Нижний Новгород |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А11-15487/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Кузнецовой Л.В., Ногтевой В.А.,
при участии представителя участников
общества с ограниченной ответственностью
"Страховая компания "Сервисрезерв"
Газизовой Алины Маратовны (протокол от 03.06.2020),
представителей Российского Союза Автостраховщиков:
Мухиной О.Ю. по доверенности от 24.12.2020 и
Смирнова М.В. по доверенности от 24.12.2020,
Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов":
Сафонова Ф.С. по доверенности от 01.12.2022 N 1379
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
конкурсного управляющего
общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания Сервисрезерв" -Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
на определение Арбитражного суда Владимирской области от 19.07.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022
по делу N А11-15487/2019,
по возражению представителя участников
общества с ограниченной ответственностью
"Страховая компания "Сервисрезерв"
(ИНН: 3317000799, ОГРН: 1023301952190)
на включение требования Российского союза автостраховщиков
(ИНН: 7705469845, ОГРН: 1027705018494)
в размере 3 885 493 рублей
в реестр требований кредиторов должника
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Сервисрезерв" (далее - ООО "СК "Сервисрезерв", должник) в Арбитражный суд Владимирской области обратился представитель участников должника Газизова Алина Маратовна с возражениями на включение в реестр требований кредиторов должника требования Российского Союза Автостраховщиков (далее - РСА) в размере 3 885 493 рублей.
Суд первой инстанции решением от 19.07.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022, признал требование РСА обоснованными и включил их в третью очередь реестра требований кредиторов должника с учетом положений пункта 3 статьи 184.10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, в Арбитражный суд Волго-Вятского округа обратился конкурсный управляющий Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) с кассационной жалобой, в которой просит их изменить, признать обоснованным и включить в реестр требований кредиторов должника требование РСА в сумме 3 853 203 рубля 18 копеек.
Агентство в обоснование жалобы указывает на ошибочность выводов судов предыдущих инстанций о характере правоотношений должника и ответчика, поскольку обязательства ООО "СК "Сервисрезерв" по уплате членских взносов установлены внутренними документами РСА, не являющимся государственным органом. При этом законодатель не регулирует порядок уплаты членских взносов, а членство в РСА подразумевает безусловное принятие условий, предусмотренных его уставом (то есть путем совершения сделки по присоединению). Тем самым, по мнению заявителя жалобы, правоотношения ООО "СК "Сервисрезерв" и РСА имеют, фактически, договорной характер и к ним подлежат применению правила, регулирующие порядок расторжения (прекращения) договора. Прекращение договора влечет невозможность возникновения между его сторонами прав и обязанностей по его предмету, в том числе, на основании событий, наступивших после его прекращения - прекращается обязанность лица совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора").
Заявитель жалобы указывает, что суды, ссылаясь на предоставление должником сведений о начисленных страховых премиях за III квартал 2019 года, не дали оценку доводам конкурсного управляющего о том, что должник еще до окончания указанного квартала года был исключен из членства в РСА (05.09.2019), а сведения о начисленной страховой премии в силу технических ограничений программного обеспечения возможно было представить лишь за квартал целиком. Сумма начисленной страховой премии за III квартал 2019 года включает в себя в том числе начисления за период с 06.09.2019 по 30.09.2019, то есть за период, когда ООО "СК "Сервисрезерв" было исключено из членов РСА, по 450 договорам страхования на сумму 3 398 674 рубля 31 копейку, с которых членские взносы уплате не подлежат. Агентство полагает, что общая сумма страховых премий по договорам ОСАГО за 9 месяцев 2019 года, по которой исчисляются целевой взнос на реализацию приоритетных направлений деятельности РСА за III квартал 2019 года (постоянная часть) и членский взнос на обеспечение деятельности РСА за III квартал 2019 года, подлежит уменьшению до 289 086 334 рублей 69 копеек. По расчету заявителя размер членских взносов ООО "СК "Сервисрезерв" за III квартал 2019 года составляет 722 715 рублей 84 копейки целевой взнос на реализацию приоритетных направлений деятельности РСА за указанный период (постоянная часть), 2 023 604 рубля 34 копейки - членский взнос на обеспечение деятельности РСА за указанный период. Спора в отношении целевого взноса за II квартал 2019 года в сумме 1 106 883 рубля не имеется.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, а также поддержаны представителем в судебном заседании.
РСА в письменном отзыве на кассационную жалобу, а также его представители в ходе судебного заседания отклонили доводы заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Представитель участников ООО "СК "Сервисрезерв" поддержала позицию Агентства.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, проверив обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, ознакомившись с отзывом на нее, заслушав представителя участников должника, а также представителей кредитора и конкурсного управляющего, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела, приказами Банка России от 26.08.2019 N ОД-1944 и от 26.08.2019 N ОД-1945 у ООО "СК "Сервисрезерв" отозваны лицензии на осуществление добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни, на осуществление добровольного имущественного страхования, на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; с 27.08.2019 назначена временная администрация.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 04.03.2020 признал ООО "СК "Сервисрезерв" несостоятельным (банкротом) и открыл в отношении него конкурсное производство, возложив полномочия конкурсного управляющего на Агентство.
РСА предъявило должнику требование об уплате целевого взноса на реализацию приоритетных направлений деятельности РСА в сумме 1 106 883 рубля за II квартал 2019 года, в сумме 731 213 рублей за III квартал 2019 года, членского взноса на обеспечение деятельности РСА в сумме 2 047 395 рублей за III квартал 2019 года - в общей сумме 3 885 493 рубля.
Посчитав требование профессионального объединения страховщиков в сумме 3 885 493 рубля необоснованным и не подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника, Агентство и представитель участников должника обратились в суд с соответствующими возражениями в порядке, установленном в статье 183.26 Закона о банкротстве.
Особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций, к которым в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 180 Закона о банкротстве для целей указанного закона отнесены страховые организации, предусмотрены параграфом 4 главы IX "Банкротство финансовых организаций".
В целях участия в деле о банкротстве финансовой организации кредиторы вправе заявить свои требования к финансовой организации в ходе конкурсного производства в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании финансовой организации банкротом (подпункт 2 пункта 1 статьи 183.26 Закона о банкротстве).
По правилам пункта 2 статьи 183.26 Закона о банкротстве требования кредиторов, указанные в пункте 1 названной статьи, направляются в арбитражный суд, финансовую организацию и арбитражному управляющему с приложением документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Арбитражный управляющий включает поступившие требования в реестр заявленных требований кредиторов, который ведется в порядке, установленном в статье 16 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных в статье 183.26 данного Федерального закона. Арбитражный управляющий не вправе отказать во включении поступивших требований в реестр заявленных требований кредиторов. Реестр заявленных требований кредиторов подлежит закрытию по истечении сроков, установленных в пункте 1 статьи 183.26 Закона о банкротстве (абзац первый пункта 3 статьи 183.26).
Возражения относительно требований кредиторов, включенных в реестр заявленных требований кредиторов, могут быть предъявлены в арбитражный суд финансовой организацией, временным управляющим или конкурсным управляющим, представителем учредителей (участников) финансовой организации, саморегулируемой организацией финансовых организаций, членом которой является финансовая организация, а также кредиторами, предъявившими требования к финансовой организации. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов (пункт 5 статьи 183.26 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 6 статьи 183.26 Закона о банкротстве при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность указанных требований и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения таких требований выносится определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов указываются размер требований и очередность их удовлетворения.
В силу пункта 11 статьи 184.1 Закона о банкротстве требования кредиторов, предъявленные к страховой организации и имеющиеся у временной администрации страховой организации, передаются по описи конкурсному управляющему в порядке, установленном в пункте 4 статьи 183.14 названного Федерального закона, и являются основанием для последующего включения таких требований в реестр заявленных требований кредиторов.
Рассмотрев заявленные возражения, проанализировав и оценив имеющиеся доказательства и доводы участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что ООО "СК "Сервисрезерв" являлось членом РСА и несло в связи с этим обязанность по оплате целевого взноса на реализацию приоритетных направлений деятельности союза в размере постоянной части, ставка которого составляла 0,25 процента от начисленной страховой премии за отчетный квартал.
Вместе с тем должник не внес взносы за III и IV кварталы 2019 года в общей сумме 1 838 098 рублей, из них 1 106 885 рублей - в III квартале 2019 года и 731 213 рублей - в IV квартале 2019 года. ООО "СК "Сервисрезерв" также не уплатило членский взнос на обеспечение деятельности РСА за IV квартал 2019 в размере 2 047 395 рублей.
Проанализировав изложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности предъявленных кредитором требований, включив их в реестр требований кредиторов должника в заявленном размере в соответствии с пунктом 3 статьи 184.10 Закона о банкротстве.
Суды при этом исходили из следующего.
В соответствии со статьей 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Согласно пункту 2 статьи 123.11 названного Кодекса члены ассоциации (союза) наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, также обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза).
Страховщики в силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с названным Федеральным законом.
РСА согласно статье 24 Закона об ОСАГО является некоммерческой корпоративной организацией, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих профессиональных и имущественных интересов, установления правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО) источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах, в том числе, являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации, к числу которых статья 14 названного Федерального закона относит ее устав, который утверждается учредителями и определяет только корпоративные отношения с участием юридического лица и его учредителей. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Уставом профессионального объединения страховщиков устанавливается структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления профессионального объединения страховщиков, порядок принятия ими решений и их выступления от имени профессионального объединения страховщиков в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в отношении ассоциаций (союзов) и положениями Закона об ОСАГО (пункт 2 статьи 24 названного Федерального закона).
Суды проанализировали и отклонили доводы конкурсного управляющего о том, что Устав РСА по существу является договором присоединения, а Положения о целевом взносе РСА и Положения о членском взносе на обеспечение деятельности РСА его частями, и, соответственно, уплата предусмотренных ими взносов, предусмотренных Положениями, носит договорной характер.
Вопреки доводам Агентства, договор в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации является соглашением лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации), признается заключенным, согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, при достижении соглашения по всем существенным условиям.
Устав РСА определяет только корпоративные отношения с участием союза и его учредителей, а также утверждается учредителями, в то время как договор заключается между учредителями (участниками). Таким образом, исходя из анализа приведенных норм права, положения о договоре, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе о договоре присоединения, на устав некоммерческой организации не распространяются.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 25 Закона об ОСАГО профессиональное объединение страховщиков, в том числе, обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими обязательного страхования, перестрахования рисков гражданской ответственности владельцев транспортных средств, разрабатывает и устанавливает обязательные для профессионального объединения и его членов правила профессиональной деятельности и контролирует их соблюдение.
Согласно подпунктам "в", "е" и "з" пункта 1 статьи 26 названного Федерального закона профессиональное объединение страховщиков устанавливает правила, обязательные для профессионального объединения и его членов и содержащие требования, в том числе, в отношении порядка финансирования компенсационных выплат членами профессионального объединения, содержащие условия и порядок формирования и расходования средств профессионального объединения на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, а также в отношении документации, правил ведения учета и отчетности.
Имущество профессионального объединения страховщиков образуется, в том числе, за счет членских взносов, уплачиваемых его членами в соответствии с правилами профессионального объединения (абзац третий пункта 1 статьи 28 Закона об ОСАГО).
Устав РСА в пункте 4.3 предусматривает, что действительными членами союза могут быть страховщики, признающие положения данного Устава, соответствующие требованиям, предъявляемым к членам союза, присоединившиеся к соглашению о прямом возмещении убытков и имеющие лицензию на осуществление обязательного страхования.
Согласно подпункту "в" пункта 3.6 Устава РСА последний вправе для достижения целей своего создания и обеспечения деятельности определять порядок формирования и создавать денежные фонды (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, общее собрание членов профессионального объединения страховщиков в соответствии с подпунктом "б1" пункта 10.3 Устава РСА устанавливает размеры и порядок уплаты членами профессионального объединения страховщиков взносов и иных обязательных платежей в профессиональное объединение страховщиков.
Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики должны вести обособленный учет расходов по видам обязательного страхования в порядке, установленном органом страхового надзора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 названного Федерального закона страховой надзор осуществляется Банком России.
Согласно части 2 Правил ведения учета и отчетности страховыми организациями-членами Российского Союза Автостраховщиков по операциям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Президиума РСА от 20.04.2017 N 21 (далее - Правила ведения отчетности), по операциям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств члены союза осуществляют отдельный от других видов страхования учет; отчетность составляется на основании сведений, содержащихся в журналах учета бланков страховых полисов, журналах учета заключенных договоров обязательного страхования, журналах учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования, данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с пунктом 9 приложения 19 к Правилам ведения отчетности, под страховыми премиями по договорам ОСАГО, начисленными по данным бухгалтерского учета страховой организации (начисленные премии), понимаются суммы начисленных в отчетном периоде по данным бухгалтерского учета страховых премий по договорам ОСАГО, включая начисления по договорам текущего периода, увеличение премии в связи с изменением условий договора, увеличение премии прошлых периодов по договорам страхования, доначисление (списание) доначисленной страховой премии по договорам, по которым на дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщик не имеет достоверных данных в связи с более поздним получением первичных учетных документов.
Как установлено в пункте 14 Положения Банка России от 04.09.2015 N 491-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение Банка России N 491) бухгалтерский учет доходов и расходов страховщика по страховым премиям по операциям страхования, сострахования и перестрахования зависит от классификации заключаемых договоров на страховые, инвестиционные или сервисные и ведется по каждой линии бизнеса. Перечень линий бизнеса устанавливается в учетной политике страховщика.
В пункте 14.2 Положения Банка России N 491 установлено, что доходы и расходы по страховым премиям по договорам страхования для целей данного Положения включают в себя: страховые премии (взносы), причитающиеся к получению от страхователей по заключенным договорам страхования; увеличение или уменьшение страховой премии (взносов) в связи с изменением условий или расторжением договоров страхования; уменьшение страховой премии в связи с ошибочно начисленными страховыми премиями (взносами) по договорам страхования; доначисления в виде доходов или расходов по договорам страхования, относящимся к отчетному периоду, но о которых на дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщик не имел достоверных данных в связи с более поздним получением первичных учетных документов.
На дату перехода страхового риска от страхователя к страховщику страховая премия признается с даты начала несения ответственности по договору в сумме страховой премии, предусмотренной по договору, если договор содержит один риск или несколько рисков, по которым начало несения ответственности совпадает. По договорам страхования иного, чем страхование жизни, предусматривающим условия начала несения ответственности страховщика по одним рискам после прекращения несения ответственности страховщика по другим рискам (например, некоторые договоры страхования строительно-монтажных рисков или космических рисков, предусматривающие страхование имущества и страхование гражданской ответственности), страховая премия признается в бухгалтерском учете на дату начала несения ответственности по каждому из рисков в том объеме, в котором она приходится на каждый из имеющихся рисков (пункт 14.3 Положения Банка России N 491).
Таким образом, становясь участниками страхового рынка, страховые организации обязаны вести учетную политику в соответствии с положениями Банка России, который является надзорным над ними органом, а также в соответствии с правилами профессионального объединения, членами которого они становятся. Кроме того, исходя из положений пункта 9 приложения 19 к Правилам ведения отчетности, страховыми премиями по договорам ОСАГО, в том числе, являются суммы начисленных страховых премий по договорам текущего периода.
При таких обстоятельствах договоры ОСАГО, ответственность по которым наступает после исключения страховой организации из членов профессионального объединения, должны быть также учтены при начислении суммы страховых премий за период, в котором принято решение об ее исключении из союза. Так, после исключения из членов РСА страховая организация не ведет страховую деятельность, и исчислить страховую премию не сможет. При этом РСА также будет обязан осуществлять компенсационные выплаты по договорам ОСАГО, ответственность по которым наступает после исключения страховой организации из членов союза.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Правил по формированию средств РСА на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, термины и определения, используемые в данных Правилах в части отношений связанных с исчислением и уплатой членского взноса, применяются в том значении, в котором они применяются в Положении о членском взносе и в данных Правилах.
Так, под начисленной страховой премией, указанной в пункте 6 Положения о членском взносе, понимаются суммы начисленных по данным бухгалтерского учета страховых премий по договорам ОСАГО, включая начисления премий по договорам текущего периода, увеличение премии в связи с изменением условий договора, увеличение премии прошлых периодов по договорам страхования, доначисление (списание) доначисленной страховой премии по договорам, по которым на дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщик не имеет достоверных данных в связи с более поздним получением первичных учетных документов, уменьшенных на сумму ошибочно начисленных страховых премий, возвратов в связи с изменениями условий договора, уменьшений премий прошлых отчетных периодов. При этом суммы возвратов премий в случае досрочного прекращения договоров ОСАГО, расходы по расторжениям договоров не уменьшают сумму начисленных страховых премий.
В соответствии с пунктом 5.5 Правил вступления в Российский Союз Автостраховщиков новых членов и выхода или исключения членов из него, утвержденных постановлением Президиума РСА от 24.10.2019 N 30 (далее - Правила вступления в РСА), исключенный член союза обязан в течение десяти рабочих дней перечислить сформированные им по договорам обязательного страхования резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат на соответствующие счета союза, а также погасить имеющуюся задолженность по оплате членских взносов, финансовых санкций и иных обязательных платежей.
Согласно пункту 6.4 названных Правил исключенный член союза обязан в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения об исключении перечислить сформированные им по договорам обязательного страхования резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат на соответствующие счета союза, а также погасить имеющуюся задолженность по оплате членских взносов, финансовых санкций и иных обязательных платежей.
После выхода члена союза из РСА обязанность по оплате членских взносов и иных обязательных платежей, установленных Уставом, и исполнение принятых на себя обязательств по отношению к союзу за весь период членства, сохраняются в силу пункта 4.10 Устава РСА.
В Уставе РСА установлено, что член союза обязан соблюдать при осуществлении своей деятельности требования Закона об ОСАГО, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; соблюдать положения Устава, выполнять требования, содержащиеся в правилах профессиональной деятельности и иных внутренних документах союза, касающиеся его членов; своевременно и регулярно вносить взносы и иные обязательные платежи, устанавливаемые в соответствии с Уставом, исполнять принятые на себя обязательства по отношению к союзу и его членам (пункт 5.2 Устава).
РСА в целях обеспечения своей деятельности в соответствии с положениями статьи 26 Закона об ОСАГО утвердил Положения о целевом взносе на реализацию приоритетных направлений деятельности РСА, о членском взносе на обеспечение деятельности РСА, Правила профессиональной деятельности по формированию средств РСА на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат. Данные правила по своей сути не носят договорного характера, однако являются обязательными для исполнения членами РСА.
Членский взнос на обеспечение деятельности РСА уплачивается в размере и порядке, установленными Положением о членском взносе на обеспечение деятельности РСА, утвержденным общим собранием членов РСА 29.11.2013 (далее - Положение). Согласно пунктам 9 и 11 названного Положения членский взнос на обеспечение деятельности РСА исчисляется членами союза самостоятельно как произведение соответствующей ставки членского взноса и страховой премии по договорам ОСАГО и уплачивается ежеквартально не позднее последнего рабочего дня квартала путем перечисления денежных средств на расчетный счет союза.
Согласно пунктам 7 и 8 Положения членский взнос на обеспечение деятельности РСА зафиксирован в размере: 0,75 процента для каждого из членов союза, чей кандидат избран в состав Правления, но не более 45 000 000 рублей и не менее 12 500 000 рублей; 0,7 процента для каждого из не указанных в подпункте "а" пункта 7 Положения членов союза, чей представитель (кандидат) включен (избран) в состав Президиума, но не более 20 000 000 рублей и не менее 1 000 000 рублей; 0,6 процента для каждого из членов союза, не указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 7 Положения, но не более 7 500 000 рублей и не менее 50 000 рублей от начисленных страховых премий по договорам ОСАГО.
Согласно протоколу общего годового собрания членов РСА от 31.05.2018 N 31 ООО "СК "Сервисрезерв" избрано в состав Президиума РСА.
В рассмотренном случае сумма задолженности по членским взносам рассчитана РСА на основании сведений о начисленных страховых премий, переданных в РСА временной администрацией ООО "СК "Сервисрезерв". Согласно сведениям о начисленных страховых премиях, переданных в РСА временной администрацией, за III квартал 2019 года должник начислил 292 485 009 рублей страховой премии.
Учитывая изложенное, размер членского взноса па обеспечение деятельности РСА, подлежащего уплате в IV квартале 2019 года, составил сумму 2 047 395 рублей (0,7 процента от 292 485 009 рублей).
В соответствии с пунктом 14 Положения в случае исключения из союза страховая организация обязана в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения об ее исключении исчислить в соответствии с Положением и уплатить членский взнос за квартал, в котором принято такое решение.
Таким образом, задолженность ООО "СК "Сервисрезерв" перед РСА по членскому взносу на обеспечение деятельности РСА, подлежащему уплате в IV квартале 2019 года, составляет 2 047 395 рублей.
Согласно пункту 3 Положения о целевом взносе на реализацию Приоритетных направлений деятельности РСА (далее - Положение о целевом взносе) целевым взносом являются денежные средства, которые в размере и порядке, предусмотренными Положением, уплачиваются в Союз на реализацию приоритетных направлений деятельности.
Положение о целевом взносе на реализацию приоритетных направлений деятельности РСА предусматривает разделение целевого взноса на постоянную (0,25 процента) и переменную части.
Размер постоянной части целевого взноса в силу пункта 7 Положения о целевом взносе рассчитывается следующим образом: размер постоянной части целевого взноса определяется как произведение базы постоянной части целевого взноса и ставки постоянной части Целевого взноса; базой постоянной части целевого взноса является начисленная за календарный квартал, предшествующий кварталу в котором возникает обязанность члена союза по исчислению и уплате постоянной части целевого взноса, страховая премия по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным соответствующим членом союза.
Для определения базы постоянной части целевого взноса РСА использует сведения о страховых премиях по договорам ОСАГО для расчета членских взносов и сумм отчислений от страховых премий, предназначенных для финансового обеспечения компенсационных выплат, представленные в соответствии с Правилами ведения учета и отчетности страховыми компаниями-членами РСА по операциям по ОСАГО, утвержденными Президиумом РСА 20.04.2017.
В пункте 11 Положения о целевом взносе предусмотрено, что члены союза, страховые организации, прекратившие членство в союзе и на которые распространяется обязанность по исчислению и уплате целевого взноса, самостоятельно ежеквартально исчисляют его сумму. В случае исключения из союза страховая организация согласно пункту 13 Положения обязана в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения об ее исключении из союза исчислить целевой взнос в размере, указанном в Положении и уплатить целевой взнос за период, в котором принято такое решение.
Согласно сведениям, представленным в РСА временной администрацией ООО "СК "Сервисрезерв", за II квартал 2019 года должник начислил 442 754 167 рублей страховой премии; за III квартал 2019 года - 292 485 009 рублей.
Принимая во внимание изложенное, размер постоянной части взносов, подлежащих уплате ООО "СК "Сервисрезерв" в III и IV кварталах 2019 года, составил 1 838 098 рублей, состоящий из: постоянной части, подлежащей уплате в III квартале 2019 года (0,25 процента от 442 754 167 рублей) - 1 106 885 рублей; постоянной части, подлежащей уплате в IV квартале 2019 года (0,25 процента от 292 485 009 рублей) - 731 213 рублей, что и было установлено судами предыдущих инстанций.
Поскольку в силу ранее приведенных положений, устанавливающих порядок деятельности РСА (пункта 5.5 Правил вступления в РСА, пункта 4.10 Устава РСА), исключенный член союза обязан исчислить и уплатить членские взносы не только в компенсационные фонды, но и в фонды на обеспечение деятельности РСА, целевые взносы по всем заключенным до даты отзыва лицензии договорам обязательного страхования, задолженность ООО "СК "Сервисрезерв" перед РСА по членским взносам на обеспечение деятельности РСА и целевым взносам, подлежащим уплате в III и IV кварталах 2019 года, подлежит включению в реестр требований кредиторов должника в истребованном союзом размере - 3 885 493 рубля.
Суды установили, что временная администрация ООО "СК "Сервисрезерв" исполнила обязанность по исчислению страховой премии и предоставлению сведений, на основании которых должник должен уплатить членские взносы.
РСА является некоммерческой организацией и не может осуществлять свою основную деятельность иным способом, кроме как за счет членских взносов, уплачиваемых страховыми организациями (в том числе и исключенными членами союза).
При таких обстоятельствах, договоры ОСАГО, ответственность по которым наступает после исключения страховой организации из числа членов РСА, должны быть также учтены при начислении суммы страховых премий за период, в котором принято решение об исключении организации из членов союза, поскольку после исключения из союза такая организация не ведет страховую деятельность и исчислять страховую премию будет не вправе, при этом РСА будет обязан осуществлять компенсационные выплаты по договорам ОСАГО, ответственность по которым наступает после исключения страховой организации из союза, а также нести сопутствующие расходы.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 06.07.2010 N 1082-О-О указал, что страховая премия и отчисления в резервы РСА имеют публично-правовой статус. Страховщик в данном случае выступает своего рода посредником по перечислению в резервы компенсационных выплат и на обеспечение деятельности РСА обязательных платежей между страхователем и профессиональным объединением страховщиков как держателем публичного имущественного фонда и в таком качестве выполняет делегированную ему государством социальную функцию по перечислению обязательных платежей в специализированный фонд. Из этого следует, что страховщик не может считать поступившие в его распоряжение отчисления от страховых премий, направляемые в компенсационные фонды и на обеспечение деятельности РСА, в качестве собственной прибыли.
По смыслу законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств специализированные фонды РСА формируются за счет взносов страхователей, а не за счет собственной прибыли страховых организаций.
Положения Закона об ОСАГО и норм Правил, которыми урегулирована деятельность РСА, направлены на обеспечение деятельности союза, с целью исполнения им обязанности по осуществлению компенсационных выплат. Согласно сведениям РСА от начисленной ООО "СК "Сервисрезерв" за 9 месяцев 2019 года страховой премии по каждому заключенному до даты отзыва лицензии договору должны быть уплачены членские взносы в фонды на обеспечение деятельности РСА для исполнения одной из основных функций союза - осуществление компенсационных выплат лицам, потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В настоящей ситуации судебные инстанции, действуя в рамках предоставленных им дискреционных полномочий, сочли доказательственную базу по обособленному спору достаточной, чтобы констатировать обоснованность требования, предъявленного к включению в реестр.
Доводы заявителя жалобы основаны на ином, чем у судов, толковании норм действующего законодательства и не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, при этом влияли бы на обоснованность и законность обжалованных судебных актов.
Определение и постановление приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Владимирской области от 19.07.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022 по делу N А11-15487/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания Сервисрезерв" Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Л.В. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный суд Российской Федерации в определении от 06.07.2010 N 1082-О-О указал, что страховая премия и отчисления в резервы РСА имеют публично-правовой статус. Страховщик в данном случае выступает своего рода посредником по перечислению в резервы компенсационных выплат и на обеспечение деятельности РСА обязательных платежей между страхователем и профессиональным объединением страховщиков как держателем публичного имущественного фонда и в таком качестве выполняет делегированную ему государством социальную функцию по перечислению обязательных платежей в специализированный фонд. Из этого следует, что страховщик не может считать поступившие в его распоряжение отчисления от страховых премий, направляемые в компенсационные фонды и на обеспечение деятельности РСА, в качестве собственной прибыли.
По смыслу законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств специализированные фонды РСА формируются за счет взносов страхователей, а не за счет собственной прибыли страховых организаций."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 марта 2023 г. N Ф01-8179/22 по делу N А11-15487/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5150/2024
31.10.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
02.08.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
11.07.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2513/2024
10.07.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2557/2024
11.03.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
19.02.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
03.08.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4129/2023
01.06.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1989/2023
01.06.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1967/2023
31.05.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1952/2023
05.05.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
30.03.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-848/2023
30.03.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-843/2023
30.03.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8179/2022
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7782/2022
13.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3355/2022
13.02.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
01.02.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
28.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7828/2022
19.12.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
13.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6956/2022
13.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6955/2022
13.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6958/2022
25.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
24.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
18.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
10.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
29.09.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4901/2022
02.09.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
29.08.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
16.08.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
06.06.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
13.05.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1691/2022
12.04.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-34/2022
09.03.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8196/2021
11.02.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8197/2021
24.01.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
26.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6675/2021
26.10.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
18.10.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
03.08.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3368/2021
03.08.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
29.07.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3337/2021
26.07.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
13.07.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
01.06.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2312/2021
21.04.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
19.04.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
29.03.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
22.03.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
24.02.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
10.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12594/20
22.06.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2995/20
04.03.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-15487/19