Нижний Новгород |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А17-5755/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022
по делу N А17-5755/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Единство"
(ИНН: 3702725772, ОГРН: 1143702008240)
к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области"
(ИНН: 3702952084, ОГРН: 1143700000740)
об обязании произвести работы и об установлении судебной неустойки
и по иску некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области"
к обществу с ограниченной ответственностью "Единство"
об обязании обеспечить доступ работникам подрядной организации для проведения работ и не препятствовать проведению ремонтных работ, и об установлении судебной неустойки,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "ЖилСтройЦентр"
(ИНН: 3702156244, ОГРН: 1163702068375) и
акционерное общество "Почта России" (ИНН: 7724490000, ОГРН: 1197746000000),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Единство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" (далее - Фонд) об обязании провести работы по капитальному ремонту инженерных сетей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Иваново, улица 10-я Санаторная, дом 5А и об установлении судебной неустойки.
Фонд заявил к Обществу исковые требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, об обеспечении допуска работникам подрядной организации для проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей в данном доме в квартиры 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 18, 20, 21, 23 и парикмахерскую, в том числе путем обращения в суд с требованиями о понуждении собственников к предоставлению доступа к общему имуществу многоквартирного дома и непрепятствовании проведению ремонтных работ, а также об установлении судебной неустойки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЖилСтройЦентр" и акционерное общество "Почта России"
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.05.2022 исковые требования Общества и Фонда удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 решение суда частично отменено, в удовлетворении исковых требований Фонда отказано.
Фонд не согласился с постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований Фонда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд не принял во внимание Порядок определения невозможности оказания услуг и(или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, утвержденный постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2013 N 579-п, определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2020 N 309-ЭС20-1231.
У регионального оператора отсутствует обязанность обращаться в суд с заявлением об обеспечении доступа к общему имуществу многоквартирного дома.
По мнению Фонда, такая обязанность возложена на управляющую организация на основании статей 30, 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Подробно доводы Фонда изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.03.2023.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда в оспариваемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Иваново, улица 10-я Санаторная, дом 5А.
Фонд является региональным оператором по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов на территории Ивановской области.
Часть собственников помещений в многоквартирном доме отказалась обеспечить доступ сотрудников подрядной организации в квартиры для выполнения ремонтных работ, вследствие чего работы были выполнены не в полном объеме.
Общество обратилось в арбитражный суд с требованием обязать Фонд выполнить отдельные виды работ по ремонту инженерных сетей многоквартирного жилого дома, которые не были выполнены подрядной организацией на основании ранее заключенного с Фондом договора.
Фонд заявил исковые требования об обязании Общества обеспечить доступ в квартиры, расположенные в доме, с целью проведения ремонта.
Руководствуясь статьей 1 и 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 161, 162, 178 и 182 ЖК РФ, Правилами N 354, Правилами N 170, постановление Правительства Ивановской области от 30.04.2014 N 164-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств", суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав Фонда в результате необеспечения доступа отдельных собственников к общему имуществу многоквартирного жилого дома, расположенному внутри помещений, и обязал Общество обеспечить доступ Фонда в помещения многоквартирного дома, в том числе, путем обращения в судебном порядке с требованием о понуждении собственников к предоставлению доступа к общему имуществу и непрепятствовании проведению ремонтных работ.
Апелляционный суд указал, что заключенный Фондом и подрядной организацией договор на выполнение работ исполнен, проводится процедура торгов на право заключения договора на выполнение оставшейся части работ на объекте. Суд пришел к выводу, что угроза нарушения прав Фонда в случае непредставления иной подрядной организации доступа к помещениям носит гипотетический характер.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Региональный оператор - это специализированная некоммерческая организация, которая создается субъектом Российской Федерации и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (часть 1 статьи 20, часть 2 статьи 178 ЖК РФ).
Региональный оператор осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ).
Согласно пункту 4.1 части 2 статьи 182 ЖК РФ на регионального оператора возложена обязанность обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ.
Установление фактов воспрепятствования проведению работ собственниками помещений является основанием для актуализации региональной программы, переноса работ на более поздний срок (пункт 4 части 4 статьи 168 ЖК РФ), при этом сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по данному основанию не допускается (часть 4.2 статьи 168 ЖК РФ).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П указано, что фонд является некоммерческой организацией, деятельность которой обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональный оператор обладает специальной правоспособностью и не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы.
В рассматриваемом случае договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества спорного многоквартирного жилого дома от 23.10.2019 N 125/2019, заключенный Фондом и подрядной организацией, исполнен за исключением части работ, которые не могли быть выполнены в связи с отказом собственников помещений в доступе, инициирована процедура торгов на право заключения договора на выполнение спорных работ на объекте.
Таким образом, на момент рассмотрения спора Фонд к выполнению работ не приступил, за содействием к истцу как управляющей организации не обратился, то есть доказательства фактического нарушения прав Фонда в материалы дела не представлены.
Правила определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, и установления фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту утверждены постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2013 N 579-п, в соответствии с которым факт воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту фиксируется региональным оператором посредством составления акта, который является основанием для принятия решения о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 05.02.2007 N 2-П отмечал, что принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений; судебные акты должны быть исполнимы реально и безусловно.
При решении вопроса о применении способа защиты в виде принуждения к исполнению обязанности в натуре суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений исходя из положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве в Российской Федерации" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права.
Применительно к рассматриваемой ситуации апелляционный суд правомерно указал, что возложение на истца обязанности совершить действия с момента вступления решения в законную силу, в том числе в период, когда Фонд не приступил к выполнению работ, носит формальный характер, не отвечает критериям конкретности и исполнимости.
Кроме того, неправомерно установление судебной неустойки со дня вступления решения в законную силу (поскольку иной срок исполнения обязательства решением не определен) при условии неопределенности момента фактического производства работ.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 по делу N А17-5755/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на некоммерческую организацию "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П указано, что фонд является некоммерческой организацией, деятельность которой обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональный оператор обладает специальной правоспособностью и не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы.
...
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 05.02.2007 N 2-П отмечал, что принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений; судебные акты должны быть исполнимы реально и безусловно.
При решении вопроса о применении способа защиты в виде принуждения к исполнению обязанности в натуре суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений исходя из положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве в Российской Федерации" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2023 г. N Ф01-270/23 по делу N А17-5755/2021