Нижний Новгород |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А38-2882/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Кудрявцевой В.Н. (доверенность от 30.12.2022 N 8/23),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.08.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022
по делу N А38-2882/2022
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл"
(ИНН: 1215099739, ОГРН: 1051200000015)
о признании незаконным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) от 21.04.2022 N 012/01/10-304/2022.
Решением от 29.08.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Правил предоставления коммунальный услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), просит отменить судебные акты. Общество (гарантирующий поставщик), включая в счета на оплату штрафные санкции и расходы по оплате государственной пошлины по вступившим в законную силу судебным актам, информирует потребителя о наличии у него задолженности, которую можно погасить в добровольном порядке без уплаты исполнительского сбора. Включение исполнителем в платежный документ штрафных санкций по судебному решению не может быть признано нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Представитель Общества в судебном заседании изложил позицию по жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в Управление из Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл поступили материалы по факту неправомерного включения Обществом в счета на оплату штрафных санкций по судебным решениям, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Управление 21.04.2022 выдало Обществу предупреждение N 012/01/10-304/2022 о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем приведения счетов на оплату электроэнергии в отношении потребителей, по которым включены штрафные санкции по решению суда и суммы государственной пошлины, в соответствии с требованиями Правил N 354.
Общество оспорило предупреждение в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 135-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предупреждения и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 135-ФЗ сферой применения данного закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В пунктах 1 и 3 статьи 22 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль по соблюдению хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность.
В рамках регулирования данной сферы отношений статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ определены полномочия антимонопольных органов по вынесению предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 указанной статьи в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В силу части 2 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, пункта 3 части 1 статьи 10 данного закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о таком нарушении без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, устранение его последствий; разумный срок выполнения (часть 4 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ).
В оспариваемом предупреждении Управление указало на наличие в действиях Общества нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
На основании статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно проведенному Управлением анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Марий Эл от 31.03.2022 Общество занимает доминирующее положение с долей 65,44 процента в 2021 году.
Следовательно, на Общество возложена обязанность по соблюдению требований статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункте 67 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем.
Требования к платежному документу и сведениям, содержащимся в нем, определены в пункте 69 Правил N 354.
Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что в квитанциях на оплату услуг электроснабжения в состав обязательного платежа Обществом включены суммы государственной пошлины по судебному акту и штрафных санкций по решению суда.
При этом Правила N 354 не предусматривают возможность включения в платежные документы иных задолженностей потребителя, которые не являются непосредственно задолженностями по оплате за содержание жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт. Таким образом, включение в платежный документ к оплате иных услуг, кроме коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья, не допускается.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предупреждение соответствует статье 39.1 Закона N 135-ФЗ, не нарушает права и законные интересы Общества.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.08.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 по делу N А38-2882/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования к платежному документу и сведениям, содержащимся в нем, определены в пункте 69 Правил N 354.
Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что в квитанциях на оплату услуг электроснабжения в состав обязательного платежа Обществом включены суммы государственной пошлины по судебному акту и штрафных санкций по решению суда.
При этом Правила N 354 не предусматривают возможность включения в платежные документы иных задолженностей потребителя, которые не являются непосредственно задолженностями по оплате за содержание жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт. Таким образом, включение в платежный документ к оплате иных услуг, кроме коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья, не допускается.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предупреждение соответствует статье 39.1 Закона N 135-ФЗ, не нарушает права и законные интересы Общества."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2023 г. N Ф01-200/23 по делу N А38-2882/2022