Нижний Новгород |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А29-13230/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от заявителя: Макаровой М.С. (доверенность от 01.06.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми
"Консультативно-диагностический центр"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022
по делу N А29-13230/2021
по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр"
(ИНН: 1101485970, ОГРН: 1031100433220)
о признании недействительным ненормативного акта государственного бюджетного
учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского
страхования Республики Коми"
(ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
и установил:
государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" (далее - Центр, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным акта комплексной проверки государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) от 03.09.2021 в части признания нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 793 549 рублей 05 копеек, а также соответствующей суммы штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Центр не согласился с принятыми судебными актами в части вывода о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на выплату отпускных главному врачу, главному бухгалтеру и главной медицинской сестре в размере 36 674 рублей 35 копеек, а также премий главному врачу по итогам работы за 2018 год, третий квартал 2019 года и 2019 год в сумме 1249 рублей 20 копеек и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. В отношении расчета средней заработной платы за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске главного врача, главной медицинской сестры и главного бухгалтера заявитель указывает, что из акта проверки невозможно установить, какие именно периоды выплаты премии были включены Фондом в расчет среднего заработка, что не позволяет определить правомерность расчета переплаты, признанной нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. Порядок предоставления контррасчета по результатам проверки нормами действующего законодательства не предусмотрен. Заявитель также указывает, что начисление премиальных выплат главному врачу правомерно произведено им с учетом исключения из фактически отработанного времени 22 августа - праздничного дня в соответствии с Законом Республики Коми от 05.05.2014 N 30-РЗ "О Дне Республики Коми".
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения; заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел комплексную проверку использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, в ходе которой установил нецелевое расходование средств ОМС в сумме в сумме 1 853 712 рублей 70 копеек.
По результатам проверки составлен акт от 03.09.2021, в котором Учреждению предложено восстановить в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в сумме 1 853 712 рублей 70 копеек, а также уплатить штраф в размере 185 371 рубля 27 копеек, исчисленный исходя из 10 процентов от указанной суммы.
Учреждение частично не согласилось с актом Фонда и обжаловало его в арбитражном суде.
Руководствуясь статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 9, 20, 34, 36, 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Законом Республики Коми от 05.05.2014 N 30-РЗ "О Дне Республики Коми", Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н), Арбитражный суд Республики Коми счел доказанным факт нецелевого использования средств ОМС в обжалуемой части и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом (пункт 2); осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12).
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 15, пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и пунктом 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108Н (далее - Правила N 108Н) установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя:
1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ;
2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Закона N 326-ФЗ;
3) расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в ходе проверки Фонд выявил переплату средств ОМС за счет отпускных выплат главному врачу, главному бухгалтеру и главной медицинской сестре на сумму 36 674 рубля 35 копеек.
При проверке правильности расчета средней заработной платы (среднего заработка) за период нахождения в отпуске главного врача (с 10 июня по 05 июля 2019 года, с 17 по 26 июля 2020 года), главной медицинской сестры (с 01 по 30 сентября 2019 года, с 13 по 19 июля 2020 года, с 12 сентября по 04 октября 2020 года) и главного бухгалтера (с 10 по 14 июня 2019 года, с 01 по 07 августа 2019 года, с 30 по 30 сентября 2019 года, с 02 по 13 декабря 2019 года, с 15 по 30 июня 2020 года, с 11 по 26 августа 2020 года, с 08 по 11 декабря 2020 года) Фонд установил, что завышение отпускных выплат за счет средств ОМС произошло по причине неверного расчета среднего заработка в связи с включением в данный расчет выплаченных премий с нарушением Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, а также включением в расчет сумм, начисленных за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и за счет средств от приносящей доход деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 данного Положения, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).
В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.06.2008 N 2337-17 разъяснено, что если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 ранее указанного Положения, не пересчитываются пропорционально отработанному времени только премии и вознаграждения, которые начислены за фактически отработанное время за месяцы расчетного периода. Иные премии и вознаграждения в этом случае учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, путем деления фактически начисленной суммы премиальных выплат, подлежащих перерасчету, на количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели в расчетном периоде по норме и умножения на количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели, приходящихся на отработанное время, а не пропорционально времени в периоде, за который начислена премия.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что исчисление среднего заработка работникам Ипатко И.А., Аливанкиной И.А., Щелкуновой Е.В. и последующее начисление отпускных выплат произведено с нарушением указанных нормативных положений. При этом выявленные отклонения приведены в приложении N 7/8 к акту проверки (том 1, лист дела 69), подробное описание нарушения отражено в акте проверки (том 1, лист дела 26).
С учетом изложенного довод Учреждения о том, что приведенный Фондом расчет не понятен, правомерно отклонен судами.
Суды также установили и материалами дела подтверждается, что Учреждению вменено нецелевое использование средств ОМС за счет переплаты премиальных выплат главному врачу по итогам работы за 2018 год, третий квартал 2019 года и за 2019 год в сумме 1249 рублей 20 копеек.
Так, в ходе проверки Фонд установил, что главному врачу в проверяемом периоды производились выплаты премий по приказам Министерства здравоохранения Республики Коми. При этом расчет премиальных выплат по итогам работы за 2018 год, за третий квартал 2019 года и за 2019 год произведен исходя из нормы рабочего времени, установленной Правительством Республики Коми на август 2018, 2019 годов - 22/21 день соответственно (с учетом установленного Законом Республики Коми от 05.05.2014 N 30-РЗ "О Дне Республики Коми" дополнительного нерабочего праздничного дня 22 августа, предоставляемого в государственных учреждениях Республики Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми), тогда как норма времени, утвержденная Правительством Российской Федерации, составляла 23/22 дня соответственно.
В соответствии с Законом Республики Коми от 05.05.2014 N 30-РЗ "О Дне Республики Коми" (далее - Закон N 30-РЗ) в Республике Коми 22 августа установлен государственный праздник Республики Коми - День Республики Коми, который является дополнительным нерабочим праздничным днем, отмечаемым ежегодно.
При этом в статье 2 Закона N 30-РЗ установлено, что предоставление дополнительного нерабочего праздничного дня в органах государственной власти Республики Коми, в государственных органах Республики Коми, государственных учреждениях Республики Коми осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на содержание указанных органов и учреждений.
Таким образом, источником финансового обеспечения указанного дополнительного нерабочего дня являются средства субъекта Российской Федерации, которые являются расходными обязательствами республиканского бюджета Республики Коми.
Учитывая изложенное, Фонд правомерно при расчете премий учитывал норму рабочего времени, установленную Правительством Российской Федерации, которая в августе 2018 и 2019 годов составила соответственно 23 и 22 рабочих дня.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Учреждение допустило нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в отношении обжалуемых эпизодов и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования в этой части.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 по делу N А29-13230/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей отнести на государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр".
Возвратить государственному автономному учреждению здравоохранения Республики Коми "Консультативно-диагностический центр" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.11.2022 N 590352 при подаче кассационной жалобы.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.06.2008 N 2337-17 разъяснено, что если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 ранее указанного Положения, не пересчитываются пропорционально отработанному времени только премии и вознаграждения, которые начислены за фактически отработанное время за месяцы расчетного периода. Иные премии и вознаграждения в этом случае учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, путем деления фактически начисленной суммы премиальных выплат, подлежащих перерасчету, на количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели в расчетном периоде по норме и умножения на количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели, приходящихся на отработанное время, а не пропорционально времени в периоде, за который начислена премия."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2023 г. N Ф01-3279/22 по делу N А29-13230/2021