При расселении жилого помещения, приобретенного после 28.12.2019, Администрации следовало руководствоваться частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предусматривающей право граждан, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 статьи 32 ЖК РФ. Расходование средств бюджета на приобретение иного жилого помещения без учета состоявшихся затрат собственника является незаконным; Инспекция правильно определила сумму возмещения в виде разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и покупной ценой изымаемого жилого помещения.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы надзорного органа.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили в суд округа.
Администрация, Чеснокова Светлана Владимировна, Белова Анна Александровна, Парыгина Ольга Ивановна, Абрамова Галина Николаевна, Кузнецов Дмитрий Михайлович и Матусевич Татьяна Вячеславовна, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.12.2022.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд, Департамент строительства Ярославской области и Администрация заключили соглашение о предоставлении субсидии от 31.05.2019, предметом которого является осуществление совместных действий по реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 N 2245-п (далее - Региональная программа), муниципальной адресной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда города Углича на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением Администрации городского поселения Углич от 29.03.2019 N 114 (далее - Муниципальная программа) в целях реализации на территории Ярославской области Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) по заявке 2019 года.
В пункте 2.1 соглашения установлено, что финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в городе Угличе осуществляется, в том числе, за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) в размере 38 294 835 рублей.
Расходование средств Фонда ЖКХ предусмотрено, в том числе, на приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Дополнительно за счет средств бюджета Администрации финансируется превышение общей площади приобретаемых жилых помещений над площадью расселяемых жилых помещений.
На основании пунктов 3.2.9 и 3.2.12 соглашения Администрация заключает муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, в том числе на вторичном рынке, и обеспечивает их финансирование.
Департамент строительства Ярославской области и Администрация заключили дополнительные соглашения от 11.12.2019 и от 15.06.2020 к соглашению от 31.05.2019, в соответствии с приложениями к которым в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан, включены дом N 12 по Ленинскому шоссе в городе Угличе, а также дом N 19 по улице 9 января в городе Угличе.
Департамент строительства Ярославской области и Администрация заключили соглашение от 19.06.2020 N ПС-07-20 о предоставлении субсидии на указанные выше цели по заявке 2020 года.
Во исполнение условий соглашения от 31.05.2019 Администрация на основании заключенных муниципальных контрактов от 22.06.2020 и от 26.10.2020 приобрела за счет предоставленной субсидии, в том числе средств Фонда ЖКХ, жилые помещения, которые в дальнейшем были переданы гражданам на основании заключенных с ними договоров мены от 28.08.2020, от 31.08.2020, от 17.09.2020 и от 25.11.2020 в обмен на принадлежащие им жилые помещения, находящиеся в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных по адресам: город Углич, улица 9 Января, дом 19, квартиры 2 - 4, а также Ленинское шоссе, дом 12, квартира 1.
Инспекция провела плановую выездную проверку Администрации по вопросу целевого и эффективного использования средств бюджета Ярославской области, направленных на реализацию региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области", за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, результаты которой отразила в акте от 01.02.2021.
В ходе проверки Инспекция установила, что в нарушение пункта 3 статьи 2 Закона N 185-ФЗ, части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, подпункта 3.1 подраздела 3 раздела V Региональной программы, соглашений о предоставлении субсидии от 31.05.2019 N ПС-05-19 и от 19.06.2020 N ПС-07-20 Администрация в 2020 году неправомерно произвела расходы за счет средств субсидии, предоставленной из бюджета Ярославской области на приобретение жилых помещений для расселения четырех жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано гражданами после признания соответствующих жилых домов аварийными, сверх размера стоимости приобретения гражданами жилых помещений в таких домах после признания их аварийными, в общей сумме 4 388 189 рублей 85 копеек, в том числе: 1 151 372 рубля 41 копейка на расселение жилого помещения по адресу: город Углич, улица 9 Января, дом 19, 2 комнаты в квартире N 2; 1 248 516 рублей 98 копеек на расселение жилого помещения по адресу: город Углич, улица 9 Января, дом 19, квартира N 3; 942 058 рублей 53 копейки на расселение жилого помещения по адресу: город Углич, улица 9 Января, дом 19, квартира N 4; 1 046 241 рубль 93 копейки на расселение жилого помещения по адресу: город Углич, Ленинское шоссе, дом 12, квартира N 1. Приобретенные Администрацией помещения были предоставлены гражданам, подлежащим расселению из перечисленных признанных аварийными жилых домов, на основании заключенных с ними договоров мены от 28.08.2020, от 31.08.2020, от 17.09.2020 и от 25.11.2020.
В целях устранения выявленных нарушений Инспекция выдала предписание от 04.03.2021 N ИХ.44-0212/21, согласно которому на Администрацию возложена обязанность принять меры по возмещению причиненного бюджету Ярославской области ущерба в сумме 4 388 189 рублей 85 копеек.
Администрация не согласилась с предписанием надзорного органа от 04.03.2021 N ИХ.44-0212/21 и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 6, 32 ЖК РФ и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области отказал Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 4, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 65, 269.2, 270.2, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 86, 88 ЖК РФ, статьями 2, 16 Закона N 185-ФЗ, пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное Администрацией требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
На основании пункта 1 статьи 269.2 полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, по результатам которых объектам контроля направляются, в том числе, акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно части 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
В пункте 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда - это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - это предоставление Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства целевых бюджетных средств на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно части 3 статьи 16 Закона N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В пункте 1 части 6 статьи 16 Закона N 185-ФЗ установлено, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в числе прочего, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Данные разъяснения приведены в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019.
Согласно пункту 1.1 пункта 1 раздела V Региональной программы мероприятия Программы реализуются в муниципальных образованиях области, участвующих в Программе, в том числе путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах для целей их последующего предоставления гражданам в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, в том числе по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 раздела V Региональной программы субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших из Фонда, и средств областного бюджета (далее - субсидии) предоставляются на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах, строительства многоквартирных жилых домов, на выплату возмещения за жилое помещение в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
Суд апелляционной инстанции установил, что Администрация приобрела за счет средств субсидии жилые помещения и передала их на основании договоров мены гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, что не противоречит пункту 3 статьи 2 и пункту 1 части 6 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, а также Региональной программе.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Закон N 473-ФЗ) статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2.
В силу части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования Закона N 473-ФЗ, то есть с 28.12.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ не подлежат применению в отношении лиц, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции до 28.12.2019.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что жилые помещения в доме N 19 по улице 9 Января в городе Угличе были приобретены гражданами на основании соответствующих договоров до 28.12.2019 (10.03.2017, 18.10.2018 и 29.05.2019), суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае выплата возмещения собственникам помещений не производится.
Кроме того, как верно отметил суд, правило, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ, относится к случаям возмещения гражданам стоимости приобретенных ими в аварийном жилищном фонде жилых помещений. В рассматриваемом случае Администрация использовала механизм предоставления владельцам новых жилых помещений на основании заключенных с ними договоров мены, следовательно, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: город Углич, Ленинское шоссе, дом 12, квартира 1, приобретенного после 28.12.2019 (03.11.2020), Администрация не обязана была руководствоваться нормой части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленное Администрацией требование, признав оспариваемое предписание Инспекции недействительным.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судом апелляционной инстанции выводы и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационным жалобам не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А82-10374/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ не подлежат применению в отношении лиц, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции до 28.12.2019.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что жилые помещения в доме N 19 по улице 9 Января в городе Угличе были приобретены гражданами на основании соответствующих договоров до 28.12.2019 (10.03.2017, 18.10.2018 и 29.05.2019), суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае выплата возмещения собственникам помещений не производится.
Кроме того, как верно отметил суд, правило, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ, относится к случаям возмещения гражданам стоимости приобретенных ими в аварийном жилищном фонде жилых помещений. В рассматриваемом случае Администрация использовала механизм предоставления владельцам новых жилых помещений на основании заключенных с ними договоров мены, следовательно, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: город Углич, Ленинское шоссе, дом 12, квартира 1, приобретенного после 28.12.2019 (03.11.2020), Администрация не обязана была руководствоваться нормой части 8.2 статьи 32 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 декабря 2022 г. N Ф01-7041/22 по делу N А82-10374/2021