Нижний Новгород |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А79-245/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт проектирования, технологии и экспертизы строительства": Востриковой М.Ф. (доверенность от 09.01.2023),
от Управления городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики: Антоновой И.П. (доверенность от 23.09.2022),
Лебедевой Т.Н. (доверенность от 25.07.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.07.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022
по делу N А79-245/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт проектирования, технологии и экспертизы строительства"
(ИНН: 9701049811, ОГРН: 1167746874459)
к Управлению городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (ИНН: 2124035803, ОГРН: 1122124000701)
о признании незаконным решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Архитектурное бюро "Графит"
(ИНН: 2130126054, ОГРН: 1132130012838),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт проектирования, технологии и экспертизы строительства" (далее - Институт) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к Управлению городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Управление) о признании незаконным решения от 28.12.2021 N 28/01-699 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 23.08.2021 N 14.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Архитектурное бюро "Графит" (далее - Бюро).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.07.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Управление утверждает, что до вступления решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в законную силу Институт не исполнил свои обязательства. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержаны представителями в судебном заседании.
Институт в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Бюро, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Управление (заказчик) и Институт (исполнитель) заключили муниципальный контракт от 23.08.2021 N 14, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги по разработке проектно-сметной документации по благоустройству Бульвара по улице 10-й Пятилетки (участок от улицы Восточная до улицы Воинов-интернационалистов).
Согласно пункту 1.2 контракта требования к содержанию и результатам работ, являющихся предметом контракта, указаны в техническом задании (приложение 1). Результатом выполненных работ является разработанная проектно-сметная документация (стадия "Рабочая документация") и положительное заключение на объект.
Срок выполнения работ установлен в течение 90 календарных дней с момента заключения контракта (пункт 1.3 контракта).
В силу пункта 1.5 контракта разрабатываемая документация должна соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию", другим нормативным актам Российской Федерации и Чувашской Республики в части состава, содержания и оформления проектной документации, а также условиям контракта.
На основании пункта 3.1.1 контракта исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить заказчику проектную документацию и положительное заключение экспертизы по итогам исполнения контракта.
В пункте 1.8 технического задания срок выполнения проектных работ (рабочий проект, сметная документация) установлен в течение 45 дней с момента подписания контракта.
Согласно разделу 2 технического задания топографические материалы на проектируемую территорию (дежурный план города) в М 1:500 предоставляются заказчиком; границы проектирования проектная организация согласовывает с балансодержателем (земплепользователем) территории; технические условия на присоединение и перекладку существующих инженерных коммуникаций выдаются эксплуатирующими организациями по запросу проектной организации, управлением городского хозяйства администрации города Новочебоксарска; натурные обследования объекта, фотофиксация выполняются проектной организацией.
В пункте 3.3 технического задания указаны следующие этапы выполнения работ: 1) сбор исходных данных и материалов для разработки проекта: проведение проектных семинаров с населением города, презентация предварительной концепции благоустройства общественного пространства, презентация дизайн проекта благоустройства общественного пространства, работа с фокус-группами; 2) проведение всех необходимых обследование и изысканий, их анализ, получение технических условий на присоединение к инженерным сетям; 3) разработка архитектурно-планировочного решения; 4) проект согласовать с заказчиком - администрацией города Новочебоксарска, МБУ "АГУ г. Новочебоксарска" и другими заинтересованными организациями; 5) разработка проектной документации стадия "Рабочий проект"; 6) прохождение экспертизы (проводит исполнитель).
Состав проектной документации определен в пункте 4.1 технического задания.
В связи с невыполнением работ в установленный контрактом срок Управление приняло решение от 28.12.2021 N 28/01-699 об одностороннем отказе от его исполнения. Решение вручено Институту 05.01.2022.
Институт посчитал, что указанное решение является незаконным и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, АПК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании пункта 1 статьи 708 Кодекса в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 Кодекса).
В силу пунктов 8, 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 13.4 контракта предусмотрено право сторон на односторонний отказ от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм однозначно следует, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается под отлагательным условием. С момента получения решения у исполнителя имеется десятидневный срок для устранения нарушения, явившегося причиной отказа заказчика от исполнения контракта. В случае устранения нарушения, заказчик обязан принять решение об отмене ранее принятого решения.
В рассматриваемом случае Управление приняло решение вследствие непредставления к установленному контрактом сроку разработанной проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Оспариваемое решение от 28.12.2021 получено Институтом 05.01.2022 и вступило в силу 17.01.2022.
Из материалов дела следует, что, несмотря на истечение срока выполнения работ (21.11.2021), Управление от исполнения контракта не отказалось, а настаивало на его выполнении; в период исполнения контракта получило разделы разработанной проектной документации. 13.01.2022 в соответствии с пунктом 5.1 технического задания полностью скомплектованную проектную документацию получило в электронном виде, 15.01.2022 получило документацию на бумажном носителе.
Согласно письму Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 11.04.2022 N 07/17-4412 проектная документация "Благоустройство общественного пространства по улице 10-й Пятилетки (участок от улицы Восточная до улицы Воинов-Интернационалистов)" согласована главным архитектором Чувашской Республики.
На основании указанной проектно-сметной документации заключен муниципальный контракт от 28.03.2022 N 3 на выполнение работ по благоустройству территории.
Довод Управления о том, что данная проектно-сметная документация разработана Бюро, обоснованно признан судами несостоятельным, поскольку третье лицо выступало субисполнителем проектных работ. В соответствии с заключением специалистов ООО "Инжэкс" от 03.06.2022 N ПТЭС-01-3005 проектно-сметная документация, разработанная Бюро, соответствует проектной документации Института.
Как верно отметили суды, до вступления решения в законную силу Институт исполнил свои обязательства по передаче проектной документации в полном объеме. Данная проектная документация оформлена надлежащим образом и имеет для заказчика потребительную ценность. Отсутствие положительного заключения государственной экспертизы в рассматриваемом случае основанием для расторжения контракта являться не может, поскольку, как следует из письма АУ ЧР "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 14.02.2022 N 0461 основанием к отказу в принятии документов для государственной экспертизы явились, в том числе, отсутствие письма Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, подтверждающее сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта, содержащую информацию о предполагаемых источниках финансирования, и истечение срока действия доверенности, выданной застройщиком, что не находится в зоне контроля, осуществляемого Институтом.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли, что Управление обязано было принять решение об отмене решения от 28.12.2021 N 28/01-699. Поскольку возложенную на Управление Законом N 44-ФЗ обязанность оно не исполнило, оспариваемое решение вступило в законную силу, единственным способом защиты нарушенного права Института явилось принятие арбитражным судом решения о признании решения от 28.12.2021 N 28/01-699 незаконным.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 АПК РФ оснований для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.07.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 по делу N А79-245/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно отметили суды, до вступления решения в законную силу Институт исполнил свои обязательства по передаче проектной документации в полном объеме. Данная проектная документация оформлена надлежащим образом и имеет для заказчика потребительную ценность. Отсутствие положительного заключения государственной экспертизы в рассматриваемом случае основанием для расторжения контракта являться не может, поскольку, как следует из письма АУ ЧР "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 14.02.2022 N 0461 основанием к отказу в принятии документов для государственной экспертизы явились, в том числе, отсутствие письма Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, подтверждающее сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта, содержащую информацию о предполагаемых источниках финансирования, и истечение срока действия доверенности, выданной застройщиком, что не находится в зоне контроля, осуществляемого Институтом.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли, что Управление обязано было принять решение об отмене решения от 28.12.2021 N 28/01-699. Поскольку возложенную на Управление Законом N 44-ФЗ обязанность оно не исполнило, оспариваемое решение вступило в законную силу, единственным способом защиты нарушенного права Института явилось принятие арбитражным судом решения о признании решения от 28.12.2021 N 28/01-699 незаконным."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 февраля 2023 г. N Ф01-6753/22 по делу N А79-245/2022
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6918/2022
21.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6753/2022
14.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6918/2022
29.07.2022 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-245/2022