Нижний Новгород |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А39-3230/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя (в судебном заседании 09.03.2023)
от заявителя: Борисова Н.А. (доверенность от 01.08.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Логистик"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022
по делу N А39-3230/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Логистик"
(ИНН: 1327030661, ОГРН: 1171326005784)
о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия от 29.12.2021 N 58/1,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС"
(ИНН: 5044062980, ОГРН: 1075044005937),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Логистик" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее - Управление) от 29.12.2021 N 58/1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС".
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Общество настаивает на том, что предписание Управления от 29.12.2021 N 58/1 является недействительным. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании 09.03.2023.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 20.12.2021 N 67 Управление провело в отношении Общества внеплановую выездную проверку, с целью установления фактов изложенных в обращении Филиппова А.Н. о захламлении контейнерной площадки отходами возле дома по адресу Республика Мордовия, город Саранск, улица А.Лусс, дом 16, об отсутствии своевременного вывоза коммунальных отходов по улице Косарева, дом 112, улица Пушкина, дом 3, корпус 2.
Управлением в ходе проверки, проведенной в период с 23.12.2021 по 29.12.2021, было установлено, что в нарушении пункта 8 (приложение 1) СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) не проводится промывка и дезинфекция контейнеров для сбора ТКО.
По результатам проверки Управление составило акт от 29.12.2021 N 67 и выдало Обществу предписание от 29.12.2021 N 58/1.
Указанным предписанием на Общество возложена обязанность в срок с 30.12.2021 и постоянно проводить промывку, дезинфекцию контейнеров, бункеров-накопителей для сбора ТКО в соответствии с пунктом 8 (приложение 1) СанПиН 2.1.3684-21.
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Арбитражный суд Республики Мордовия не усмотрел оснований для признания предписания недействительным и отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулирует Закон N 52-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1 СанПиН 2.1.3684-21).
На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (пункт 3 СанПиН 2.1.3684-21).
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением 1 к Санитарным правилам. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках (пункт 8 СанПиН 2.1.3684-21).
Приложением 1 к СанПиН 2.1.3684-21 установлена кратность промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество является оператором по обращению с ТКО и осуществляет вывоз ТКО в городском округе Саранск.
По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (первого плеча) от 15.12.2020 N 20201215-1, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (региональный оператор по обращению с ТКО), Общество (исполнитель) оказывает услуги по транспортированию ТКО в границах городского округа Саранск (пункт 1.1 договора). Сроки оказания услуг: 01.01.2021 - 31.12.2023 (пункт 2.1 договора).
На основании договора аренды от 01.04.2021 N 150, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (арендодатель), Общество (арендатор) владеет передвижными мусорными контейнерами (356 штук). Контейнеры переданы в аренду с целью использования при оказании арендатором услуг по утилизации отходов, в частности, для приема, транспортировки, экологически обоснованного использования, вторичного использования и ликвидации отходов любого рода (пункт 2.1 договора). Договор вступает в силу с 01.04.2021 и действует до 31.03.2024 (пункт 3.1 договора). Обязанность по сохранению объекта аренды и поддержанию объекта аренды в исправном состоянии несет арендатор (пункт 8.1 договора).
Таким образом, Общество, неся бремя содержания арендованных контейнеров, обязано поддерживать контейнеры в исправном состоянии, в том числе обязано содержать контейнеры в соответствии с санитарными правилами и нормами, поскольку иное не установлено законом или договором аренды.
Доказательств того, что Общество проводило промывку, дезинфекцию контейнеров, материалы дела не содержат.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды верно признали, что оспариваемое предписание соответствует указанным нормативным правовым актам, в том числе пункту 8 СанПиН 2.1.3684-21 (приложение 1 к Санитарным правилам) и не нарушает права и законные интересы Общества.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Довод Общества о нарушении права его представителя на возможность участия в онлайн-заседании в суде первой инстанции подлежит отклонению. Из протокола суда от 25.07.2022 следует, что в установленное время представитель заявителя вышел на связь, однако не обеспечил надлежащим образом возможность своего участия в онлайн-заседании. Кроме того, присутствовавший в судебном заседании иной представитель Общества возражения против рассмотрения дела по существу не заявил, об отложении или перерыве в судебном заседании не просил.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны ранее заявлявшимся в судах доводам, которым дана соответствующая правовая оценка.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 по делу N А39-3230/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Логистик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (пункт 3 СанПиН 2.1.3684-21).
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением 1 к Санитарным правилам. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках (пункт 8 СанПиН 2.1.3684-21).
Приложением 1 к СанПиН 2.1.3684-21 установлена кратность промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды верно признали, что оспариваемое предписание соответствует указанным нормативным правовым актам, в том числе пункту 8 СанПиН 2.1.3684-21 (приложение 1 к Санитарным правилам) и не нарушает права и законные интересы Общества."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2023 г. N Ф01-204/23 по делу N А39-3230/2022