Нижний Новгород |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А43-635/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Клочковой А.В. (доверенность от 18.10.2022),
от ответчика: Рогалевой Ю.А. (доверенность от 09.01.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
товарищества собственников жилья-88
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022
по делу N А43-635/2022
по иску товарищества собственников жилья-88
(ИНН: 5262078807, ОГРН: 1025203750362)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора об оказании
услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
и установил:
товарищество собственников жилья-88 (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2022 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора от 17.01.2019 N СЖ/953/19 на оказание услуг по обращению с ТКО по спорным пунктам 6.2, 12 "в", 13 "а", 13 "б", 15 и 22.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами в части урегулирования разногласий, возникших при заключении пункта 15 договора, и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили пункт 8 Правил учета ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, поскольку полагает, что на него не распространяется ограничение по способу коммерческого учета ТКО.
Подробно доводы Товарищества изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Товарищества.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 12.12.2022.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела было отложено на 23.01.2023.
Согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.01.2023.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности 1, в которую входят города Нижний Новгород (за исключением Сормовского района), Дзержинск и Володарский район Нижегородской области; приступило к деятельности с 01.01.2019.
Общество направило Товариществу проект договора на оказание услуг по обращению ТКО от 17.01.2019.
Товарищество представленный проект договора не подписало, оформив к нему протокол разногласий (получен Обществом 30.01.2019).
Общество подготовило протокол урегулирования разногласий к договору на оказание услуг по обращению ТКО и направило его в адрес Товарищества (доказательств его получения Товариществом не имеется).
Ввиду недостижения сторонами договоренности по пунктам 6.2, 12 "в", 13 "а", 13 "б", 15, 22 договора от 17.01.2019 N СЖ/953/19 Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, при этом просило принять редакцию пункта 15 договора в предложенной им редакции, а именно: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных на месте накопления твердых коммунальных отходов".
Руководствуясь статьями 421 (пункты 1 и 4), 445 (пункт 2), 446 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 24.6 (пункт 2), 24.7 (пункты 1 и 5), 24.10 (пункты 1 и 2) Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), пунктами 5 (подпункт "а"), 6, 8 Правил учета ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Арбитражный суд Нижегородской области урегулировал разногласия при заключении договора, при этом утвердил пункт 15 договора в редакции Общества, указав на необходимость коммерческого учета ТКО расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 445 ГК РФ, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
В пункте 1 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с абзацем 1 пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном 8 разделом, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
На основании подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В пункте 8 Правил N 505 указано, что при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Разрешая настоящий спор, суды сделали вывод о том, что осуществление коммерческого учета ТКО Товариществом исходя из количества и объема контейнеров невозможно, поскольку такой вид учета может быть применен только при условии раздельного накопления ТКО, тогда как решение о раздельном накоплении ТКО Товарищество не принимало.
В связи с этим при урегулировании разногласий между Товариществом и Обществом, возникших при заключении договора от 17.01.2019, суды отклонили редакцию Товарищества, приняв редакцию Общества об осуществлении коммерческого учета накопления ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Однако судами не учтено следующее.
В пункте 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Правилами N 1156 предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО; количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Таким образом, в силу Правил N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО возможен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
При этом указание в пункте 8 Правил N 505 на осуществление коммерческого учета ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров) при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО, поскольку лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО. Именно собственник ТКО (Товарищество) вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что суды, неправильно применив нормы материального права, не разрешили возникшие между сторонами разногласия и не установили все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законных и обоснованных судебных актов.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении судам следует учесть изложенное, рассмотреть вопрос о возможности устранения разногласий сторон, возникших при заключении пункта 15 договора от 17.01.2019 N СЖ/953/19, с учетом того, что условия договора с одной стороны, не должны быть явно обременительными для Товарищества, а с другой - отражать интересы регионального оператора, а также предложить Товариществу уточнить требования для определения объема и количества контейнеров, места накопления ТКО и периодичности его вывоза.
Законность обжалуемых решения и постановления в остальной части не проверялась, поскольку лицами, участвующими в деле, данные акты не обжаловались.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу товарищества собственников жилья-88 удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 по делу N А43-635/2022 в части урегулирования разногласий, возникших при заключении пункта 15 договора от 17.01.2019 N СЖ/953/19 на оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами отменить.
Дело N А43-635/2022 в данной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Правилами N 1156 предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО; количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Таким образом, в силу Правил N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО возможен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
При этом указание в пункте 8 Правил N 505 на осуществление коммерческого учета ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров) при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО, поскольку лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 февраля 2023 г. N Ф01-7097/22 по делу N А43-635/2022
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2024 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 325-ПЭК24
14.12.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7874/2023
14.08.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4353/2022
02.05.2023 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-635/2022
06.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7097/2022
11.08.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4353/2022
22.04.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-635/2022