Нижний Новгород |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А43-6072/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Радченковой Н.Ш.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Нижегородские промышленные сети"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.08.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А43-6072/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижегородские промышленные сети" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28.02.2022 по делу об административном правонарушении N 052/04/9.15-2692/2021,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Электроконсалтинг-НН",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижегородские промышленные сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 28.02.2022 N 052/04/9.15-2692/2021. Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Электроконсалтинг-НН" (далее - ООО "Электроконсалтинг-НН").
Решением суда от 18.08.2022 постановление Управления изменено в части меры административного наказания - административный штраф заменен на предупреждение.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, указывает, что заявка публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" не соответствует классу 35кВ и выше, в связи с чем не должна публиковаться на сайте организации. В то же время в материалах дела указанная заявка отсутствует, определить ее содержание невозможно. Кроме того, заявитель указывает на процессуальные нарушения при проведении Управлением проверки. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы заявителя жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, рассмотрев обращение ООО "Электроконсалтинг-НН" на действия Общества, Управление 10.09.2021 вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 052/04/9.15-2692/2021 и проведении административного расследования.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Управление повторно произвело осмотр Интернет-сайта Общества и установило, что Общество не разместило на сайте информация о количестве поданных заявок и объеме мощности, необходимом для их удовлетворения за апрель 2021 года, а также о количестве аннулированных заявок на технологическое присоединение за май 2021 года, результаты осмотра зафиксированы в приложениях N 17, 18, 18.7, 18.8 к акту осмотра интернет-сайта от 19.11.2021.
При этом антимонопольным органом получена информация о том, что в Общество от публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" поступила заявка на технологическое присоединение от 06.04.2021 рег. N 001/21, которая была аннулирована письмом от 17.05.2021 N 061-21.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 9.15 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 15.12.2021 N 052/04/9.15-2692/2021 и приняло постановление 28.02.2022 N 052/04/9.15-2692/2021 о назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (далее - Стандарты N 24), суд первой инстанции изменил постановление Управления в части меры административного наказания - административный штраф заменил на предупреждение.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В статье 9.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти утверждают стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Требования к составу раскрываемой информации, а также сроки раскрытия информации установлены в Стандартах N 24.
Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов N 24 под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с данным документом.
В пункте 3 Стандартов N 24 предусмотрено, что информация субъектами рынков электрической энергии раскрывается путем: а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; б) опубликования в электронных средствах массовой информации; в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 данного документа; д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
В силу подпункта "д" пункта 19 Стандартов N 24 сетевая организация раскрывает информацию о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные по субъектам Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием количества поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, о сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявках на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности.
В соответствии с пунктом 20 Стандартов N 24 информация в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, указанная в подпункте "д" пункта 19, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно.
Предприятию вменялось отсутствие размещенной информации, предусмотренной Стандартами N 24.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды установили, что 06.04.2021 публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" подало Обществу заявку на технологическое присоединение, 17.05.2021 указанная заявка была аннулирована. В нарушение подпункта "д" пункта 19 Стандартов N 24 Общество не опубликовало (не раскрыло) информацию, раскрытие которой является обязательным согласно Стандартам N 24.
Общество имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, но не предприняло все зависящие от него меры для их соблюдения. Доказательств наличия объективных обстоятельств, не позволивших надлежаще исполнить требования действующего законодательства, Общество в материалы дела не представило.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Вместе с тем суды пришли к выводу о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Данный вывод судов заявитель кассационной жалобы не оспаривает.
Порядок и сроки привлечения лица к административной ответственности не нарушены. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, суды не установили.
Ссылку Общества на недоказанность факта совершения правонарушения суд округа не принимает. Оснований ставить под сомнение данные, полученные уполномоченными лицами по результатам проведенных мероприятий, из материалов дела не усматривается. Акт проверки исследован и оценен в совокупности с другими материалами по делу судами двух инстанций, которые признали состав правонарушения доказанным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.08.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А43-6072/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородские промышленные сети" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, но не предприняло все зависящие от него меры для их соблюдения. Доказательств наличия объективных обстоятельств, не позволивших надлежаще исполнить требования действующего законодательства, Общество в материалы дела не представило.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Вместе с тем суды пришли к выводу о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Данный вывод судов заявитель кассационной жалобы не оспаривает.
Порядок и сроки привлечения лица к административной ответственности не нарушены. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, суды не установили."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 февраля 2023 г. N Ф01-8853/22 по делу N А43-6072/2022