Нижний Новгород |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А29-13290/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 09.02.2023.
Решение изготовлено в полном объеме 10.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Толмачёва А.А.
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Буренковой Е.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго" (ИНН: 1103006077; ОГРН: 1121103001062) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного приказа Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2021 по делу N А29-14631/2021
заинтересованные лица - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214), Управление Федерального казначейства по Республике Коми (ИНН: 1101481447, ОГРН: 1021100514390), Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103044587, ОГРН: 1091103000988)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного приказа Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2021 по делу N А29-14631/2021 в размере 34 310 рублей 63 копеек, о взыскании процентов и 6000 рублей судебных расходов.
Доводы заявителя основаны на положениях Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениях, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Финансовое управление), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) и Управление федерального казначейства по Республике Коми (далее - УФК по Республике Коми).
Определением суда от 26.12.2022 предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по делу назначены на 09.02.2023.
Заявлением от 30.01.2023 ООО "Воркутинские ТЭЦ" уведомило суд о смене наименования заявителя и реквизитов для перечисления компенсации, согласно которому 05.12.2022 ООО "Воркутинские ТЭЦ" переименовано в общество с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго".
Таким образом, заявителем по рассматриваемому делу следует считать общество с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго" (далее - Общество).
Финансовое управление в отзыве на заявление просило отказать в удовлетворении требования о присуждении компенсации; указало, что судебный акт не был исполнен в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований на данные цели; муниципальное образование является дотационным. Заинтересованное лицо отмечает, что органами местного самоуправления и Республики Коми предприняты все доступные меры, направленные на уменьшение кредиторской задолженности.
Комитет в отзыве на заявление поддержал позицию Финансового управления, которое, по его мнению, предприняло все зависящие от него действия, направленные на исполнение судебного акта.
Комитет и Финансовое управление ходатайствовали о рассмотрении заявления о присуждении компенсации в отсутствие представителей.
Общество и УФК по Республике Коми, извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в их отсутствие.
Определением суда от 08.02.2023 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего судьи Когута Д.В. на председательствующего судью Толмачёва А.А.
Исследовав материалы дела, Арбитражный суд Волго-Вятского округа установил следующее.
Арбитражный суд Республики Коми судебного приказа от 30.11.2021 по делу N А29-14631/2021 удовлетворил иск Общества и взыскал с Комитета 314 665 рублей 38 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в сентябре 2021 года.
Указанное решение суда первой инстанции в соответствии со статьями 176 (часть 2) и 180 (часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступило в законную силу с 24.12.2021.
Судебный приказ поступил в УФК по Республике Коми на исполнение 12.01.2022.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа УФК по Республике Коми сообщило Комитету о приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налогового органа).
До настоящего времени судебный приказ Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2021 по делу N А29-14631/2021 не исполнен.
Длительное неисполнение судебного акта послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного приказа суда компенсации в сумме 34 310 рублей 63 копеек и процентов годовых за неисполнение судебного акта.
Рассмотрев доводы заявителя, заинтересованных лиц, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
В части 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление о компенсации) разъяснил следующее. Для исполнения судебных актов по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа и иных документов, предусмотренных законом.
Суд округа установил, что срок для исполнения судебного акта в рассматриваемом случае начал исчисляться с 12.01.2022 и истек 12.04.2022.
Согласно части 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 40 Постановления о компенсации при рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок арбитражный суд устанавливает факт нарушения данного права исходя из доводов, изложенных в заявлении, но не ограничиваясь ими, а также из достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта и общей продолжительности неисполнения судебного акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например, путем непредставления им реквизитов банковского счета.
В силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Исследовав материалы дела во взаимосвязи и в совокупности, суд округа пришел к выводу о том, что судебный приказ по делу N А29-14631/2021, выданный Обществу Арбитражным судом Республики Коми, надлежащим образом представлен в УФК по Республике Коми (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 55 Постановления о компенсации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения (пункт 56.1 Постановления о компенсации).
На основании установленных по делу обстоятельств суд округа пришел к выводу о том, что общая продолжительность неисполнения судебного приказа Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2021, вынесенного по делу N А29-14631/2021, со дня его поступления в УФК по Республике Коми (12.01.2022) на дату рассмотрения дела (09.02.2023) составляет 394 дня.
Такой срок исполнения судебного акта окружной суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
Ссылка заинтересованных лиц на отсутствие лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа судом округа во внимание не принимается, поскольку в силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации и пункта 1 Постановления о компенсации, присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Органы власти не могут ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неуплаты долга, установленного решением суда. Этот же принцип применим к сложностям, которые могут возникнуть в межбюджетных отношениях между получателями средств федерального бюджета, а также иным затруднениям, связанным, в том числе, с бюджетными проверками и согласованиями. Очевидно, что та или иная задержка исполнения судебного решения при определенных обстоятельствах может быть оправдана, но задержка не может быть такой, чтобы нарушала саму суть права на исполнение судебного акта в разумный срок. Финансовые трудности, испытываемые государством, не должны были препятствовать заявителю получить причитающиеся ему денежные суммы, присужденные в результате судебного разбирательства. Не приняв в течение значительного периода времени необходимых мер для исполнения вступившего в законную силу судебного решения, власти лишают заявителя права на судебное разбирательство и препятствуют получению денежных средств, на которые заявитель был вправе рассчитывать.
С учетом изложенного Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел установленным факт нарушения права Общества на исполнение судебного акта в разумный срок, поэтому признал требование о присуждении компенсации правомерным.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 40 Постановления о компенсации, установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (часть 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 2 Закона о компенсации определено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации (пункт 60 Постановления о компенсации).
Суд округа полагает, что при определении размера компенсации следует учитывать специфику географического расположения муниципального образования, экономическую ситуацию, обусловленную закрытием градообразующих предприятий и сокращением их производственных программ (регион внесен в перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением), предпринимаемые Финансовым управлением и администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" активные меры в целях получения дополнительного финансирования на содержание высвобождаемого и пустующего жилищного фонда в регионе (обращения в Правительство Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, главе Республики Коми, Правительство Российской Федерации), а также меры по реализации муниципалитетом программ по оздоровлению муниципальных финансов (оптимизации расходов) и переселению граждан из малозаселенных домов, внесение предложений по изменению налогового законодательства в отношении ресурсоснабжающих организаций.
Согласно разъяснениям, изложенным пункте 1 Постановления о компенсации, компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.
С учетом изложенного, принимая во внимание срок неисполнения судебного акта, довод заявителя о тяжелом материальном положении предприятия, возражения Финансового управления относительно ограниченных возможностей бюджета муниципального образования (городской бюджет сбалансирован по минимуму расходов по защищенным статьям на социально значимые цели), многолетней проблемы муниципального образования по содержанию пустующего жилищного фонда, значимость последствий просрочки исполнения судебного акта для взыскателя и обстоятельства производства по исполнению решения суда, Арбитражный суд Волго-Вятского округа считает возможным на основании принципов разумности и справедливости определить размер компенсации в сумме 17 000 рублей.
В связи с тем, что данное муниципальное образование является стабильно дотационным, а суммы дотаций, поступаемых на поддержку региона, в основном направляются на погашение задолженности по исполнительным листам, и наметилась положительная тенденция к сокращению общего количества судебных актов, находящихся на исполнении более одного года, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что основания для установления судебной неустойки (процентов годовых за неисполнение судебного акта) в этом случае отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления о присуждении компенсации в сумме 6000 рублей (подпункт 14 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации) относятся на муниципальное образование городского округа "Воркута" в лице Финансового управления.
Руководствуясь статьями 167, 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного приказа Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2021 по делу N А29-14631/2021 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103044587, ОГРН: 1091103000988) за счет средств бюджета муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго" (ИНН: 1103006077; ОГРН: 1121103001062) компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 17 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 6000 рублей.
Выплату произвести на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго" N 40702810200000094189 в Филиале "Газпромбанк" (акционерное общество) город Москва, корреспондентский счет N 30101810200000000823, БИК 044525823.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
Исполнительный лист выдать и направить с копией настоящего решения в Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.А. Толмачёв |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации (пункт 60 Постановления о компенсации).
...
Согласно разъяснениям, изложенным пункте 1 Постановления о компенсации, компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.
...
заявление общества с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного приказа Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2021 по делу N А29-14631/2021 удовлетворить частично."
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 февраля 2023 г. N Ф01-8241/22 по делу N А29-13290/2022