Нижний Новгород |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А28-8239/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Винокуровой А.А. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Просницкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.06.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022
по делу N А28-8239/2021
по заявлению администрации Просницкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области (ОГРН: 1054313550708; ИНН: 4312032196)
о признании недействительным пункта 1 представления
Управления Федерального казначейства по Кировской области
(ОГРН: 1024301337246; ИНН: 4347015804)
от 14.05.2021 N 40-23-09/12,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство спорта и молодежной политики Кировской области (ОГРН 1054316536295; ИНН 4345098756),
и установил:
администрация Просницкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - УФК по Кировской области, Управление) от 14.05.2021 N 40-23-09/12 в части возврата денежных средств в сумме 140 697,28 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спорта и молодежной политики Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.09.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, работы и материалы, предусмотренные позициями N 38, 39, 42, 43, 48, 49 локальной сметы N 01-01-02 "Создание малой площадки с оснащением спортивно-технологическим оборудованием на станции Просница Кирово-Чепецкого района Кировской области", были необходимы для монтажа и безопасной установки полимерного дренажного модуля и травмобезопасной резиновой плитки; эти работы не относятся к земляным работам, а являются частью монтажа спортивно-технологического оборудования. Администрация указывает, что не допустила нецелевого расходования бюджетных средств.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Казначейство в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Администрации.
Администрация и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании приказа руководителя УФК по Кировской области от 25.02.2021 N 127 проведена в период с 01.03.2021 по 11.03.2021 плановая выездная проверка предоставления и использования Администрацией средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" в период 2019 - 2020 годов.
В ходе проверки сотрудниками Управления установлены обстоятельства, которые отражены в акте проверки от 18.03.2021.
При выполнении Муниципальной программы Администрация по итогам электронного аукциона заключила муниципальный контракт от 06.08.2019 N 0340200003319009084 с ООО "МАСТЕРКИДС" на выполнение работ по созданию малой спортивной площадки с оснащением спортивно-технологическим оборудованием на станции Просница Кирово-Чепецкого района Кировской области (далее - Контракт).
В состав работ по Контракту были включены работы по благоустройству и подготовке земельного участка, не связанные с закупкой и монтажом спортивно-технологического оборудования:
- разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами (позиции 34,35 сметы N 01-01-02);
- разработка грунта в траншеях экскаватором "обратная лопата" (позиция 36 сметы N 01-01-02);
- перевозка грузов I класса автомобилями - самосвалами на расстоянии до 4 км (позиция 37 сметы N 01-01-02);
- устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка (позиции 38, 39 сметы N 01-01-02);
- устройство биополимерной мембраны (позиции 42,43 сметы N 01-01-02);
- установка и перевозка бортовых камней бетонных (позиции 48 - 51 сметы N 01-01-02);
- разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами (позиции 52, 53 сметы N 01-01-02);
- разработка грунта в траншеях экскаватором "обратная лопата" (позиция 54 сметы N 01-01-02);
- перевозка грузов I класса автомобилями - самосвалами на расстоянии до 4 км (позиция 55 сметы N 01-01-02);
- устройство оснований толщиной 12 см под тротуары из кирпичного или известнякового щебня (гравия) с перевозкой гравия (позиции 56 - 60 сметы N 01-0102);
- установка и перевозка бортовых камней бетонных (позиции 61 - 64 сметы N 01-01-02).
Приемка выполненных работ произведена Администрацией на основании акта формы КС-2 от 18.11.2019 N 1, оплата по Контракту произведена в полном объеме платежным поручением от 27.11.2019 N 1077 на сумму 3 101 574 рубля за счет средств субсидии.
При оценке представленных документов по расходованию средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, сотрудники Управления пришли к выводу о нецелевом использовании Администрацией средств субсидии в сумме 268 830 рублей (из них средства федерального бюджета в сумме 263 480,28 рубля, средства областного бюджета - 2 661,42 рубля, средства местного бюджета - 2 688,30 рубля), уплаченных по Контракту за выполнение работ по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием.
По итогам проверки Управлением выдано представление от 14.05.2021 N 4023-09/12, согласно пункту 1 которого Администрации необходимо возвратить израсходованные не в соответствии с целевым назначением средства субсидии из федерального бюджета в сумме 263 480,28 рубля в срок до 01.10.2021 включительно.
Не согласившись с выводами Управления о нецелевом расходовании средств субсидии, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Арбитражный суд Кировской области признал законным пункт 1 представления надзорного органа и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Государственная программа).
Реализацию Государственной программы в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления в установленном порядке целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование реализации государственных программ субъектов Российской Федерации развития физической культуры и спорта (отдельных мероприятий) на условиях достижения установленных целевых индикаторов и показателей, определения объемов финансирования программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня обеспеченности населения региона физкультурно-спортивными объектами, а также иных сопоставимых показателей в сфере физической культуры и спорта и уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом указанные государственные программы должны соответствовать целям и задачам Государственной программы, а указанные в них мероприятия - удовлетворять условиям и требованиям названной Программы.
В качестве Приложения N 32 к Государственной программе предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Правила), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения указанных субсидий, в том числе по направлению - создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Пункт 8 Правил содержит указание на целевое назначение использования средств субсидии - на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтаж.
Согласно указанному пункту Правил размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтаж (Si), определяется по формуле:
Si = C1i + C2i + C3i,
где: C1i - размер субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО), при этом Перечень спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок утверждается Министерством спорта Российской Федерации;
C2i - размер субсидии на закупку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта;
C3i - размер субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием.
Из содержания раздела 3 государственной программы Кировской области "Развитие физической культуры и спорта" на 2013 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 N 186/768 (действовала в период возникновения соответствующих правоотношений; далее - Государственная программа Кировской области), следует, что с 2019 года бюджету Кировской области из федерального бюджета в соответствии с Правилами, являющимися приложением N 32 к Государственной программе, предоставляется субсидия на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в части закупки спортивного оборудования для создания малых спортивных площадок центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в муниципальных районах.
Расчет субсидии производится для каждого муниципального района по формуле:
Si = (S / К) x Кi,
где Si - объем субсидии муниципальному району;
S - объем средств, предусмотренный в областном бюджете на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования и подлежащий распределению между муниципальными районами Кировской области;
К - общее количество комплектов спортивно-технологического оборудования, установленное соглашением о реализации регионального проекта, заключенным между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Кировской области (указанным соглашением предусмотрено предоставление 16 комплектов спортивно-технологического оборудования в 2019 году);
Кi - количество комплектов спортивно-технологического оборудования в муниципальном районе, в котором показатель "Доля населения, выполнившего нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в выполнении данных нормативов в 2018 году составляет 65% и более 65%, за исключением муниципальных районов, в которых в 2019 году планируется реализация социальной программы "Газпром - детям".
Одному муниципальному району субсидия предоставляется на один комплект спортивно-технологического оборудования. Состав комплекта спортивно-технологического оборудования утверждается Министерством спорта Российской Федерации.
Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие муниципальной программы по развитию физической культуры и спорта, реализуемой за счет средств местного бюджета; заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и администрацией муниципального района; обеспечение доли софинансирования из местного бюджета, объем которой определяется соглашением о предоставлении субсидии между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и администрацией муниципального образования и не может быть ниже одного процента.
Постановлением Администрации от 10.09.2018 N 136 утверждена муниципальная программа "Молодежь Просницы" на 2019 - 2021 года (далее - программа "Молодежь Просницы").
В числе ожидаемых конечных результатов реализации программы "Молодежь Просницы" и показателей социально-экономической эффективности: поставить комплекты спортивного оборудования - одна единица (абзац дополнен постановлением Администрации от 20.05.2019 N 86).
В целях реализации регионального проекта Администрация и Министерство спорта и молодежной политики Кировской области заключили соглашение от 31.05.2019 N 33618412-1-2019-002 (далее - Соглашение) о предоставлении из областного бюджета в 2019 год бюджету сельского поселения Просницкого субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству спорта и молодежной политики Кировской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках результатов Регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва в Кировской области" на 2013 - 2021 годы (пункт 1.1).
На основании пункта 1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов регионального проекта по муниципалитету согласно приложениям N 1 и 2 к Соглашению, а именно: результат регионального проекта - поставлены комплекты спортивного оборудования, тип результата: закупка оборудования или услуг, значение результата: 1 единица, дата достижения результата: 25.12.2023.
Условиями Соглашения от 31.05.2019 определен общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете сельского поселения Просницкого на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в 2019 году - 3 134 454 рубля (пункт 2.1 Соглашения).
Общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету сельского поселения Просницкого, исходя из уровня софинансирования, равного 99 процентам, составляет в 2019 году не более 3 103 100 рублей (пункт 2.2 Соглашения).
Согласно пункту 3.2 Соглашения субсидия предоставляется при выполнении следующих условий:
а) наличие правового акта администрации Просницкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области об утверждении перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, указанного в пункте 1.2 Соглашения;
б) наличия в бюджете сельского поселения Просницкого бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 Соглашения от 31.05.2019;
в) проведение централизованной закупки в соответствии со статьей 16 Закона Кировской области от 18.12.2018 N 210-30 "Об областном бюджете на 2019 год на плановый период 2020 и 2021 годов".
Пунктом 4.3 Соглашения установлены обязанности Администрации обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 3.2 Соглашения от 31.05.2019 (пункт 4.3.1); обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением N 1 к Соглашению (пункт 4.3.3).
В пункте 6.1.1 Соглашения предусмотрено, что уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством спорта и молодежной политики Кировской области, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего соглашения и представлению отчетности, является Администрация.
Из пункта 6.1.3 Соглашения от 31.05.2019 следует, что показателем результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, является количество муниципальных районов (образований), где для центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) созданы малые спортивные площадки - 1.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Государственной программой Кировской области N 186/768, муниципальной программой, Соглашением установлено, что субсидия предоставляется на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием путем закупки и монтажа такого оборудования.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Администрация в рамках Контракта от 06.08.2019 на создание малой спортивной площадки с оснащением спортивно-технологическим оборудованием на станции Просница Кирово-Чепецкого Кировской области, заключенного с ООО "МАСТЕРКИДС", приняла и оплатила за счет бюджетных средств, в том числе, работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием.
Администрация считает, что работы и материалы, предусмотренные позициями N 38, 39, 42, 43, 48, 49 локальной сметы N 01-010-02 необходимы для монтажа и безопасной установки полимерного дренажного модуля и травмобезопасной резиновой плитки.
Непосредственно работы по монтажу резиновой плитки и полимерного дренажного модуля (позиции N 40, 41, 45, 46) не признаны УФК по Кировской области как необоснованно включенные в цену Контракта и свидетельствующие о нецелевом использовании денежных средств.
Необоснованно включенной в цену Контракта Управлением признана стоимость принятых заказчиком работ по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием не предусмотрены Государственной программой, Государственной программой Кировской области N 186/768 и Соглашением, работы по подготовке спортивной площадки к размещению на ней спортивно-технологического оборудования, оплата которых признана Управлением в качестве нецелевого использования средств предоставленной субсидии, не могут быть включены в состав работ по размещению (монтажу) данного оборудования, суды пришли к правильному выводу о нецелевом использовании Администрацией бюджетных средств в оспариваемой сумме.
Довод заявителя о том, что работы по подготовке спортивной площадки к размещению на ней спортивного оборудования не относятся к работам по благоустройству и подготовке земельного участка, а включены в состав работ по размещению (монтажу) данного оборудования рассмотрен судами и отклонен как необоснованный.
Таким образом, вывод судов о нецелевом расходовании Администрацией средств субсидии в этой части является верным.
На основании изложенного суды правомерно отказали Администрации в удовлетворении требования о признании незаконным пункта 1 представления Управления от 14.05.2021 N 40-23-09/12.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.06.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу N А28-8239/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Просницкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Государственная программа)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 декабря 2022 г. N Ф01-7401/22 по делу N А28-8239/2021