Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 1 сентября 2003 г. N 1554-РП
Городская целевая программа
развития туризма в городе Москве на 2004 год
Паспорт
Городской целевой программы развития туризма в городе Москве на 2004 год
Полное наименование Программы |
Городская целевая программа развития туризма в городе Москве на 2004 год |
Основания для разработки Программы |
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". 2. Закон города Москвы от 11.07.2001 N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве". 3. Постановление Правительства Москвы от 08.08.2000 N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г.Москве на период до 2010 года". 4. Постановление Правительства Москвы от 26.03.2002 N 208-ПП "О Концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" и первоочередных мерах по ее реализации". 5. Распоряжение Мэра Москвы от 16.02.2001 N 124-РМ "О профессиональной подготовке специалистов гостиничного комплекса города Москвы". 6. Распоряжение Мэра Москвы от 10.08.2001 N 799-РМ "О Программе "Гранты Мэра". 7. Постановление Правительства Москвы от 28.01.2003 N 35-ПП "О ходе реализации основных положений Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года". 8. Распоряжение Правительства Москвы от 25.03.2003 N 451-РП "О Плане работы Правительства Москвы на II квартал 2003 года". 9. Закон города Москвы от 15.05.2002 N 26 "О городском государственном заказе". |
Государственные заказчики Программы |
Валютно-финансовое управление города Москвы, Управление бюджетного планирования и городского заказа города Москвы |
Заказчики Программы |
Комитет по туризму города Москвы, Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы, ОАО "ГАО "Москва" |
Основные разработчики Программы |
- Комитет по туризму города Москвы - Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы - ОАО "Туристский информационный центр города Москвы" - ОАО "ГАО "Москва" - Региональная общественная организация "Московский центр содействия развитию туризма" |
Срок выполнения Программы |
2004 год |
Основные цели Программы |
1. Увеличение доходов от туризма и инфраструктуры туризма. Рост поступлений от туристской деятельности в городской бюджет. 2. Развитие туризма для повышения уровня жизни москвичей. Использование социальной роли туризма (отдых россиян, развитие социальных контактов, связей между людьми). 3. Развитие гостиничного комплекса, обеспечивающего предоставление широкого спектра услуг на уровне международных стандартов. 4. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест. 5. Обеспечение комфортных условий пребывания туристов. 6. Стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики. 7. Развитие чувства национального достоинства, как следствие роста туристской привлекательности национальных культурно-исторических объектов. |
Основные задачи Программы |
1. Определение комплекса целевых мероприятий по развитию и управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией Москвы на 2004. 2. Развитие предпринимательства в сфере туризма в Москве, и прежде всего въездного и внутреннего туризма. 3. Стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения. 4. Развитие инфраструктуры туризма в городе Москве. 5. Создание туристско-рекреационных зон на территории Москвы как объектов комплексного обслуживания туристов с территориальной привязкой к местам, привлекательным для туристов. 6. Реализация концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы". 7. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевых,"знаковых" событий года. 8. Проведение рекламно-информационной деятельности, направленной на создание образа Москвы как крупнейшего центра туризма в мире и продвижение его на российский и международный туристские рынки. 9. Создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов для гостиничной сферы, способных обеспечить высокое качество и культуру обслуживания гостей столицы с гарантированной системой трудоустройства на предприятиях гостиничного комплекса. 10. Вывод предприятий гостиничного комплекса на фондовый рынок. 11. Модернизация системы управления гостиничным комплексом для регулирования загрузки номерного фонда в общегородском масштабе с целью увеличения доходности гостиничной отрасли. |
Основные мероприятия |
1. Создание образа Москвы как города, благоприятного для туризма. Рекламно-информационная деятельность. 2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма. 3. Создание условий для развития туризма в городе Москве. 4. Подготовка кадров для гостиничного хозяйства. 5. Научное обеспечение туристской и гостиничной деятельности. |
Объем финансирования Программы |
Всего по всем источникам финансирования 310 млн. рублей, в том числе: - по статье бюджета города Москвы "Государственная поддержка туризма" - 270 млн. руб. - по инвестиционной программе - 40 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты выполнения Программы |
Увеличение въездного туристского потока до 3 млн. иностранных туристов и 5 млн. российских туристов в год к концу 2004 года |
Основные исполнители Программы |
Комитет по туризму города Москвы, Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы, ОАО "ГАО "Москва" |
Соисполнители Программы (по согласованию) |
ОАО "Туристский информационный центр города Москвы", Московская ассоциация туристических агентств, Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы, ГМЗ "Коломенское", ВАО "Интурист", НОУ "ГУЦ ГТК", Мосгоркомстат, ГУПы - владельцы гостиниц, ГУП "Учебно-тренинговая гостиница", ЗАО "Медси холдинг", Москомархитектура, ЗАО "Стольный Град", ОАО "Москапстрой", ООО РСДК, ОАО "Декорум", ОАО "Гостиница "Будапешт", ОАО "Бейджинг инвест", Географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова |
Руководитель Программы |
Антюфеев Григорий Валентинович, председатель Комитета по туризму города Москвы, тел. 290-20-03 |
Координатор Программы |
Комитет по туризму города Москвы |
Система контроля за исполнением Программы |
Исполнители городских заказов в рамках данной Программы подбираются на конкурсной основе в ходе конкурсов (тендеров), проводимых государственными заказчиками Программы в соответствии с действующим законодательством. Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляется с помощью механизма юридической ответственности исполнителей городских заказов по заключаемым договорам. В ряде случаев, когда организация является уникальным исполнителем задач городского заказа, она может быть выбрана в качестве исполнителя без конкурса. |
Введение
Городская целевая программа развития туризма в городе Москве на 2004 год (далее по тексту - Программа) разработана во исполнение п.6.1 постановления Правительства Москвы от 28.01.2003 N 35-ПП "О ходе реализации основных положений Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года" и содержит обоснование комплекса мероприятий по дальнейшему развитию туристской индустрии в Москве.
Правительство Москвы придает особое значение развитию туризма, видя в нем фактор, способный решить не только многие социально-экономические проблемы города, но и обеспечить определенное положение столицы России в ряду наиболее привлекательных для туристов городов мира. Еще в мае 1996 года, принимая программу развития гостинично-туристского комплекса, Правительство Москвы определило туризм как приоритетное направление в экономике города.
В августе 2000 года Правительство Москвы одобрило основные положения Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года, заложив тем самым базу для систематической и последовательной работы отраслевого органа исполнительной власти - Комитета по туризму города Москвы и других структурных подразделений Правительства Москвы по стимулированию туризма и туристской деятельности в городе.
В соответствии с основными положениями Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года велась работа в 2001, 2002 годах, спланированы и выполняются Комплексные целевые мероприятия на 2003 год по реализации вышеупомянутых положений.
Цель настоящей Программы - создать в 2004 году условия для планового развития нарастающими темпами индустрии туризма как ключевой отрасли экономики Москвы.
Программа рассчитана на один год, носит комплексный характер и призвана усилить влияние Правительства Москвы на развитие отрасли туризма. Программа предусматривает решение проблемы взаимодействия в едином туристском пространстве с другими регионами Российской Федерации. Программа подготовлена Комитетом по туризму города Москвы при участии Комитета по внешнеэкономической деятельности города Москвы, ОАО "Туристский информационный центр города Москвы", ОАО "ГАО "Москва", Московской ассоциации туристических агентств, Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы, ГМЗ "Коломенское", специалистов высших учебных заведений, руководителей предприятий туристско-гостиничного комплекса.
I. Обоснование целей и задач программы
1. Структура туристских потоков
Уже в 2001-2002 годах значительные усилия Правительства Москвы по развитию туристской инфраструктуры города и созданию образа столицы как международного туристского, культурного и делового центра привели к серьезным позитивным результатам. Общая численность гостей, посетивших российскую столицу в 2001 году, увеличилась на 10% по сравнению с показателем 2000 года, и превысила 17 млн. человек. Из них примерно 13,5 млн. человек были экскурсантами, то есть внутренними туристами, которые не проживали в московских гостиницах. Еще около 2,5 млн. россиян, приезжавших в Москву, останавливались в гостиничном секторе города хотя бы на одну ночь. Более 1 млн. 700 тыс. гостей столицы в 2001 году составили иностранные граждане.
В 2002 году в результате проведенных мероприятий количество иностранных гостей Москвы возросло на 32% и превысило 2,259 млн. человек. Количество поездок с чисто туристическими целями возросло на 53%.
Таким образом, в целом, начиная с 1999 г. ежегодный приток иностранных граждан в столицу возрос более чем на 50% (рис. 1), а общее число иностранных туристов в 2002 году составило 152% к туристскому потоку 1999 года.
Именно иностранные туристы представляют наибольший интерес для развития гостиничной инфраструктуры и всей туристской индустрии, т.к. каждый иностранный турист приносит городу в среднем около 1000 долларов США.
Москва традиционно является абсолютным лидером среди других российских городов по числу посетивших ее зарубежных гостей. По некоторым оценкам, до 70% всех иностранцев, приехавших в Россию, обязательно посещают наш город.
Рис. 1. Динамика общей численности иностранных граждан, прибывших в Москву через международные аэропорты и ее изменение по сравнению с уровнем 1999 г. (по данным Федеральной пограничной службы Российской Федерации)
"Рис. 1. Динамика общей численности иностранных граждан, прибывших в Москву через международные аэропорты и ее изменение по сравнению с уровнем 1999 г." (по данным Федеральной пограничной службы РФ)
2. Приоритеты в развитии туризма в Москве
1. Первоочередное развитие въездного и внутреннего туризма.
2. Создание комфортных условий пребывания туристов в городе.
3. Акцентированная рекламная и PR-кампания по созданию образа Москвы как города благоприятного для туризма.
4. Маркетинговая деятельность по продвижению городского туристского продукта на международном туристском рынке и внутри России.
5. Проведение и широкое освещение крупных "знаковых" событий в городе, привлекающих внимание к Москве как мировому центру туризма.
6. Развитие бизнес-туризма.
7. Расширение существующей гостиничной базы, за счет чего будет достигнуто увеличение объемов получаемых от отрасли доходов. Основной прирост номерного фонда будет достигнут за счет расширения сегмента гостиниц среднего уровня обслуживания (класс 3 звезды), строительства первоочередных объектов в соответствии со Схемой размещения гостиниц в Москве до 2005 года.
8. Развитие объектов туристско-гостиничного назначения, попадающих в туристско-рекреационную зону "Золотое кольцо Москвы".
9. Техническое переоснащение гостиниц, находящихся в собственности города.
3. Задачи Программы развития туризма в Москве на 2004 год
1. Определение комплекса целевых мероприятий по развитию и управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией Москвы на 2004 год.
2. Развитие предпринимательства в сфере туризма в Москве, и прежде всего, в области въездного и внутреннего туризма.
3. Стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения.
4. Развитие инфраструктуры туризма в г.Москве. Повышение экономической эффективности гостиничной отрасли как за счет расширения предложения на рынке, так и за счет проведения ряда мероприятий по повышению интенсивности использования уже имеющегося номерного фонда.
5. Создание условий для развития туристских зон на территории Москвы. Реализация концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы".
6. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевых, "знаковых" событий года.
7. Осуществление рекламно-информационной деятельности, направленной на создание образа Москвы как крупнейшего центра туризма в мире и продвижение его на российский и международный туристские рынки.
8. Создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов для гостиничной сферы, способных обеспечить высокое качество и культуру обслуживания гостей столицы, с гарантированной системой трудоустройства на предприятиях гостиничного комплекса.
9. Вывод предприятий гостиничного комплекса на фондовый рынок.
10. Модернизация системы управления гостиничным комплексом для регулирования загрузки номерного фонда в общегородском масштабе с целью увеличения доходности от гостиничной отрасли.
4. Эффективность программных мероприятий
Об экономической эффективности бюджетного финансирования мероприятий по развитию туризма следует судить по экономическому результату, достигнутому вследствие этих мероприятий. Рассчитать рентабельность бюджетных вложений можно по соотношению между дополнительными доходами от туристской деятельности, полученными за определенный период, и расходами на развитие этой деятельности.
Экономическую эффективность настоящей Программы на 2004 год можно рассчитывать на основе проектных показателей въездных потоков. Если доходами от программных мероприятий считать поступления в экономику города во время пребывания туристов в Москве, то при средних расходах одного иностранного туриста, равных 400 долл. США, и ожидаемом приросте потоков иностранных туристов на 600 тыс. человек в 2004 году, на каждый затраченный по Программе доллар экономика города получит 28 долларов дохода. Если учесть, что расходы на рекламу и выставки за 2004 год составят 50% от средств, выделенных из городского бюджета на развитие туризма, то эффективность расходования этой части средств составит уже 55 долларов дохода на каждый вложенный доллар.
Расширение гостиничной базы города за счет строительства новых гостиничных объектов (до 2010 года) позволит обеспечить поступления в бюджет города до 125 млн.долл. США. В 2004 году дополнительная сумма поступлений в бюджет города составит около 17,85 млн.долл. США.
Реализация Программы расширения номерного фонда осуществляется без дополнительной нагрузки на городские земли в виде новых землеотводов с использованием имеющегося резерва земельных участков в 16,3 га. Бюджетный эффект этой части в 2004 году оценивается в 22,14 млн. долл. США.
При соотнесении получаемых налоговых поступлений в городской бюджет к потребности в привлечении инвестиций (финансирования) на реализацию Концепции развития ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", оцениваемой около 2300 млн.долл.США, очевидно, что, даже предусматривая запас в 30-40%, налоговые поступления в городской бюджет от развития этой сферы покрывают потребность в инвестициях к 2012 -2015 году.
Рост действующей гостиничной сети показывает, что повышение загрузки действующих гостиниц Москвы на 1 процент в год позволяет дополнительно получить доход в 4 млн.долл. США. В 2004 году это увеличение может прогнозироваться как 14 млн.долл. США. От налога на прибыль бюджет получит дополнительно около 0,7 млн.долл. США, не считая других выплат.
В сочетании с совершенствованием организационной структуры городских отелей за последние два года указанные мероприятия позволили увеличить сумму уплачиваемых дивидендов акционерными гостиничными предприятиями с 300 тыс.руб. до 5,4 млн. руб., то есть почти в 18 раз. Расчетная сумма дивидендных платежей в 2004 году может быть оценена в 12 млн.руб. (0,375 млн.долл. США). Бюджетный эффект этой части составит 1,375 млн.долл. США.
По сложившейся практике, 100% привлеченных в город инвестиций дают не менее 9% налоговых поступлений. По самой минимальной оценке, привлечение в 2004 году с международного рынка инвестиций в сумме около 50 млн.долл.США в туристско-гостиничную отрасль города обеспечит дополнительные налоговые поступления в размере 4,5 млн.долл. США.
Таким образом, прогнозируемый суммарный бюджетный эффект общего функционирования индустрии туризма оценивается в 316 млн.долл. США, при бюджетном финансировании на 2004 год по статье "Государственная поддержка туризма" в сумме 270 млн.руб. (8,4 млн.долл. США), в том числе кредит 15 млн. руб. и по инвестиционной Программе в сумме 40 млн.руб.
Социально-экономический эффект реализации Программы выражается в создании дополнительных 1500 рабочих мест на предприятиях туристско-гостиничного комплекса. Экологическое воздействие Программы оценивается как результат мероприятий по строительству новых объектов, соответствующих по экологической составляющей стандартам и прошедших экологическую экспертизу.
5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Текущее управление и контроль за выполнением Программы осуществляется структурным подразделением Правительства Москвы, курирующим вопросы туризма - Комитетом по туризму города Москвы. Ход выполнения Программы курируется заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по внешним связям.
Валютно-финансовое управление города Москвы и Управление бюджетного планирования и городского заказа города Москвы по представлению Комитета по туризму города Москвы формируют бюджетную заявку на 2004 финансовый год для финансирования мероприятий Программы. Для успешного выполнения Программы в рамках городского бюджета выделяется отдельная статья 3005 "Государственная поддержка туризма" и в инвестиционной программе Правительства Москвы - статья 0707 "Строительство, архитектура. Капитальные вложения. Туризм". В бюджетной заявке предусматриваются объемы запрашиваемых ассигнований по мероприятиям Программы. К бюджетной заявке прилагаются пояснительная записка и бизнес-план по вновь намечаемым мероприятиям, предлагаемым к реализации в 2004 финансовом году.
На всех этапах реализации контроль за ходом выполнения Программы осуществляется ежеквартально. В связи с отсутствием репрезентативной статистики по туризму контроль за выполнением Программы будет осуществляться по следующим показателям:
- количество и качество проведенных мероприятий по Программе (план/факт);
- количество утвержденных документов по Программе (план/факт);
- количество прибывших туристов (план/факт).
В конце года предполагается проводить экспертный опрос среди руководителей туристских фирм в целях определения влияния выполнения Программы на число туристов, посетивших Москву, заполняемость гостиниц и т.д. Подобную оценку предполагается проводить в рамках реализации предусмотренного Программой ежегодного маркетингового исследования состояния туристской отрасли.
II. Мероприятия Целевой программы развития туризма в Москве в 2004 году
1. По туристскому комплексу
Проект 11 |
Разработка и подготовка "знаковых" мероприятий в культурной, научной, спортивной жизни города, привлекающих большое количество участников и гостей из России и зарубежных стран: общегородского празднования Широкой Масленицы и Международного молодежного фестиваля циркового искусства |
17,6595 |
- |
17,6595 |
Цель проекта |
- создание "знаковых" мероприятий, которые станут неотъемлемой частью событийного календаря столицы и вызовут интерес у мировой общественности; - формирование и закрепление положительного имиджа г.Москвы, способствующего значительному привлечению как зарубежных, так и отечественных туристов; - позиционирование Правительства Москвы как основного организатора "знаковых" мероприятий в Москве, привлекающих внимание мировой общественности и способствующих росту туристских потоков; - активное содействие в сохранении культурного, исторического и природного наследия г.Москвы; - содействие развитию российских культурных традиций гостеприимства. |
|||
Ожидаемые результаты |
Проведение 2-3 мероприятий в год как традиционных "знаковых" общегородских событий (в том числе празднование Широкой Масленицы, ожидаемый охват - не менее 80 тыс.чел.). Привлечение в Москву для участия в мероприятиях или в качестве гостей дополнительного числа туристов: до 30 тысяч иностранных туристов и до 50 тысяч российских туристов. Рост престижа России и создание образа Москвы как международного туристского центра в результате широкого освещения проводимых мероприятий в зарубежной и российской прессе. Мобилизация возможностей предприятий турсервиса по приему и обслуживанию туристов. Сбор и аккумулирование всей информации о значимых событиях и мероприятиях г.Москвы, всецело затрагивающих туристский рынок, с целью их эффективного использования в специальных проектах, направленных на поддержание положительного имиджа г.Москвы; предоставление зарубежным и отечественным гостям столицы актуальной информации о подготовке и проведении специальных проектов; широкое предварительное и последующее освещение в СМИ (телевидение, радио, специализированные печатные издания, интернет) и через консульскую службу МИД РФ каждого специального проекта с целью обеспечения максимальной доступности и достоверности информации для зарубежных и отечественных потребителей о туристских продуктах и ресурсах г.Москвы в рамках проведения каждого специального проекта; |
2. По гостиничному комплексу
Проект 5 |
Обеспечение выполнения программы "Гранты Мэра Москвы" по обучению студентов из малообеспеченных семей |
6,5 |
- |
6,5 |
Цель проекта |
Организация в 2004 году набора не менее 30 студентов из малоимущих семей в Государственное образовательное учреждение "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса". |
|||
Ожидаемые результаты |
Рост числа высококвалифицированных специалистов для гостиничной отрасли за счет молодежи из малообеспеченных семей, способных обеспечить высокое качество и культуру обслуживания гостей столицы, с гарантированной системой трудоустройства на предприятиях гостиничного комплекса. |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Москвы от 1 сентября 2003 г. N 1554-РП "О Городской целевой программе развития туризма в городе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.