Нижний Новгород |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А39-10585/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Радченковой Н.Ш., Соколовой Л.В.,
при участии представителей
от Министерства спорта Республики Мордовия:
Захаровой И.В. (доверенность от 18.01.2023),
от Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия:
Березина Е.Г. (доверенность от 22.12.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022
по делу N А39-10585/2021
по заявлению Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 23.09.2021 N 20-23/25-2021,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Ледовый дворец",
и установил:
Министерство спорта и молодежной политики Республики Мордовия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее - Управление) от 23.09.2021 N 20-23/25-2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Ледовый дворец" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.07.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
Управление не согласилось с принятым постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права и неполно выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Управление настаивает на том, что Министерством допущено нецелевое использование бюджетных средств. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило.
Определением суда округа от 07.02.2023 произведена замена судьи Башевой Н.Ю. на судью Соколову Л.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Мордовия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Управлением в отношении Министерства была проведена плановая выездная проверка порядка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
Результаты проверки отражены в акте от 16.04.2021.
В ходе проверки Управление пришло к выводу, что Министерством допущено нецелевое использование средств субсидии, выделенной на приобретение спортивного инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, выразившееся в направлении в 2019 году средств указанной субсидии в размере 25 510 204 рублей Учреждению.
Министерству было выдано представление от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991, в соответствии с пунктом 1 которого на заявителя возложены обязанности устранить нарушение путем возврата в доход федерального бюджета средств субсидии, использованных не по целевому назначению в общей сумме 25 000 000 рублей и принять меры по устранению причин и условий его совершения в дальнейшем путем расходования средств субсидии в соответствии с целями их предоставления, в срок до 15.12.2021.
Управление составило протокол об административном правонарушении от 13.09.2021 и вынесло постановление от 23.09.2021 N 20-23/25-2021 о привлечении Министерства к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 228 217 рублей 50 копеек.
Министерство не согласилось с данным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В статье 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Приказом Министерства от 09.01.2019 N 11 утверждено распределение объема субсидий за счет средств федерального и республиканского бюджетов на реализацию мероприятий регионального проекта "Спорт - норма жизни" по приобретению спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние на 2019 год, в том числе Учреждению, в сумме 25 510 204 рублей 08 копеек.
В августе и сентябре 2019 года в целях исполнения Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 19.04.2019 N 1-2019/19-Д96, заключенного Министерством и Учреждением, последнему перечислены денежные средства.
Целью предоставления субсидии, согласно пункту 1.2 соглашения от 19.04.2019, является проведение мероприятий, не включенных в государственное задание (в рамках направления, определенного соглашением от 09.02.2019 N 777-08-2019-102, совершенствование спортивной подготовки по хоккею в рамках договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.01.2019, заключенного Учреждением и ГБУ РМ "СШОР по хоккею"). Направлениями расходования субсидии являются: приобретение спортивно-технологического оборудования (приобретение комплектов хоккейных односторонних бортов (17 штук), ворота хоккейные профессиональные с сеткой (34 штуки), приобретение машины для заливки и уборки льда).
Дополнительным соглашением от 07.08.2019 N 1 пункт 1.2 указанного соглашения был изложен в новой редакции, в соответствии с которой целью предоставления субсидии является приобретение основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания (в рамках направления, определенного соглашением от 09.02.2019, совершенствование спортивной подготовки по хоккею в рамках договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.01.2019, заключенного Учреждением и ГБУ РМ "СШОР по хоккею"). При этом направлениями расходования субсидии определены: приобретение спортивно-технологического оборудования (приобретение комплектов хоккейных односторонних бортов (в том числе с защитным экраном) (17 комплектов), ворота хоккейные профессиональные с сеткой (40 штук), приобретение машины для заливки и уборки льда, приобретение машины для подрезки льда у борта).
Управление установило, что Учреждение не является спортивной школой олимпийского резерва по хоккею, не осуществляет спортивную подготовку и у него отсутствуют программы спортивной подготовки по хоккею. Исходя из установленных обстоятельств Управление пришло к выводу, что Министерство, перечислив денежные средства Учреждению, допустило нецелевое использование средств субсидии.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.11.2021 по делу N A39-7291/2021 признан недействительным пункт 1 представления Управления от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 в части требования об устранении нарушения путем возврата в доход федерального бюджета средств субсидии.
В рамках дела N A39-7291/2021 судом установлено, что на основании Закона Республики Мордовия от 22.07.1996 N 25-З "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Мордовия", Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.01.2019 N 23, и ходатайств ГБУ РМ "СШОР по хоккею" и Учреждения приказом Министерства от 27.09.2019 N 380 согласована безвозмездная передача особо ценного движимого имущества, принадлежащего Учреждению, в ГБУ РМ "СШОР по хоккею".
По акту приема-передачи от 03.10.2019 Учреждение передало в адрес ГБУ РМ "СШОР по хоккею" приобретенное оборудование на общую сумму 25 510 204 рубля, которое используется в целях совершенствования спортивной подготовки по хоккею.
Таким образом, суды установили, что цели предоставления субсидии достигнуты, средства субсидии направлены на приобретение спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, которое безвозмездно передано в спортивную школу олимпийского резерва по хоккею, в связи с чем ущерб федеральному бюджету не причинен.
Министерством соблюдены все условия, установленные Правилами предоставления и распределения субсидий и соглашением от 09.02.2019, межбюджетный трансферт на сумму 25 510 204 рубля направлен по целевому назначению.
Нецелевое использование Министерством бюджетных средств и, соответственно, наличие в действиях Министерства события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, Управлением не доказаны.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения Министерства к административной ответственности и правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления от 23.09.2021 N 20-23/25-2021.
Вывод суда апелляционной инстанции соответствует материалам дела, им не противоречит и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 АПК РФ оснований для отмены принятого судебного акта.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А39-10585/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
...
Нецелевое использование Министерством бюджетных средств и, соответственно, наличие в действиях Министерства события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, Управлением не доказаны."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2023 г. N Ф01-5874/22 по делу N А39-10585/2021