Нижний Новгород |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А31-313/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.05.2022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022
по делу N А31-313/2022
по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" (ИНН: 4403001283, ОГРН: 1024401437015)
о признании недействительными акта и требования Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Костромской области
(ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330)
и установил:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Галичская окружная больница" (далее - Учреждение, Больница) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) от 30.09.2021 в части нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в размере 46 080 рублей и 4608 рублей штрафа, а также требования от 24.11.2021 N 52 в части уплаты указанных сумм.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, посмертная патологоанатомическая диагностика не относится к страховому случаю, оплата которого производится за счет средств ОМС; финансирование патологоанатомических подразделений осуществляется за счет средств областного бюджета; произведенные Больницей стимулирующие выплаты за интенсивность по перевозке тел умерших граждан в патологоанатомическое отделение не могут быть оплачены за счет средств ОМС; Больница не представила доказательств, подтверждающих невозможность введения необходимых штатных единиц в структуру патологоанатомического подразделения, а также отказа Департамента здравоохранения Костромской области от согласования штатного расписания; тарифно-квалификационный справочник не содержит характеристики работ по перевозке тел умерших граждан, следовательно, данные работы сотрудниками выполняться не могли. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, на основании приказа Фонда от 21.09.2021 N 784 в отношении Учреждения проведена внеплановая тематическая проверка правильности формирования фонда оплаты труда и расходования средств, выделенных на заработную плату, за период с 01.01.2021 по 31.08.2021, результаты которой зафиксированы в акте от 30.09.2021.
В ходе проверки установлено использование Учреждением средств ОМС в сумме 46 080 рублей не по целевому назначению в виде начисления стимулирующих выплат к заработной плате водителей за интенсивность по перевозке тел умерших граждан в патологоанатомическое отделение.
На основании акта проверки в адрес Учреждения Фонд выставил требование от 24.11.2021 N 52 об уплате 46 080 рублей, использованных не по целевому назначению, а также 4608 рублей штрафа.
Больница не согласилась с актом от 30.09.2021 и требованием от 24.11.2021 N 52 и обратилась с арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 13, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 147, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 30, 34, 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьями 80, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу о том, что спорные расходы подлежат финансированию за счет средств Фонда и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 35, часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 8 статьи 3, части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
В пункте 3.3 Тарифного соглашения от 29.12.2020 о реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Костромской области на 2021 год предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Постановлением администрации Костромской области от 14.11.2015 N 405-а утверждено "Положение об оплате труда работников государственных медицинских организаций Костромской области", в котором предусмотрено, что система оплаты труда работников устанавливается с учетом утвержденных перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 7); заработная плата работника медицинской организации зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и предельными размерами не ограничивается (пункт 8); медицинским организациям в целях сохранения кадрового потенциала рекомендуется внедрять в системы оплаты труда работников новые подходы к формированию гарантированной части заработной платы (пункт 9); работникам медицинских организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера согласно Перечню выплат (приложение N 3 к настоящему Положению) (пункт 12).
На основании изложенного, учитывая, что обязанность по организации транспортировки тел граждан, умерших в отделениях Учреждения, в патологоанатомическое отделение законодательно отнесена на Учреждение, суды пришил к правильному выводу о том, что стимулирующие выплаты за интенсивность по перевозке тел умерших граждан в патологоанатомическое отделение подлежат финансированию за счет средств Фонда.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Учреждением требования.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.05.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.08.2022 по делу N А31-313/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 35, часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 8 статьи 3, части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 декабря 2022 г. N Ф01-7508/22 по делу N А31-313/2022