Нижний Новгород |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А17-1324/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заявителя: Слепченкова О.В. (доверенность от 28.04.2022 N 18)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.08.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022
по делу N А17-1324/2021
по заявлению администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ИНН: 3727002373, ОГРН: 1023701728478)
о признании недействительным представления
Службы государственного финансового контроля Ивановской области
(ИНН: 3702717764, ОГРН: 1133702032540),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (ИНН: 3729007176, ОГРН: 1033700074671), Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (ИНН: 3728000883, ОГРН: 1023700562511), Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (ИНН: 3702640857, ОГРН: 1113702005251),
и установил:
администрация Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба, надзорный орган) о признании недействительным представления от 10.02.2021 N 05-01/01-19-5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент ЖКХ), Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее - Департамент строительства), Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент природных ресурсов).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.08.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 05.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, у Службы отсутствуют полномочия по контролю за соблюдением норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контрактов для муниципальных нужд, который должен осуществлять Контрольная счетная палата Ивановской области. Служба не вправе определять Администрацию в качестве объекта контроля, поскольку заявитель не является участником бюджетного процесса областного бюджета Ивановской области. Оспариваемое представление надзорного органа нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления, в связи с чем является незаконным.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Служба в письменном отзыве отклонила доводы жалобы, просила оставить без изменения обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу органа местного самоуправления - без удовлетворения; представила ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие представителей.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в период с 11.11.2020 по 30.12.2020 в соответствии с распоряжениями Службы от 09.11.2020 N 30 "О назначении плановой камеральной проверки в администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области" (в редакции от 16.12.2020), а также от 22.12.2020 N 47 "О продлении плановой камеральной проверки" контрольным органом проведена плановая камеральная проверка в Администрации по теме: "Соблюдение целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета, соблюдения условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются межбюджетные трансферты (выборочно)" за 2019 год, истекший период 2020 года, по результатам которой составлен акт проверки от 30.12.2020.
По результатам контрольного мероприятия Администрации выдано представление N 05-01/01-19-5 от 10.02.2021 (далее - представление).
В ходе контрольного мероприятия Службой установлены нарушения, допущенные Администрацией.
1. Нарушения, допущенные при расходовании субсидии на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в 2019 году, истекшем периоде 2020 года.
1.1. В нарушении статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), части 2 статьи 34, статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Администрацией в 2019 году изменены условия муниципального контракта от 10.12.2019 N 0133200001719003189 на оказание услуг по разработке проектной документации на строительство распределительного газопровода по с. Обжериха Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее - МК от 10.12.2019 N 0133200001719003189) в части включения этапов работ и изменения порядка оплаты работ путем заключения дополнительного соглашения от 16.12.2019 N 1 к МК от 10.12.2019 N 0133200001719003189 при отсутствии возможности изменения данных условий муниципального контракта предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что повлекло в 2019 году дополнительное расходование бюджетных средств в сумме 1 366 656, 21 рубля, в том числе средств областного бюджета в сумме 1 352 989,65 рубля (код главного распорядителя 011 "Департамент строительства и архитектуры Ивановской области" раздел, подраздел 0502 "Коммунальное хозяйство" целевая статья 2320182990 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области" вид расходов 500 "Межбюджетные трансферты").
1.2. В нарушении статьи 72 БК РФ, статей 34, 94, части 3 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ, пункта 1.3, раздела 5 МК от 10.12.2019 N 0133200001719003189 Администрацией в 2019 году по акту на оказание услуг от 18.12.2019 N 1 осуществлена приемка и оплата работ, не соответствующих условиям МК от 10.12.2019 N 0133200001719003189, на сумму 1 366 656, 21 рубля, в том числе средств областного бюджета в сумме 1 352 989, 65 рубля, а именно без наличия положительно заключения государственной экспертизы и положительного заключения о достоверности сметной стоимости по объекту: "Строительство распределительного газопровода по с. Обжериха Юрьевецкого муниципального района Ивановской области" (код главного распорядителя 011 "Департамент строительства и архитектуры Ивановской области" раздел, подраздел 0502 "Коммунальное хозяйство" целевая статья 2320182990 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области" вид расходов 500 "Межбюджетные трансферты").
2. Нарушения, допущенные при расходовании субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) в 2019 году, истекшем периоде 2020 года.
2.1. В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 2, 6, 8, 10 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) (приложение к подпрограмме "Покрытие расходов обслуживающих предприятий по текущему содержанию инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" государственной программы Ивановской области "Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 430-п) (в редакции от 06.12.2017) (далее - Порядок N 430-п), Администрацией для расчета и предоставления субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на 2019 год представлены сведения об объеме денежных средств на текущее содержание объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) без указания затрат на содержание защитных дамб, береговых укреплений и сооружений, ремонт защитных дамб (как это предусмотрено пунктом 8 Порядка N 430-п), не содержащие документального подтверждения необходимости выполнения данных мероприятий, актов обследования объектов и оборудования, расчетов стоимости, включающих в себя количественные и стоимостные показатели, наименование и адрес объектов на которых планируется проведение мероприятий, прайс-листы стоимости оборудования, сметы стоимости прочистки 1 м трубы дренажа в зависимости от диаметра труб и стоимость работ по очистке дренажных камер в расчете 1 м3 с указанием нормативной периодичности выполнения работ и др.
2.2. В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 2, 6, 8, 10 Порядка N 430-п (в редакции от 06.12.2017) Администрацией для расчета и предоставления субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на 2020 год представлены сведения об объеме денежных средств на текущее содержание объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) без указания затрат на содержание защитных дамб, береговых укреплений и сооружений, ремонт защитных дамб (как это предусмотрено пунктом 8 Порядка N 430-п), не содержащие документального подтверждения необходимости выполнения данных мероприятий, актов обследования объектов и оборудования, расчетов стоимости, включающих в себя количественные и стоимостные показатели, наименование и адрес объектов на которых планируется проведение мероприятий, прайс-листы стоимости оборудования, сметы стоимости прочистки 1 м трубы дренажа в зависимости от диаметра труб и стоимость работ по очистке дренажных камер в расчете 1 м3 с указанием нормативной периодичности выполнения работ.
2.3. В нарушение пункта 3 статьи 139 БК РФ, подпункта "а" пункта 3 Порядка N 430-п, подпункта "а" пункта 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-и, Администрацией в 2019 году не обеспечено соблюдение условия предоставления и расходования субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), ввиду отсутствия муниципального правового акта, утверждающего перечень мероприятий по текущему содержанию объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, и сроки их реализации.
2.4. В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 2, 6, 8 Порядка N 430-п Администрацией в 2019 году осуществлены расходы за счет средств субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на общую сумму 13 234 504,90 рубля (на восстановление и прочистку дренажей, промывку труб и колодцев, прочистку и промывку водостоков, ремонт колодцев, очистку сухого откоса от древесно-кустарниковой растительности, заработную плату руководителя и начисления на заработную плату), превышающие плановые затраты, рассчитанные на основании предоставленных Администрацией сведений об объеме денежных средств, необходимом для проведения мероприятий, связанных с текущим содержанием объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) в 2019 году (код главного распорядителя 004 "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" раздел, подраздел 0406 "Водное хозяйство" целевая статья 1530180540 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" вид расходов 500 "Межбюджетные трансферты").
2.5. В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 2, 6, 8 Порядка N 430-п Администрацией за 10 месяцев 2020 года осуществлены расходы за счет средств субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на общую сумму 10 806 262,34 рубля (на восстановление и прочистку дренажей, промывку труб и колодцев, прочистку и промывку водостоков, ремонт дренажных и ливнесточных колодцев, ремонт здания дизельной, заработную плату руководителя), превышающие плановые затраты, рассчитанные на основании предоставленных Администрацией сведений об объеме денежных средств, необходимом для проведения мероприятий, связанных с текущим содержанием объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) в 2020 году (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) (код главного распорядителя 004 "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" раздел, подраздел 0406 "Водное хозяйство" целевая статья 1530180540 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" вид расходов 500 "Межбюджетные трансферты").
2.6. В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 2, 6, 8, 10 Порядка N 430-п Администрацией для расчета и предоставления субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на 2019 год представлены сведения об объеме денежных средств на текущее содержание объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), содержащие недостоверные данные, ввиду включения фактически отсутствующих (не производимых) расходов на тепловую энергии и водоснабжение, что привело к завышению на 2019 год бюджету Юрьевецкого муниципального района размера субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на общую сумму 1 021 576,80 рубля (код главного распорядителя 004 "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" раздел, подраздел 0406 "Водное хозяйство" целевая статья 1530180540 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" вид расходов 500 "Межбюджетные трансферты").
2.7. В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 2, 6, 8, 10 Порядка N 430-п Администрацией для расчета и предоставления субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на 2020 год представлены сведения об объеме денежных средств на текущее содержание объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), содержащие недостоверные данные, ввиду включения фактически отсутствующих (не производимых) расходов на тепловую энергии и водоснабжение, что привело к завышению на 2020 год бюджету Юрьевецкого муниципального района размера субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на общую сумму 1 123 551 рубль (код главного распорядителя 004 "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" раздел, подраздел 0406 "Водное хозяйство" целевая статья 1530180540 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" вид расходов 500 "Межбюджетные трансферты").
2.8. В нарушение статьи 38, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, пункта 18 Порядка N 430-п, пунктов 1.2, 4.2.3 соглашения от 19.03.2019 N 3/430-п о предоставлении из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) (далее - соглашение от 19.03.2019 N 3/430-п) Администрацией в 2019 году допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 5 368 509,22 рубля, предоставленных бюджету Юрьевецкого муниципального района в виде субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), выразившееся в направлении средств на цель, не соответствующую цели, установленной Законом Ивановской области от 13.12.2018 N 76-03 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", пунктами 2, 8 Порядка N 430-п, пунктом 1.1 соглашения от 19.03.2019 N 3/430-п, являющихся правовыми основаниями предоставления указанных средств, ввиду оплаты работ по промывке напорного ливнестока N 3 по ул. Красноармейской, Тарковского и ремонту колодцев напорного ливнестока N 3 по ул. Красноармейской, Тарковского города Юрьевца, не относящиеся к работам по содержанию дамбы, дренажных систем, водоперекачивающих станций (код главного распорядителя 004 "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" раздел, подраздел 0406 "Водное хозяйство" целевая статья 1530180540 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" вид расходов 500 "Межбюджетные трансферты").
2.9. В нарушение статьи 38, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, пункта 18 Порядка N 430-п, пунктов 1.3, 4.3.1, соглашения от 13.03.2020 N 2/430-п Администрацией в 2020 году допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 715 525, 86 рубля, предоставленных бюджету Юрьевецкого муниципального района в виде субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), выразившееся в направлении средств на цель, не соответствующую цели, установленной Законом Ивановской области 16.12.2019 N 75-03 "Об областном бюджете на 2020 годи на плановый период 2021 и 2022 годов", пунктами 2, 8 Порядка N 430-п, пунктами 1.1, 1, 2, Приложения N 1 соглашения от 13.03.2020 N 2/430-п, являющихся правовыми основаниями предоставления указанных средств, ввиду оплаты работ по ремонту ливнесточных колодцев, расположенных по адресам: ул. Подгорная, Ленина, Красноармейская, пер. 1-е Мая, Красной Звезды, Больничный, Коммунистический, Красноугольный, не относящиеся к работам по содержанию дамбы, дренажных систем, водоперекачивающих станций (код главного распорядителя 004 "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" раздел, подраздел 0406 "Водное хозяйство" целевая статья 1530180540 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" вид расходов 500 "Межбюджетные трансферты").
2.10. В нарушение подпункта "а" пункта 3 Порядка N 430-п в Перечень мероприятий по текущему содержанию объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), утвержденный постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района от 05.03.2020 N 71 "О внесении изменений в постановление администрации Юрьевецкого муниципального района от 16.11.2015 N 319 "Об утверждении муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района "Обеспечение качественным жильем и объектами социальной и инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района", в целях которого предоставляется субсидия на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) из бюджета Ивановской области, включает наименование сооружений: ливнестоки и дизельная, не предусмотренные Порядком N 430-п.
2.11. В нарушение пунктов 1.1, 1.2, 1.3 соглашения от 13.03.2020 N 2/430-п о предоставлении из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) (далее - соглашение от 13.03.2020 N 2/430-п) Администрацией за счет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), и софинансирования за счет средств Юрьевецкого муниципального района на общую сумму 60 912 985, 60 рубля заключен муниципальный контракт от 16.12.2019 N 0133200001719003240 на оказание услуг по текущему содержанию инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, включающий в себя услуги по содержанию сооружений: ливнестоки, дизельная, не соответствующих перечню мероприятий, установленных пунктом 1.2, Приложением N 1 к соглашению от 13.03.2020 N 2/430-п в целях софинансирования которых из областного бюджета предоставляется субсидия на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)(код главного распорядителя 004 "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" раздел, подраздел 0406 "Водное хозяйство" целевая статья 1530180540 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" вид расходов 500 "Межбюджетные трансферты").
2.12. В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 6, 8 Порядка N 430-п Администрацией в 2020 году представлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области завышенный на общую сумму 16 622 578 рублей расчет субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на 2021 год (письмо от 22.09.2020 N 3958) (за счет завышения расходов на приобретение прочих материалов на сумму 235 500 рублей, на ремонт и замену оборудования в общей сумме 4 363 200 рублей, на ремонт сооружений инженерной защиты в общей сумме 12 023 878 рублей). Представленный расчет субсидии по вышеназванным позициям не содержит документального подтверждения необходимости выполнения данных мероприятий, актов обследования объектов и оборудования, расчетов стоимости, включающих в себя количественные и стоимостные показатели, наименование и адрес объектов на которых планируется проведение мероприятий, прайс-листы стоимости оборудования, сметы стоимости прочистки одного метра, трубы дренажа в зависимости от диаметра труб и стоимость работ по очистке дренажных камер в расчете 1 мЗ с указанием нормативной периодичности выполнения работ и др. (код главного распорядителя 004 "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" раздел, подраздел 0406 "Водное хозяйство" целевая статья 1530180540 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" вид расходов 500 "Межбюджетные трансферты").
Служба в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, в представлении от 10.02.2021 N 05-01/01-19-5 требует:
1. Принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1.1, 1.2, 2.1 - 2.7, 2.10, 2.11 представления, путем разработки и выполнения плана мероприятий, направленного на установление причин выявленных нарушений и принятие предупредительных мер, в целях недопущения подобных нарушений в дальнейшей работе (далее - План).
2. Устранить нарушение, указанное в пункте 2.12 настоящего представления, путем предоставления документов, подтверждающих необходимость приобретения материалов на сумму 235 500 рублей, осуществления ремонта и замену оборудования на сумму 4 363 200 рублей, ремонта сооружений инженерной защиты на сумму 12 023 878 рублей, актов обследования объектов и оборудования, расчетов стоимости, включающих в себя количественные и стоимостные показатели, наименование и адрес объектов, на которых планируется проведение мероприятий, прайс-листы стоимости оборудования, сметы стоимости прочистки одного метра трубы дренажа в зависимости от диаметра труб и стоимость работ по очистке дренажных камер в расчете 1 м3 с указанием нормативной периодичности выполнения работ и др., и принять меры по устранению причин и условий нарушения, путем разработки и выполнения Плана.
3. Устранить нарушения, указанные в пунктах 2.8 и 2.9 настоящего представления, путем возмещения средств в общем размере 6 084 035,08 рубля в областной бюджет, и принять меры по устранению причин и условий нарушений, путем разработки и выполнения Плана.
Администрация не согласилась с представлением надзорного органа и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 139, 158, 174.2, 220.1, 266.1, 306.4 БК РФ, статьями 758, 762 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 44-ФЗ, Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Порядком N 430-п, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что оспариваемое представление надзорного органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Администрации, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 28 БК РФ установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В пункте 1 статьи 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
На основании Положения о Службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 N 540-п (далее - Положение N 540-п), Служба является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль, контроль в сфере закупок.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета; финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
Как следует из материалов дела, в акте проверки от 30.12.2020 установлено, что согласно Решению Совета Юрьевецкого муниципального района от 24.12.2018 N 185 "О бюджете Юрьевецкого муниципального района на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов" Администрации утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год по коду главного распорядителя. Кроме того, в соответствии с Решением Совета Юрьевецкого муниципального района от 26.12.2019 N 235 "О бюджете Юрьевецкого муниципального района на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов" Администрации утверждены бюджетные ассигнования на 2020 год по коду главного распорядителя.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Администрация является главным распорядителем бюджетных средств Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, то есть бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты из областного бюджета, соответственно, в силу требований бюджетного законодательства Российской Федерации Администрация должна была обеспечить расходование указанной субсидии согласно целям ее получения (статья 38 БК РФ).
С учетом изложенного суды правильно посчитали, что Администрация является объектом контроля Службы.
Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095.
В соответствии с планом контрольной деятельности Службой проведена проверка по теме: Соблюдение целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета, соблюдение условии договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (финансирования) которых являются межбюджетные трансферты (выборочно).
Нарушения, выявленные Службой в ходе проверки Администрации (являющейся местной администрацией и главным администратором средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии), установлены при осуществлении контроля за соблюдением условий контрактов, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются межбюджетные трансферты, полученные из областного бюджета.
Следовательно, оспариваемое представление выдано уполномоченным органом. Существенных нарушений процедуры проведения проверки суды не установили.
Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 460-п утверждена государственная программа Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области". Приложением N 2 к данной государственной программе утверждена подпрограмма "Развитие газификации Ивановской области", которая предусматривает реализацию основного мероприятия "Газификация населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры Ивановской области".
Предоставление субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области осуществляется в соответствии с Порядком, установленным приложением к Подпрограмме. Срок реализации мероприятия - с 2018 по 2024 год (пункт 2 Подпрограммы).
Как видно из материалов дела, Департаментом строительства и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие газификации Ивановской области" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области" от 30.09.2019 N 123 (далее - соглашение от 30.09.2019 N 123).
Во исполнение данного соглашения орган местного самоуправления и ООО "РЕГИОНПРОЕКТ" заключили муниципальный контракт от 10.12.2019 N 0133200001719003189 на оказание услуг по разработке проектной документации на строительство распределительного газопровода пос. Обжериха Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (в редакции дополнительного соглашения от 16.12.2019 N 1) (далее - муниципальный контракт от 10.12.2019 N 0133200001719003189).
Исследовав условия названного контракта, суды установили, что авансирование по муниципальному контракту не предусмотрено, этапы оказания услуг и этапы оплаты услуг не установлены, основанием для оплаты услуг является наличие проектной документации, имеющей соответствующие положительные заключения государственной экспертизы.
Администрация и ООО "РЕГИОНПРОЕКТ" заключили дополнительное соглашение от 16.12.2019 N 1 к муниципальному контракту от 10.12.2019 N 0133200001719003189, согласно которому названный муниципальный контракт дополнен пунктом 2.10: оплата оказанных услуг (этапов услуг) осуществляется поэтапно в соответствии со сметами. В 2019 году предусмотрено выполнение исполнителем первого этапа проектирования - выполнение инженерно-геологических изысканий, инженерно-геодезических изысканий, инженерно-экологических изысканий, разработка проекта планировки территории, разработка проекта межевания. Стоимость подлежащих оказанию и оплате услуг в 2019 году составляет 1 366 656,21 рубля. В 2020 году предусмотрено выполнение исполнителем 2 этапа проектирования выполнение проектно-сметной документации и сдача документации с результатами инженерных изысканий на государственную экспертизу. Стоимость подлежащих оказанию и оплате услуг в 2020 году составляет 505 050,5 рублей.
На основании пункта 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (часть 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Как указано в решении суда, ни один из указанных случаев не применим в рассматриваемой ситуации.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 432 ГК РФ следует, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Суды правильно посчитали, что условия о порядке и сроке оплаты по контракту являются существенными условиями контракта.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о законности пункта 1.1 представления о том, что в нарушение статьи 72 БК РФ, части 2 статьи 34, статьи 95 Закона N 44-ФЗ Администрацией в 2019 году изменены условия муниципального контракта от 10.12.2019 N 0133200001719003189 в части включения этапов работ и изменения порядка оплаты работ путем заключения дополнительного соглашения от 16.12.2019 N 1 к муниципальному контракту от 10.12.2019 N 0133200001719003189 при отсутствии возможности изменения данных условий муниципального контракта, предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что в 2019 году повлекло дополнительное расходование бюджетных средств в сумме 1 366 656, 21 рубля, в том числе средств областного бюджета в сумме 1 352 989,65 рубля, поскольку на момент приемки работ в 2019 году отсутствовал необходимый комплект подтверждающих документов.
Частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ определено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения
В силу части 3 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В статье 758 ГК РФ определено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ (статья 762 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Из пунктов 1.3, 2.5, 2.6, 4.2.3, 4.3.5, 4.3.6 раздела 5 муниципального контракта от 10.12.2019 N 0133200001719003189 (в первоначальной редакции, составленной в соответствии с вышеуказанными нормами права) следует, что оплата работ осуществляется после приемки оказанных услуг на основании подписанного сторонами акта, при наличии положительного заключения государственной экспертизы и положительного заключения о достоверности сметной стоимости, в течение 15 рабочих дней.
Положительное заключение государственной экспертизы на объект экспертизы "Строительство распределительного газопровода пос. Обжериха Юрьевецкого муниципального района Ивановской области" со сметной стоимостью в уровне цен первого квартала 2020 года в сумме 18,645952 млн. рублей выдано АГУ "Ивгосэкспертиза" 16.07.2020.
При этом согласно акту проверки от 30.12.2020 Администрацией в 2019 году частичная оплата оказанных услуг осуществлена платежным поручением от 26.12.2019 N 225354 в сумме 1 366 656,21 рубля на основании акта на оказание услуг от 18.12.2019 N 1 в сумме 1 366 656,21 рубля.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что в нарушение статьи 72 БК РФ, статей 34, 94, части 3 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ, пункта 1.3, раздела 5 муниципального контракта от 10.12.2019 N 0133200001719003189 Администрацией в 2019 году по акту на оказание услуг от 18.12.2019 N 1 осуществлена приемка и оплата работ на сумму 1 366 656,21 рубля, в том числе средств областного бюджета в сумме 1 352 989,65 рубля, не соответствующих условиям муниципального контракта от 10.12.2019 N 0133200001719003189, а именно без наличия положительного заключения государственной экспертизы и положительного заключения о достоверности сметной стоимости по объекту: Строительство распределительного газопровода пос. Обжериха Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.
Довод Администрации об отсутствии у Службы полномочий на проведение проверки в сфере закупок для муниципальных нужд правомерно отклонен судами в силу следующего.
На основании пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
В пункте 2.1 статьи 266.1 БК РФ установлено, что государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации и органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из этого бюджета.
В силу пункта 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п, контроль за соблюдением муниципальными образованиями Ивановской области условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется ГРБС и органами государственного финансового контроля Ивановской области.
Аналогичные положения содержатся в пункте 25 Порядка N 430-п, согласно которому контроль за соблюдением муниципальными образованиями целей, порядка и условий предоставления субсидий осуществляется Департаментом - главным распорядителем средств областного бюджета и органами государственного финансового контроля Ивановской области.
При таких обстоятельствах суды правильно посчитали, что Служба была вправе проводить контрольное мероприятие в отношении Администрации - получателя субсидии из областного бюджета.
При этом запрет на применение при описании нарушений положений Закона N 44-ФЗ в ходе осуществления органами внутреннего государственного финансового контроля проверок за соблюдением условий контрактов, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются межбюджетные трансферты, законодательно не установлен.
В соответствии с подпунктами 1, 4 статьи 158 БК РФ на главного распорядителя бюджетных средств возложено полномочий по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составления обоснования бюджетных ассигнований.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац тридцать шестой статьи 6 БК РФ) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании пункта 4 статьи 154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Следовательно, положения статьи 158 БК РФ применимы в отношении Администрации.
В силу пунктов 2, 6, 8, 10 Порядка N 430-п (в редакциях, действовавших в 2019, 2020, 2021 годов) субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Ивановской области (далее - муниципальные образования) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, касающимся проведения на муниципальном уровне мероприятий по текущему содержанию инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции).
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Ивановской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту ЖКХ на цели, указанные в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Порядка N 430-п одним из условий предоставления субсидий является наличие утвержденной муниципальной программы, предусматривающей реализацию мероприятий по текущему содержанию объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), с приложением перечня мероприятий, на софинансирование которых предоставляются субсидии, и сроки их реализации;
Из пункта 6 Порядка N 430-п следует, что к заявке должны быть приложены следующие документы: копия утвержденной муниципальной программы, предусматривающей реализацию мероприятий по текущему содержанию объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции); сведения об объеме денежных средств, необходимом для проведения мероприятий, связанных с текущим содержанием объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), в очередном финансовом году и плановом периоде.
Документы (заверенные копии документов) представляются в единственном экземпляре на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 430-п для получения субсидий муниципальные образования Ивановской области в установленный срок соответствующего финансового года представляют в Департамент ЖКХ, помимо прочего сметный расчет стоимости мероприятий, связанных с текущим содержанием объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции).
Как видно из материалов дела, между Департаментом ЖКХ Ивановской области и Администрацией заключено соглашение от 19.03.2019 N 3/430-п, предметом которого является предоставление из бюджета Ивановской области в 2019 году бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Ивановской области, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, касающимся проведения инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции).
В ходе контрольного мероприятия в адрес Службы представлено письмо Администрации от 24.08.2018 N 2101, направленное в Департамент ЖКХ для предоставления субсидии, с приложением, в том числе, расчета плановых затрат на эксплуатацию, организацию и ремонт имущества, находящегося в казне Юрьевецкого муниципального района, на 2019-2021 годы от 28.08.2018.
На основании данного расчета Администрацией для расчета и предоставления субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на 2019 год представлены сведения об объеме денежных средств на текущее содержание объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) без разбивки мероприятий по содержанию защитных дамб, береговых укреплений и сооружений, ремонту защитных дамб.
Также в ходе контрольного мероприятия в адрес Службы представлено письмо Администрации от 15.08.2019 N 2145, направленное в Департамент ЖКХ для предоставления субсидии, с приложением расчета плановых затрат на эксплуатацию и организацию и ремонт имущества, находящегося в казне Юрьевецкого муниципального района, на 2020-2021 годы (расчет на странице 70 акта проверки).
На основании указанного расчета Администрацией в нарушение подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 2, 6, 8, 10 Порядка N 430-п для расчета и предоставления субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на 2020 год представлены сведения об объеме денежных средств на текущее содержание объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) без разбивки мероприятий по содержанию защитных дамб, береговых укреплений и сооружений, ремонт защитных дамб.
Вместе с тем документы, подтверждающие необходимость выполнения заявленных Администрацией в расчете мероприятий, актов обследования объектов и оборудования, расчетов стоимости, включающих в себя количественные и стоимостные показатели, наименование и адрес объектов, на которых планируется проведение мероприятий, прайс-листы стоимости оборудования, сметы стоимости прочистки 1 м трубы дренажа в зависимости от диаметра труб и стоимость работ по очистке дренажных камер в расчете 1 м3 с указанием нормативной периодичности выполнения работ и др. в Департамент ЖКХ вместе заявкой на предоставление субсидии не представлялись, проверке также не были представлены, что свидетельствует о нарушении подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 2, 6, 8, 10 Порядка N 430-п.
Суды установили, что Администрация не представила в Департамент обоснование необходимости расходов в 2021 году на содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), с приложением подтверждающих документов.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что в нарушение подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 6, 8 Порядка N 430-п Администрацией в 2020 году представлен в Департамент ЖКХ завышенный на общую сумму 16 622 578 рублей расчет субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) на 2021 год (письмо от 22.09.2020 N 3958) (за счет завышения расходов на приобретение прочих материалов на сумму 235 500 рублей, на ремонт и замену оборудования в общей сумме 4 363 200 рублей, на ремонт сооружений инженерной защиты в общей сумме 12 023 878 рублей).
Ссылка Администрации на то, что Служба, не имея соответствующих полномочий, самостоятельно определила перечень документов, необходимых для предоставления субсидии, правомерно отклонена судами в силу следующего.
В рассматриваемом случае субсидия на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) предоставляется в рамках реализации государственной программы Ивановской области, в связи с чем нормативным правовым актом, регламентирующим планирование расходов бюджета является, в том числе Постановление Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п, утверждающее Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ивановской области (далее - Порядок N 358-п).
На основании пункта 3.6 Порядка N 358-п подготовленный и согласованный со всеми ответственными исполнителями и исполнителями проект Программы и сопроводительные материалы к нему направляются администратором Программы на рассмотрение в Департамент экономического развития и торговли и Департамент финансов в срок, установленный Порядком составления проекта областного бюджета.
В качестве сопроводительных материалов приводятся обоснования значений целевых индикаторов (показателей), а также бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы, подготовленные в соответствии с Методикой планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной Департаментом финансов, с представлением: примеров фактической стоимости осуществления аналогичных по масштабу и результату мероприятий; ссылок на конкретные рыночные предложения по стоимости осуществления аналогичных мероприятий; расчетов, в которых используются значения (нормативы, показатели), установленные правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области, договорами (соглашениями); иной информации, позволяющей удостовериться в необходимости и достаточности плановых бюджетных расходов, предусмотренных на реализацию мероприятий.
Следовательно, для обоснованности размера бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов при планировании областного бюджета на соответствующий год наряду с соответствующими расчетами, которые должны конкретизироваться в разрезе каждого вида планируемых расходов, должны представляться сопроводительные материалы, которые позволяют удостовериться в их необходимости и достоверности.
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п (в редакции от 28.12.2018, далее - Правила N 65-п) в качестве условий предоставления и расходования субсидий порядками предоставления субсидий предусматривается наличие муниципальных правовых актов, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Ивановской области, регулирующих правоотношения, связанные с предоставлением и расходованием соответствующих субсидий из областного бюджета, и сроки их реализации.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что постановлением Юрьевецкого муниципального района от 05.11.2015 N 319 утверждена муниципальная программа "Обеспечение качественным жильем социальной и инженерной инфраструктуры населения муниципального района". Перечень мероприятий по текущему содержанию объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) указанная муниципальная программа (в редакции от 08.11.20219) не содержит.
Перечень мероприятий по текущему содержанию объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) и сроки их реализации утвержден 05.03.2020 постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района от 05.03.2020 N 71 "О внесении изменений в постановление администрации Юрьевецкого муниципального района от 16.11.2015 N 319 "Об утверждении муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района "Обеспечение качественным жильем и объектами социальной и инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района".
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что в нарушение подпункта "а" пункта 3 Порядка N 430-п, подпункта "а" пункта 5 Правил N 65-п Администрацией в 2019 году не обеспечено соблюдение условия предоставления и расходования субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) ввиду отсутствия в 2019 году муниципального правового акта, утверждающего перечень мероприятий по текущему содержанию объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, и сроков их реализации.
Доказательств обратного орган местного самоуправления в материалы дела не представил.
В статье 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 430-п органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают результативность и целевое использование полученных субсидий.
Как было указано, Департаментом ЖКХ и Администрацией заключено соглашение от 19.03.2019 N 3/430-п о предоставлении из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), предметом которого является предоставление из бюджета Ивановской области в 2019 году бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Ивановской области, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, касающимся проведения на муниципальном уровне мероприятий по текущему содержанию инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) (пункт 1.1 соглашения от 19.03.2019 N 3/430-п); предоставляемая субсидия на текущее содержание дамбы, дренажной системы, водоперекачивающих станций имеет целевое назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные пунктом 1.1 настоящего соглашения (пункт 1.2 соглашения от 19.03.2019 N 3/430-п); размер предоставляемой субсидии на текущее содержание дамбы, дренажной системы, водоперекачивающих станций 25 293 316,87 рубля (пункт 2.2 соглашения от 19.03.2019 N 3/430-п).
Также Департаментом ЖКХ и Администрацией заключено соглашение от 13.03.2020 N 2/430-п о предоставлении из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), предметом которого является предоставление из бюджета Ивановской области в 2020 - 2022 годах бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области субсидии на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту ЖКХ как получателю средств областного бюджета по кодам бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 004, раздел 04, подраздел 06, целевая статья расходов 1530180540, вид расходов 521, 20004014, в рамках подпрограммы "Покрытие расходов обслуживающих предприятий по текущему содержанию инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" государственной программы Ивановской области "Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области" (пункт 1.1); предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно Приложению N 1 к соглашению от 13.03.2020 N 2/430-п - текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) (пункт 1.2, Приложение N 1 к соглашению от 13.03.2020 N 2/430-п); использование субсидии на цели, не предусмотренные Порядком предоставления субсидии, не допускается (пункт 1.3); размер предоставляемой субсидии на текущее содержание дамбы, дренажной системы, водоперекачивающих станций в 2020 году - 29 034 173,60 рубля (пункт 2.2 соглашения от 13.03.2020 N 2/430-п).
Таким образом, целью предоставления субсидии на текущее содержание дамбы, дренажной системы, водоперекачивающих станций согласно законам Ивановской области от 13.12.2018 N 76-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", от 16.12.2019 N 75-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", пункту 2 Порядка N 430-п, пунктам 1.1, 1.2 Приложений N 1 к соглашениям от 19.03.2019 N 3/430-п, от 13.03.2020 N 2/430-п является текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), а именно текущее содержание дамбы, дренажных систем, водоперекачивающих станций.
Подпрограммой "Покрытие расходов обслуживающих предприятий по текущему содержанию инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 430-п, предусмотрено, что мероприятие "Текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции)" предусматривает предоставление из областного бюджета субсидий на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) бюджетам муниципальных образований Ивановской области, на территории которых имеются населенные пункты, расположенные в зоне возникновения риска подтопления водами Горьковского водохранилища и защищенные от возможного подтопления объектами инфраструктуры инженерной защиты.
Пункт 2 Порядка N 430-п, являющийся правовым основанием предоставления средств областного бюджета, содержит исчерпывающий перечень расходов, на которые предоставляется субсидия, а именно текущее содержание дамб, дренажных систем, водоперекачивающих станций.
Дамбы, дренажные системы, насосные станции (водоперекачивающие станции), на основании пункта 1.1 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Минстроя РФ от 29.12.1995 N 17-139, являются самостоятельными сооружениями инженерной защиты.
Аналогичные положения предусмотрены соглашениями, заключенным Департаментом ЖКХ с Администрацией.
При таких обстоятельствах суды правильно посчитали, что в рассматриваемом случае субсидия на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), предоставленная бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, может расходоваться исключительно на содержание объектов, защищающих город Юрьевец от подтопления водами Горьковского водохранилища.
Условием предоставления субсидии является, в том числе: наличие муниципальных правовых актов, утверждающих перечень мероприятий по текущему содержанию объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Ивановской области, регулирующих правоотношения, связанные с предоставлением соответствующих субсидий из областного бюджета, и сроки их реализации ((подпункт "а" пункта 3 Порядка N 430-п).
Перечень мероприятий по текущему содержанию объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) утвержден постановлением Ивановской области от 05.03.2020 N 71 содержит мероприятия по содержанию и обслуживанию ливнестоков. Однако к цели предоставления субсидии по текущему содержанию инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) спорные ливнестоки не относятся в силу следующего.
В силу пункта 3.4 "СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 964/пр (далее - СП 104.13330.2016), инженерная защита территории от затопления и подтопления), зона подтопления: территория, подвергающаяся подтоплению в результате подпора со стороны водохранилищ, рек, других водных объектов или воздействия любой другой хозяйственной деятельности и природных факторов.
В соответствии с техническим обследованием комплекса инженерной защиты от затопления водами Горьковского водохранилища территории г. Юрьевец Ивановской области, выполненным ООО "Ивановский проектно-изыскательский центр "Ивгипроводхоз" по заказу Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее -
заключение "Ивгипроводхоз"), в комплекс инженерной защиты г. Юрьевец Ивановской области входят: дамба обвалования длиною 3,24 км, закрытый горизонтальный трубчатый дренаж - 6,4 км две линии (придамбовый дренаж, дренаж II-й линии по ул. Советской), ливнестоки "3,4,5, ливнесток у пер. Красной Звезды, придамбовый закрытый ливнесток, насосные станции для перекачки дренажных и поверхностных вод (две шт.).
Согласно заключению "Ивгипроводхоз" указанные объекты являются неделимым комплексом сооружений, выполняющим задачу защиты г. Юрьевец.
На странице 6 заключения "Ивгипроводхоз" указано, что дамба обвалования ограждает объект от затопления водохранилищем; для предупреждения выхода фильтрационных вод на низовой откос дамбы на всем ее протяжении устроен придамбовый трубчатый дренаж; для дренирования территории города вдоль улиц Советская и Володарского устроена вторая линия дренажа (глубина заложения дренажа 1,7 - 4,6 м).
Из заключения следует, что для отвода поверхностных вод с территории выполнены две категории ливнестоков (водосборов, ливнесточных коллекторов): самотечные, закрытые напорные, сбрасывающие воду в водохранилище с территории 295 га, лежащей выше исторической части города; подводящие воду с городской территории 131,4 га к 2 насосным станциям перекачки N 1 и 2, которые сбрасывают ее в водохранилище; для захвата воды запроектированы дождеприемные колодцы, обеспечивающие полный захват ливневых вод и вод от снеготаяния; ливневые воды стекают к закрытому ливнестоку и попадают через него к двум насосным станциям.
Следовательно, из СП 104.13330.2016 Инженерная защита территории от затопления и подтопления, заключения "Ивгипроводхоз" следует, что инженерная защита города Юрьевец предусматривает решение двух задач, а именно: защиту территории от подтопления в результате подпора со стороны Горьковского водохранилища; защиту территории от воздействия природных факторов (ливневые воды, воды от снеготаяния).
Для защиты территории города Юрьевец от подтопления в результате подпора со стороны Горьковского водохранилища используются следующие объекты: дамба обвалования; горизонтальный трубчатый дренаж; насосные станции, используемые для перекачки дренажных и поверхностных (ливневых) вод.
Для защиты территории города Юрьевец от подтопления в связи с воздействием природных факторов используются следующие объекты: ливнестоки (водосборы, ливнесточные коллекторы); насосные станции, используемые для перекачки дренажных и поверхностных (ливневых) вод.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что в нарушение статьи 38, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, пункта 18 Порядка N 430-п, пунктов 1.3, 4.3.1 соглашений от 19.03.2019 N 3/430-п, от 13.03.2020 N 2/430-п Администрацией в 2019-2020 годах допущено нецелевое использование средств областного бюджета в общей сумме 6 084 035,08 рубля, предоставленных бюджету Юрьевецкого муниципального района в виде субсидии на текущее содержание дамбы, дренажной системы, водоперекачивающих станций, выразившееся в направлении средств на цель, не соответствующую цели, установленной законами Ивановской области от 13.12.2018 N 76-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", от 16.12.2019 N 75-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 годи на плановый период 2021 и 2022 годов", пунктом 2 Порядка N 430-п, пунктами 1.1, 1.2 Приложения N 1 к соглашениям от 19.03.2019 N 3/430-п от 13.03.2020 N 2/430-п, являющихся правовыми основаниями предоставления указанных средств, ввиду оплаты работ по ремонту ливнесточных колодцев, не относящиеся к работам по текущему содержанию дамбы, дренажной системы, водоперекачивающих станций.
В ходе проверки установлено, что Перечень мероприятий по текущему содержанию объектов инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), утвержденный постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района от 05.03.2020 N 71 "О внесении изменений в постановление администрации Юрьевецкого муниципального района от 16.11.2015 N 319 "Об утверждении муниципальной программы Юрьевецкого муниципального района "Обеспечение качественным жильем и объектами социальной и инженерной инфраструктуры населения Юрьевецкого муниципального района", в целях которого предоставляется субсидия на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) из бюджета Ивановской области, включает наименование сооружений: ливнестоки и дизельная, не предусмотренные Порядком N 430-п.
Также в ходе проверки установлено, что Администрацией за счет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущее содержание инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции), и софинансирования за счет средств Юрьевецкого муниципального района на общую сумму 60912985,60 рубля заключен муниципальный контракт от 16.12.2019 N 0133200001719003240 на оказание услуг по текущему содержанию инженерной защиты (дамбы, дренажные системы, водоперекачивающие станции) Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, включающий в себя услуги по содержанию сооружений: ливнестоки, дизельная, не соответствующих перечню мероприятий, установленного пунктом 1.2 Приложения N 1 к соглашению от 13.03.2020 N 2/430-п, что является нарушением пунктов 1.1, 1.2, 1.3 соглашения от 13.03.2020 N 2/430-п.
Названные нарушения суды признали доказанными, поскольку ни Порядок N 430-п, ни соглашение о предоставлении субсидии не предусматривают таких объектов (ливнестоки и дизельная).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое представление соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Администрации, в связи с чем правомерно отказали последней в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.08.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А17-1324/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для защиты территории города Юрьевец от подтопления в связи с воздействием природных факторов используются следующие объекты: ливнестоки (водосборы, ливнесточные коллекторы); насосные станции, используемые для перекачки дренажных и поверхностных (ливневых) вод.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что в нарушение статьи 38, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, пункта 18 Порядка N 430-п, пунктов 1.3, 4.3.1 соглашений от 19.03.2019 N 3/430-п, от 13.03.2020 N 2/430-п Администрацией в 2019-2020 годах допущено нецелевое использование средств областного бюджета в общей сумме 6 084 035,08 рубля, предоставленных бюджету Юрьевецкого муниципального района в виде субсидии на текущее содержание дамбы, дренажной системы, водоперекачивающих станций, выразившееся в направлении средств на цель, не соответствующую цели, установленной законами Ивановской области от 13.12.2018 N 76-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", от 16.12.2019 N 75-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 годи на плановый период 2021 и 2022 годов", пунктом 2 Порядка N 430-п, пунктами 1.1, 1.2 Приложения N 1 к соглашениям от 19.03.2019 N 3/430-п от 13.03.2020 N 2/430-п, являющихся правовыми основаниями предоставления указанных средств, ввиду оплаты работ по ремонту ливнесточных колодцев, не относящиеся к работам по текущему содержанию дамбы, дренажной системы, водоперекачивающих станций."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 марта 2023 г. N Ф01-865/23 по делу N А17-1324/2021