Нижний Новгород |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А38-2501/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.01.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от третьего лица: Гертнер А.С. (доверенность от 08.06.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда 05.09.2022
по делу N А38-2501/2022
по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл
о привлечении общества с ограниченной ответственностью охранного предприятия "Триада" (ИНН: 1215183444, ОГРН: 1141215006228)
к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
федеральное государственное унитарное предприятие "Главный радиочастотный центр,
и установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью охранного предприятия "Триада" (далее - Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Главный радиочастотный центр" (далее - Предприятие).
Решением суда от 24.06.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.09.2022 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть судебных актов, исключив из них вывод о наличии события вменяемого административного правонарушения.
По мнению заявителя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предприятие полагает ошибочным вывод судов о том, что объекты недвижимости, находящиеся в его хозяйственном ведении, подлежат государственной охране; суды не учли, что Предприятие не является ни структурным подразделением, ни территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Роскомнадзора, а действующее законодательство не содержит положений о том, что частными охранными организациями запрещается охрана всего имущества, находящегося в федеральной собственности. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Общество и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Обществу 31.03.2015 выдана лицензия на осуществление частной охранной деятельности.
Предприятие (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор оказания услуг централизованной охраны от 23.12.2021, согласно которому исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по централизованной охране объектов заказчика (в том числе объектов, расположенных по адресам: город Йошкар-Ола, улица Рябинина, дом 8а, город Йошкар-Ола, улица Дружбы, дом 94а, город Йошкар-Ола, улица Панфилова, дом 41), а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Услуги оказываются посредством реагирования на сигналы "Тревога", поступающие на ПЦН через ОС и ПС посредством выезда ГБР.
Уведомлением о начале оказания охранных услуг от 23.12.2021 Общество сообщило начальнику отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Йошкар-Оле) Управления о том, что с 01.01.2022 им взяты под охрану объекты Предприятия.
На основании постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по делу N А65-27763/2021 начальник Управления издал приказ от 25.04.2022 о проведении внеплановой проверки Общества.
В объяснениях от 06.05.2022 и от 12.05.2022 сотрудник и директор Общества, представитель Предприятия подтвердили фактическое оказание охранных услуг на объектах, поименованных в договоре.
В ходе проверки Управление установило, что Общество осуществляет охрану объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, что зафиксировано в акте от 13.05.2022 N 001. К акту приложена фототаблица.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление составило протокол об этом административном правонарушении от 19.05.2022 N 12ЛРР003190522000027 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Перечень N 587), Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Положение N 498), Положением о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, однако пришел к выводу о том, что срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к статье 14.1 КоАП РФ).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении правонарушения является обстоятельством, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, включена частная охранная деятельность.
В соответствии со статьей 1 Закона N 2487-1 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 указанного Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (абзац 1 статьи 11 Закона N 2487-1).
Абзацем третьим статьи 11 Закона N 2487-1 предусмотрено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" (далее - Закон N 57-ФЗ), а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
К объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется относятся в том числе, здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (пункт 1 Перечня N 587).
В соответствии с пунктом 1 Положения N 434, радиочастотная служба представляет собой единую систему организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также участвующих в предоставлении государственных услуг.
Организацию деятельности радиочастотной службы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).
Согласно пунктам 1, 2, 5.9 Положения о Роскомнадзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 (далее - Положение N 228), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти; находится в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе (включая предприятия радиочастотной службы).
Как следует из устава Предприятия, его имущество находится в федеральной собственности и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения; полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Роскомнадзор и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество), которое, в свою очередь, также является федеральным органом исполнительной власти.
Вопреки доводам Предприятия, суды обоснованно указали, что оно находится в ведении Роскомнадзора, входящего в структуру федеральных органов исполнительной власти.
В силу пункта 10 (а) Положения N 498 охрана объектов, предусмотренных Законом N 57-ФЗ, а также объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации частная охранная деятельность не распространяется, является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса, суды установили, что указанные объекты охраны относится к объектам, которые подлежат государственной охране; Общество же является негосударственной организацией, осуществляет частную охранную деятельность и не имеет полномочий на выполнение государственной охраны объектов, перечисленных в пункте 1 Перечня N 587.
Суды обоснованно указали, что факт закрепления объекта охраны за Предприятием на праве хозяйственного ведения не влечет изменения режима охраны, предусмотренного для объекта, используемого федеральным органом исполнительной власти.
С учетом изложенного, приняв во внимание, что у Общества не имелось объективных препятствий для соблюдения лицензионных требований, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях нарушителя состава вменяемого административного правонарушения.
Возражений относительно истечения срока давности привлечения к административной ответственности кассационная жалоба не содержит.
На момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса.
Доводы заявителей жалоб не опровергают сделанные судами выводы и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны ранее заявлявшимся в судах доводам, которым дана соответствующая правовая оценка. Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Кодекса заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022 по делу N А38-2501/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1, 2, 5.9 Положения о Роскомнадзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 (далее - Положение N 228), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти; находится в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе (включая предприятия радиочастотной службы).
...
В силу пункта 10 (а) Положения N 498 охрана объектов, предусмотренных Законом N 57-ФЗ, а также объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации частная охранная деятельность не распространяется, является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса, суды установили, что указанные объекты охраны относится к объектам, которые подлежат государственной охране; Общество же является негосударственной организацией, осуществляет частную охранную деятельность и не имеет полномочий на выполнение государственной охраны объектов, перечисленных в пункте 1 Перечня N 587.
...
На момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 января 2023 г. N Ф01-7919/22 по делу N А38-2501/2022