Нижний Новгород |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А28-1262/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022
по делу N А28-1262/2022
по заявлению муниципального казенного учреждения администрации Вятскополянского района Кировской области (ИНН: 4307001450, ОГРН: 1024300613270)
к Министерству финансов Кировской области
(ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497)
о признании недействительным представления,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,- Министерство спорта и молодежной политики Кировской области
(ИНН: 4345098756, ОГРН: 1054316536295),
и установил:
муниципальное казенное учреждение администрации Вятскополянского района Кировской области (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Министерству финансов Кировской области (далее - Министерство финансов) о признании незаконным представления от 17.01.2022 N 53-19-05/064.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спорта и молодежной политики Кировской области.
Решением суда от 30.08.2022 заявленное требование удовлетворено частично: представление Министерства финансов от 17.01.2022 N 53-19-05/064 в части нарушений, указанных в пункте 1 описательной части оспариваемого представления, а также в части требований устранить нарушения, указанные в пункте 1 описательной части представления от 17.01.2022 N53-19-05/064, признано неправомерным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 решение оставлено без изменения.
Министерство финансов не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворения требования Администрации и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили статью 192 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положения Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Закон N 489-ФЗ), Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила N 1050), семья Белоусовых утратила право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в связи с достижением Белоусовым М.В. 35 лет на момент получения выплаты.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве возразила относительно доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство спорта 05.12.2019 издало приказ N 284 об утверждении списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Кировской области. В данный список включена семья Белоусовых.
Министерство спорта (Субъект) и муниципальное казенное учреждение администрация Вятскополянского района Кировской области (Муниципалитет) 22.01.2020 заключили соглашение N 33610000-1-2020-003 "О предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на софинансирование расходных обязательств на представление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья" (далее - Соглашение).
В силу пункта 4.3.8 Соглашения Муниципалитет обязуется выполнять обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий и настоящим соглашением.
Министерством финансов в отношении Администрации проведена плановая камеральная проверка на основании приказа Министра финансов от 15.09.2021 N 215 "О назначении контрольного мероприятия (плановой камеральной проверки)" и на основании плана контрольных мероприятий Министерства финансов по внутреннему государственному финансовому контролю на 2021 год, утвержденного приказом министра финансов Кировской области от 25.12.2020 N 271 на предмет соблюдение целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья государственной программы Кировской области "Обеспечение граждан доступным жильем" за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе проверки Министерством финансов, установлено, что 02.07.2018 Белоусов Михаил Васильевич обратился в Администрацию Краснополянского городского поселения Кировской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ввиду отсутствия достаточной площади жилого помещения для всех членов семьи.
Постановлением Администрации Краснополянского городского поселения Кировской области от 06.07.2018 N 129 "Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий без постановки на учет Белоусов Михаил Васильевич 12.09.1984 г.р. и члены его семьи в составе: жена: Белоусова Светлана Владимировна, 1989 г.р.; сын: Белоусов Никита Михайлович, 2013 г.р.; сын: Белоусов Кирилл Михайлович, 2018 г.р.; сын: Белоусов Даниил Михайлович, 2018 г.р.
Постановлением Администрации Вятскополянского района Кировской области от 31.07.2018 N 612 "О включении в список молодых семей-участников отдельного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" подпрограммы "Реализация социальной политики" муниципальной программы Вятскополянского района "Создание условий, способствующих развитию района" на 2014-2020 годы семья Белоусовых включена в список молодых семей-участников мероприятия.
На основании Протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений молодых семей, изъявивших желание принять участие в отдельном мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" подпрограммы "Реализация социальной политики муниципальной программы Вятскополянского района "Создание условий, способствующих развитию района" от 11.02.2020 N 14, комиссией принято решение выдать 27.02.2020 молодой семье Белоусовых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Срок действия Свидетельства от 27.02.2020 N 7, выданного семье Белоусова М.В., продлен до 27.11.2020.
Белоусова Светлана Владимировна, действующая от своего имени и как законный представитель от имени своих несовершеннолетних детей, и Белоусов Михаил Васильевич (далее - Покупатели) заключили договор купли-продажи от 03.09.2020 с Зубовой Галиной Васильевной (далее - Продавец), согласно которому Продавец продал, а Покупатель купил в общую долевую собственность (по 1/5 доли в праве у каждого) земельный участок и расположенный на нем жилой дом, общей площадью 47,1 кв.м., по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д. 61.
Цена приобретаемых в общую долевую собственность жилого дома и земельного участка определяется по соглашению сторон в сумме 1 325 000 рублей, в том числе стоимость жилого дома - 1 000 000 рублей, земельного участка 325 000 рублей.
Постановлением Администрации Вятскополянского района Кировской области от 21.09.2020 N 576 "О перечислении денежных средств" Администрация Вятскополянского района постановила отделу бухгалтерского учета перечислить денежные средства в размере 854 752 рубля 50 копеек в Кировский РФ АО "Россельхозбанк" на банковский счет семьи Белоусовых, согласно заявке на перечисление средств местного, областного, федерального бюджетов, предоставляемых в качестве социальной выплаты, выделяемой молодым семьям в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 21.09.2020 от Кировского РФ АО "Россельхозбанк" на получателя социальной выплаты семью Белоусовых.
Белоусову Михаилу Васильевичу денежные средства перечислены Администрацией платежным поручением от 30.09.2020 N 839605 в сумме 854 752 рубля на счет, открытый в АО "Россельхозбанк".
На момент государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный выше жилой дом (17.09.2020) и перечисления объектом контроля социальной выплаты (30.09.2020) Белоусов Михаил Васильевич 12.09.1984 г.р. достиг возраста 36 лет.
Жилое помещение, расположенное по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д.61, в момент приобретения его семьей Белоусовых не подключено к централизованным сетям отопления и горячего водоснабжения, не обеспечено инженерными системами (горячее водоснабжение, отопление), что не соответствует уровню благоустройства, установленному Постановлением Администрации города Вятские Поляны от 21.05.2001 N 405 "О средней степени благоустройства жилых помещений в городе Вятские Поляны" (далее - Постановление N 405).
Решение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания (что оно отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) и о соответствии уровня благоустроенности, установленному Постановлением N 405, не принималось.
Администрация перечислила средства субсидии на выплату семье Белоусовых в отсутствие надлежащего контроля за тем, насколько приобретенное по договору купли-продажи от 03.09.2020 жилое помещение, расположенное по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д. 61, соответствует установленным обязательным требованиям.
Тот факт, что семье Белоусовых ранее выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", не исключал обязанности Администрации по проверке соответствия приобретенного помещения установленным требованиям.
Перечисленные выше обстоятельства были отражены в акте камеральной проверки муниципального казенного учреждения администрация Вятскополянского района Кировской области (Администрация Вятскополянского района) от 01.12.2021.
Министерство финансов 17.01.2022 выдало Администрации представление N 53-19-05/064.
В описательной части данного представления указано, в том числе следующее.
В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта 31 пункта 1 статьи 14 Закона Кировской области от 19.12.2019 N 325- ЗО "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон N 325-ЗО), пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, устанавливающие порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, пункта 2 Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, пункта 2 Порядка предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 753-П, пунктов 1.1, 4.3.8 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья от 22.01.2020 N 33610000-1-2020-003 (далее - Соглашение от 22.01.2020), Администрацией платежным поручением от 30.09.2020 N 839605 перечислены средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения семье, не отвечающей требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и утратившей право на получение соответствующей социальной выплаты, в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, в общей сумме 854 752 рубля 50 копеек, что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 1).
В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 33, 38 Правил N 1050, пунктов 1.1, 1.2, 4.3.8 Соглашения от 22.01.2020, пункта 1 Постановления N 405 Администрацией в отсутствие надлежащего контроля перечислены средства социальной выплаты семье на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д.61, которое не отвечает степени благоустройства жилого помещения применительно к условиям г. Вятские Поляны (отсутствует центральное отопление и централизованное горячее водоснабжение), что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в общей сумме 854 752 рублей 50 копеек (пункт 3).
В нарушение пунктов 33, 47 Правил N 1050 Администрацией не обеспечена проверка сведений, содержащихся в документах, о соответствии жилых помещений, приобретенных молодыми семьями в 2020 году, требованиям статей 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (пригодны для постоянного проживания) и степени благоустроенности применительно к условиям населенных пунктов, в которых приобретались жилые помещения для постоянного проживания (пункт 4).
Резолютивная часть представления Министерства финансов от 17.01.2022 N 53-19-05/064 содержит, в том числе следующие требования.
1. В связи с нецелевым и неправомерным использованием средств субсидии:
1) устранить нарушение, указанное в пункте 1 описательной части настоящего Представления;
2) устранить нарушение, указанное в пункте 2 описательной части настоящего Представления, путем возврата в областной бюджет средств субсидии в общей сумме 730 813 рублей 42 копеек и принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
2. По нарушениям, указанным в пункте 4 описательной части настоящего представления, принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений не позднее 04.02.2022.
Не согласившись с указанным представлением Министерства финансов в части пунктов 1, 2, 4 описательной части, администрация обратилась в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 158, пунктом 1 статьи 162, статьей 269.2, пунктом 2 статьи 270.2, статьями 306.1 и 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, Правилами N 1050, Законом N 325-ЗО, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование частично: представление Министерства финансов от 17.01.2022 N 53-19-05/064 в части нарушений, указанных в пункте 1 описательной части оспариваемого представления, а также в части требований устранить нарушения, указанные в пункте 1 описательной части представления от 17.01.2022 N 53-19-05/064, признано неправомерным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
В соответствии со статьей 38 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В пункте 1 статьи 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
На основании пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашения), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
В пункте 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В пункте 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1050 право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Пунктом 6 Правил N 1050 установлено, что участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Законом N 325-ЗО утвержден объем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (подпункт 31 пункта 1 статьи 14).
Приложением N 104 к Закону 325-ЗО утверждено распределение субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья на 2020 год.
Пунктом 6 Правил N 1050 установлено, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 489-ФЗ определено, что молодежь, молодые граждане - это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 489-ФЗ молодая семья - это лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона).
Частью 3 статьи 6 Закона N 489-ФЗ предусмотрено, что настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодых специалистов, может устанавливаться иной максимальный возраст, чем предусмотрено пунктами 1 - 3, 6 и 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, но не менее 35 лет включительно.
Пунктом 2 Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, установлено, что молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники); молодая семья - это семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).
В силу пункта 1 статьи 192 ГК РФ срок исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Согласно пункта 21 Правил N 1050 орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы.
О принятом решении молодая семья письменно или в электронной форме посредством Единого портала уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Из пункта 22 Правил N 1050 следует, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, в том числе является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
Как следует из пункта 24 Правил N 1050 орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 1050 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
В силу пункта 27 Правил N 1050, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что на момент включения семьи Белоусовых в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Кировской области Белоусову М.В. было 35 лет, что не исключает возможности участия указанной семьи в Государственной программе.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что представление Министерства финансов от 17.01.2022 N 53-19-05/064 в части нарушений, указанных в пункте 1 описательной части оспариваемого представления, а также в части требований устранить нарушения, указанные в пункте 1 описательной части представления от 17.01.2022 N 53-19-05/064, не соответствует приведенным нормативным положениям и нарушает права и законные интересы заявителя.
Иное не следует из материалов дела и не доказано Министерством финансов.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств, а также иное толкование заявителем норм материального права не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 по делу N А28-1262/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 26 Правил N 1050 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
В силу пункта 27 Правил N 1050, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 марта 2023 г. N Ф01-42/23 по делу N А28-1262/2022