Несмотря на комплекс правовых, организационных и иных мер, направленных на реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России и приведение условий содержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, в соответствие с международными стандартами, в исправительных учреждениях и следственных изоляторах продолжают иметь место грубые нарушения закона. Со стороны сотрудников этих учреждений нередки случаи грубости и произвола, недозволенных связей с осужденными. Не соответствуют установленным нормам материально-бытовое и санитарно-медицинское обеспечение.
Между тем во многих регионах надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей рассматривается как второстепенный, а за применением законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, - практически отсутствует. Прокурорское вмешательство пока не является эффективной гарантией соблюдения прав граждан, средством устранения нарушения законности, применения к виновным предусмотренных мер воздействия.
В целях обеспечения надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях рассматривать надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства и Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" как важную составную часть общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях.
Организовать работу так, чтобы надзор своевременно выявлял, пресекал и предупреждал нарушения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
1.1. При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях особое внимание обращать на законность содержания в этих учреждениях осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием, иными должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения.
1.2. Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом режима исполнения и отбывания наказания как основного условия исправления осужденных, имея в виду прежде всего изоляцию и раздельное содержание разных категорий осужденных, их личную безопасность, условия содержания, законность проведения обысков и досмотров.
Исходить из того, что предусмотренная УИК РФ обязанность осужденных трудиться неотрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений организовать их трудоиспользование в соответствии с нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
Проверять соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, пресекать случаи привлечения их к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.
1.3. Обеспечить контроль за фактическим устранением вскрытых нарушений закона.
В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, наказания виновных в этом должностных лиц.
Не менее одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Использовать результаты обобщений для совершенствования организации работы и повышения действенности прокурорских мер.
1.4. Ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах.
Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно подвергнутых заключению под стражу, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.
1.5. Исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах является законность проводимых мероприятий по выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, а также пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.
1.6. В случае возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур республик, краев, областей, военным прокурорам незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, гауптвахтах и дисциплинарных воинских частях, организовывать проведение прокурорской проверки обстоятельств их смерти с принятием по ее результатам процессуального решения.
1.7. Установить систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частей, командирами воинских частей, своевременно опротестовывать их в случае несоответствия закону.
1.8. Регулярно проверять соблюдение требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.
1.9. Обеспечить действенный надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, условного осуждения, а также осуществлении контроля за осужденными, отбывание наказания которым отсрочено.
Проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях проводить ежеквартально. При проверках акцентировать внимание на соблюдении требований закона о постановке осужденных на учет, контроле за их поведением, применении мер воздействия к лицам, уклоняющимся от исполнения возложенных судом обязанностей, обязанностей и запретов, установленных уголовно-исполнительными инспекциями, нарушающим порядок и условия отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, а также на исполнении требований приговора администрацией организаций и командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие.
1.10. Работу с жалобами и обращениями подозреваемых, обвиняемых и осужденных подчинить задачам укрепления законности при исполнении уголовных наказаний.
По каждому обоснованному обращению добиваться принятия исчерпывающих мер, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты.
Обращения о наиболее серьезных нарушениях проверять с выездом на место.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, их заместителям, военным прокурорам регулярно участвовать в проверках соблюдения законности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях.
2.1. Повысить требовательность к отраслевым прокурорским работникам и прокуратурам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, строго взыскивая с них в случаях недобросовестного исполнения служебных обязанностей, низкой эффективности работы.
Запретить возложение на названных должностных лиц обязанностей осуществления надзора по другим направлениям.
2.2. Вопросы, связанные с обеспечением законности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях и состоянием прокурорского надзора обсуждать на коллегиях или оперативных совещаниях.
Для обеспечения гласности в работе прокуратур поддерживать деловые связи с общественными объединениями, занимающимися проблемами исполнения наказаний, использовать их возможности для пропаганды правовых знаний, укрепления законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
2.3. Копии протестов, а также представлении об устранении нарушений закона при содержании подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах, исполнении наказаний в виде лишения свободы, а также наказаний, не связанных с лишением свободы, в 5-дневный срок со дня подписания направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с последующим информированием о полученных на них ответах.
3. Управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с Главной военной прокуратурой:
3.1. Систематически анализировать состояние надзора и законности при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей, вникать в организацию и содержание деятельности подчиненных прокуратур, оказывать им практическую и методическую помощь, распространять опыт эффективной работы.
3.2. Наладить надзор за исполнением законов центральным органом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, добиваясь фактического устранения нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, создания условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам.
3.3. Возложить на управление надзор за соблюдением законов в учреждении ИЗ-99/1 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и Следственном изоляторе Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Проверки названных учреждений проводить не реже одного раза в месяц.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В. и Главного военного прокурора Савенкова А.Н.
Считать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 2 "Об организации надзора за соблюдением законов в учреждении ИЗ-48/4" и от 26 февраля 1997 г. N 8 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах".
Приказ направить начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
В.В.Устинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. N 27 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2007 г. N 19 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 4 февраля 2004 г. N 3