Преступность в Российской Федерации по-прежнему представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, а также интересам общества и государства, тормозит проведение реформ. Усиливается ее организованность и агрессивность. Появляются новые, все более опасные виды преступлений. Происходит сращивание экономической и насильственной преступности, получают распространение заказные убийства, наркобизнес и незаконный оборот оружия. Повседневной реальностью становится терроризм.
Каждое третье преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения или лицами, ранее совершившими преступления.
Остается нераскрытым почти каждое третье преступление, а из особо тяжких и тяжких преступлений - каждое пятое.
Ухудшилась криминогенная обстановка в подростковой среде. Среди несовершеннолетних распространены пьянство и наркомания, идет процесс вовлечения их в занятие криминальным бизнесом, вымогательством, проституцией. Массовый характер приобрели жестокое обращение с детьми, их беспризорность.
Состояния правопорядка диктует необходимость повышения эффективности в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В целях решительного усиления борьбы с преступностью и ее предупреждения, повышения действенности прокурорского надзора приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам исходить из того, что исчерпывающая реализация полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", по осуществлению надзора за исполнением законов, направленных на защиту прав человека и гражданства, охраняемых интересов общества и государства от преступных посягательств, за расследованием и раскрытием, а также уголовному преследованию и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью являются важнейшими направлениями в работе органов прокуратуры:
1.1. Пресечение и предупреждение организованной преступности считать основным направлением деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью.
Прокурорам субъектов Российской Федерации для осуществления надзора за исполнением законов региональными управлениями по организационной преступности МВД России по месту их дислокации выделить специальных прокуроров из числа наиболее квалифицированных сотрудников, имеющих допуск к этой работе, оформленный надлежащим образом.
Руководство их работой возложить на отдел по надзору за исполнением законов по борьбе с организованной преступностью управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел Главного следственного управления.
В установленных законом случаях решения, принимаемые региональными управлениями по организованной преступности МВД России, санкционировать лично прокурорам субъектов Российской Федерации.
При анализе причин и условий, способствующих совершению преступлений организованными преступными группами и сообществами, использовать возможности региональных управлений по организованной преступности.
1.2. Особое внимание обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних и прежде всего ее организованных форм. Обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел в отношении подростков. Принимать меры к охране их прав, предусмотренных действующим законодательством.
Активно использовать свои полномочия для правовой защиты детства, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.3. Принимая участие в совместной с другими правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, сосредоточить усилия на обеспечения раскрываемости и пресечения умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков.
Бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности.
1.4. Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, особое внимание обращать на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, нарушений порядка приобретения и использования оружия, безнадзорности несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы материалов о преступлениях.
Вносить предложения по укреплению правопорядка в представительные, (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. При необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борьбы с преступностью.
Участвовать, как правило, в рассмотрении коллегиальными органами представлений, протестов и информаций. В случае неисполнения требований прокурора привлекать виновных к установленной законом ответственности, в том числе к административной, а при наличии оснований и к уголовной.
1.5. При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового, банковского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства обращать внимание на выявление и предупреждение уголовно наказуемых правонарушений. Установив признаки состава преступления в противоправном деянии, возбуждать уголовное дело и организовывать его расследование.
В случаях направления материалов для проверки осуществлять надзор за законностью принимаемых по ним решений.
1.6. Всей своей работой способствовать формированию правового сознания и правовой культуры населения.
Поддерживать возрождение и создание не противоречащих законодательству общественных объединений по охране правопорядка и новые формы профилактики антиобщественного, преступного поведения: внедрение религиозных нравственных постулатов, привлечение к мероприятиям негосударственных охранных структур и предприятий безопасности и другие.
Обеспечить надзор за выявлением следователями и органами дознания при расследовании уголовных дел причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Используя свои полномочия, добиваться безусловного принятия реальных мер по их устранению.
При наличии оснований заявлять ходатайства о вынесении судами частных определений (постановлений).
1.7. Решительно противодействовать попыткам укрытия преступлений от регистрации. Принимать все меры к обеспечению преступлений, к повышению эффективности в работе следователей, прокуроров-криминалистов. Остро реагировать на бездеятельность в установлении и розыске преступников, на факты необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел.
Расследование наиболее сложных и актуальных дел поручать следственным подразделениям прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и специализированных прокуратур. В необходимых случаях создавать по согласованию с руководителями правоохранительных органов межведомственные следственные группы (бригады), включая в их состав работников для проведения оперативно-розыскной деятельности.
Поощрять следователей, прокуроров-криминалистов, проявивших инициативу, оперативность и профессиональное мастерство при расследовании и раскрытии преступлений.
Принять конкретные меры по усилению надзора за следствием, дознанием, оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел и органах федеральной службы налоговой полиции. С учетом имеющейся штатной численности решить вопрос о создании для этих целей структурных подразделений.
1.8. Обеспечить высокий уровень поддержания государственного обвинения в судах, опротестование каждого незаконного и необоснованного судебного постановления, определения и приговора. Выводы, вытекающие из результатов судебного рассмотрения уголовных дел, использовать для совершенствования прокурорско-следственной практики по борьбе с преступностью.
1.9. При проведении проверок соблюдения законности и режима содержания в местах лишения свободы принципиально реагировать на выявленные нарушения, не допускать послабления опасным преступникам. Особое внимание обращать на соблюдение требований, относящихся к режиму содержания организаторов и членов преступных групп.
1.10. Всемерно расширять и укреплять сотрудничество с правоохранительными органами других государств, наладить взаимодействие с ними в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений, обеспечить строгое и неуклонное исполнение международных договоров и соглашений, регулярно анализировать и обобщать практику исполнения международных поручений о правовой помощи, принимать необходимые меры к ее совершенствованию.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам улучшать постановку информационно-аналитической и методической работы, системно использовать в этих целях статистические и иные данные, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, контролирующих органов, а также дела об административных правонарушениях, результаты проверок заявлений и жалоб граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации и другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку. Результаты анализа использовать при подготовке предложений по усилению борьбы с преступностью.
2.1. В целях совершенствования практики взаимодействия всех отраслей надзора, обеспечения углубленного и комплексного изучения проблем борьбы с преступностью использовать постоянные рабочие группы по основным направлениям деятельности, а при необходимости в пределах штатной численности создавать специальные структурные подразделения.
2.2. Анализ состояния преступности, условий и причин, ей способствующих, проводить не реже двух раз в год. По результатам анализа принимать организационно-распорядительные решения, вносить предложения по усилению борьбы с преступностью. О фактах, требующих вмешательства федеральных органов законодательной и исполнительной власти, безотлагательно сообщать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
3. Работу по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью прокурорам строить в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Положением "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года N 567.
Регулярно, но не реже одного раза в квартал, проводить координационные совещания руководителей органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов федеральной службы налоговой полиции и органов таможенной службы с приглашением при необходимости на них руководителей исполнительной и представительной (законодательной) власти, судов и других заинтересованных ведомств. Разрабатывать и осуществлять совместные меры по борьбе с преступностью.
Возложить на прокуроров субъектов Российской Федерации координацию деятельности по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, военных, транспортных и других специализированных прокуратур, дислоцирующихся на территории соответствующих субъектов Федерации.
Постоянно изучать практику координационной деятельности, эффективность принятых решений мер по их реализации. При наличии оснований распространять положительный опыт.
4. Главному следственному управлению совместно с отделом статистики и анализа организационно-контрольного управления и НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при генеральной прокуратуре Российской Федерации, другими заинтересованными структурными продразделениями центрального аппарата и ведомствами завершить к 1 ноября 1997 года работу по совершенствованию системы и методики единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работы и прокурорском надзоре в органах прокуратуры.
НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при генеральной прокуратуре Российской Федерации на этой основе совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата и ведомствами разработать до 1 марта 1998 года единую методику анализа статистических данных о состоянии преступности, раскрываемости преступлений и следственной работы.
5. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации усилить научную и практическую значимость проводимых исследований для эффективного и адекватного решения проблем борьбы с преступностью. Завершить к 1 января 1998 года разработку основ государственной политики борьбы с преступностью.
Учебным заведениям генеральной прокуратуры Российской Федерации работу по повышению квалификации прокуроров и следователей, а также целевому обучению студентов (слушателей) осуществлять в соответствии с комплексом задач, стоящих перед органами прокуратуры.
О совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 ноября 1997 г. N 71
6. Всем прокурорам разработать и осуществить конкретные меры по дальнейшему расширению и углублению деловых контактов со средствами массовой информации, предоставлению общественности сведений о всем объеме и результатах принимаемых прокуратурой мер по усилению борьбы с преступностью, защите прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства. Обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую точность. Соблюдать в этой работе гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям закона.
7. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам сообщать в генеральную прокуратуру о ходе выполнения настоящего приказа в докладных записках по итогам года.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей генерального прокурора Российской Федерации по закрепленным направлениям деятельности.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, директорам институтов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Приказ и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июня 1994 года N 31 "О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении" считать недействующим.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
Ю.И.Скуратов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. N 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры России от 16 января 2012 г. N 7 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 октября 2000 г. N 134