Нижний Новгород |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А31-3679/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
арбитражного управляющего Курбанова Тимура Айдыновича
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.08.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022
по делу N А31-3679/2022
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Костромской области
о привлечении арбитражного управляющего Курбанова Тимура Айдыновича
к административной ответственности
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Курбанова Тимура Айдыновича (далее - Управляющий) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.08.2022 Управляющему назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управляющий не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. Управляющий считает, что им не нарушены пункт 2 статьи 143 и пункт 11 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ, пункты 10, 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила), и требования приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Приказ N 195), и просит освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя.
Управляющий, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечил.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, решением Арбитражного суда Костромской области от 14.05.2019 по делу N А31-412/2019 гражданка Голышева Татьяна Гавриловна признана несостоятельным (банкротом) и в отношении нее введена процедура реализации имущества.
Определением суда от 25.10.2021 по делу N А31-412/2019 финансовым управляющим должника утвержден Курбанов Т.А.
Управление при исследовании сайта Единого федерального реестра сведений о банкротстве, сайта Арбитражного суда Костромской области выявило, что при проведении процедуры банкротства должника Управляющий нарушил пункт 2 статьи 143 и пункт 11 статьи 213.8, пункта 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ, пункты 10 и 11 Общих правил и Приказа N 195.
В нарушение указанных норм Управляющий при направлении уведомления о проведении собрания кредиторов не указал ссылку на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов; в отчете Управляющего отсутствует расшифровка видов расходов, конкретизация целей расходов для каждого конкретного вида расходов, а также сведения о каждом кредиторе, чьи требования включены в реестр требований кредиторов; в отчете о деятельности арбитражного управляющего отсутствует раздел "Приложение".
Усмотрев в действиях (бездействии) Управляющего состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол от 11.04.2022 N 00414422 и обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 127-ФЗ, Общих правил, Приказа N 195, разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Управляющего состава вмененного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным и назначил Управляющему наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В пункте 1 статьи 213.1 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI данного закона.
В силу пункта 7 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ по решению финансового управляющего или собрания кредиторов оно может проводиться без совместного присутствия лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов, для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, в форме заочного голосования.
Для проведения собрания кредиторов в форме заочного голосования финансовый управляющий направляет всем лицам, имеющим право на участие в собрании кредиторов, уведомления о проведении собрания кредиторов в порядке, установленном статьей 13 данного закона, и в срок не позднее чем за тридцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Объем информации, которую должно содержать такое уведомление, также определен в пункте 7 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ.
На основании пункта 11 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования уведомление о проведении собрания кредиторов, включенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, наряду со сведениями, установленными статьей 13 данного закона, должно содержать прямую ссылку на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Управляющий 24.02.2022 разместил в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщение N 82799120 о проведении собрания кредиторов Голышевой Т.Г. без совместного присутствия лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов, для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, в форме заочного голосования. Окончание приема бюллетеней для голосования - 29.03.2022. В Управление 02.03.2022 от Управляющего поступило уведомление (вх. N 01-40/465) о проведении 29.03.2022 (дата окончания приема бюллетеней) собрания кредиторов Голышевой Т.Г. в форме заочного голосования. В нарушение пункта 11 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ в указанном уведомлении отсутствовала прямая ссылка на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.
Факт своевременного извещения всех лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов должника, а также непривлечение в рассматриваемом случае оператора электронного документооборота для проведения заочного собрания кредиторов в электронной форме (пункт 8 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ) не исключает необходимости указания в уведомлении информации, предусмотренной пунктом 11 статьи 213.8 данного закона.
В пункте 1 статьи 143 Закона N 127-ФЗ определено, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности.
Перечень сведений, который должен содержаться в отчете, приведен в пункте 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ.
Общие требования к составлению конкурсным управляющим отчетов установлены в Общих правилах.
Согласно пункту 4 Общих правил отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В силу пункта 10 Правил N 299 отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 299 к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
В целях организации и контроля за деятельностью арбитражных управляющих Приказом N 195 утверждены типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего, в том числе отчета конкурсного управляющего о своей деятельности (приложение 4). В форме перечислены разделы, которые должен содержать отчет. Также отчет конкурсного управляющего о своей деятельности предусматривает наличие раздела "Приложения", содержащего указание на документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете.
Суды установили, что в нарушение указанных норм в отчете финансового управляющего от 21.02.2022, в разделе "Сведения о расходах на проведение реализации имущества гражданина", отсутствует расшифровка вида расходов, а также конкретизация цели расходов для каждого конкретного вида расходов, в связи с чем невозможно установить информацию о правомерности выплат; в разделе "Сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов" отчета финансового управляющего от 21.02.2022 отсутствуют сведения о каждом кредиторе, чьи требования включены в реестр требования кредиторов; раздел "Приложения" в отчете отсутствует.
С учетом изложенного суды обоснованно признали доказанным нарушение Управляющим требований, предусмотренных законодательством о банкротстве.
В силу специфики своей профессиональной деятельности Управляющий обязан предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов, регулирующих деятельность арбитражного управляющего. Доказательств, подтверждающих отсутствие у Управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на неприменение судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемой случае оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в жалобе, по существу, направлены на иную оценку доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.08.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А31-3679/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Курбанова Тимура Айдыновича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу специфики своей профессиональной деятельности Управляющий обязан предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов, регулирующих деятельность арбитражного управляющего. Доказательств, подтверждающих отсутствие у Управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на неприменение судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2023 г. N Ф01-598/23 по делу N А31-3679/2022