Нижний Новгород |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А11-8044/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "ФиксРэй": Лещикова А.А. (доверенность от 10.01.2022),
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира": Бещековой Ю.Е. (доверенность от 13.09.2022),
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес": Нагорняк Г.С. (доверенность от 09.01.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области и
общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу N А11-8044/2022,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФиксРэй"
(ИНН: 7709902315, ОГРН: 1127746311660), государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира" (ИНН: 3328900255, ОГРН: 1033302013359)
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (ИНН 3328101887, ОГРН 1033302007914) от 14.07.2022 N 033/06/23- 438/2022 и обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области устранить нарушение прав заявителей путем восстановления протокола подведения итогов и возобновления процедуры заключения контракта с обществом с ограниченной ответственностью "ФиксРэй" по результатам закупки с реестровым номером на сайте zakupki.gov.ru 0128200000122003956 и возвращения электронного аукциона N 0128200000122003956 на стадию заключения контракта с обществом с ограниченной ответственностью "ФиксРэй", существовавшую до принятия оспариваемого решения, а также признании действительным протокола подведения итогов электронного аукциона от 13.07.2022 в течение 10 дней с даты объявления решения суда,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области (ИНН: 3329013633, ОГРН: 1023303357472), общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес" (ОГРН: 1137847479549, ИНН: 7806516192),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФиксРэй" (далее - ООО "ФиксРэй") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление) от 14.07.2022 N 033/06/23-438/2022, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес" (далее - ООО ТД "Гермес") на положения, содержащиеся в извещении об осуществлении электронного аукциона с реестровым номером на сайте zakupki.gov.ru 0128200000122003956, и обязании Управления устранить нарушение прав заявителя путем восстановления протокола подведения итогов и возобновления процедуры заключения контракта с ООО "ФиксРэй" по результатам закупки с реестровым номером на сайте zakupki.gov.ru 0128200000122003956; обязании Управления устранить нарушения прав заявителя, вызванных принятием незаконного решения, путем возвращения электронного аукциона N 0128200000122003956 на стадию заключения контракта с ООО "ФиксРэй", существовавшую до принятия оспариваемого решения, а также признать действительным протокол подведения итогов электронного аукциона от 13.07.2022 в течение 10 дней с даты объявления решения суда.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира" (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления от 14.07.2022 N 033/06/23-438/2022.
Определением от 19.09.2022 дела N А11-8364/2022 и А11-8044/2022 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А11-8044/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 04.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного от 26.01.2023 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт.
Управление и ООО ТД "Гермес" не согласились с принятым судебным актом и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявители жалобы считают, что суд неправильно применил Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145).
Управление указывает на то, что позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 26.60.11.119-00000023 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела (01.07.2022) содержала версию от 22.11.2021 с датой обязательного применения 22.12.2021, в которой дата окончания применения позиции каталога указана как "бессрочно". Таким образом, обязанность применения заказчиком информации КТРУ с установленной в позиции каталога даты начала обязательного ее применения, то есть с 22.11.2021, установлена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 25.08.2022 N 24-03-07/83143.
ООО ТД "Гермес" указывает на то, что Больница не представила доказательств, свидетельствующих об объективном несоответствии товара, описанного в позиции КТРУ 26.60.11.119-00000023 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", товару, требуемому Больницей к поставке по итогам оспариваемой закупки. Указание Больницы на обязательное применение позиции каталога с 16.07.2022 не означает автоматическую отмену применения прежней версии позиции КТРУ (от 22.11.2021, сроком действия "бессрочно").
Подробно доводы заявителей изложены в кассационных жалобах.
ООО "ФиксРэй" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании, Больница в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к отзыву, ее представитель в судебном заседании, не согласились с доводами Управления и ООО ТД "Гермес", посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области отзыв на кассационную жалобу в суд не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечил.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департамент в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru/ 01.07.2022 разместил извещение о проведении электронного аукциона на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела для нужд Больницы (N закупки 0128200000122003956).
Вместе с указанным извещением опубликованы информационная карта к извещению и описание объекта закупки с требованиями к товару.
Данная закупка проводилась в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Владимирской области".
В Управление 07.07.2022 поступила жалоба ООО ТД "Гермес" на положения, содержащиеся в извещении об электронном аукционе на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела для нужд Больницы (номер закупки 0128200000122003956), согласно которой аукционная документация составлена с нарушениями требований Правил использования КТРУ, а именно в извещении о закупке отсутствует ссылка на позицию КТРУ, которой соответствует закупаемый товар.
В рамках внеплановой проверки комиссия Управления установила, что согласно извещению об электронном аукционе и приложениям к нему объектом закупки является закупка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела, с кодом ОКПД 2 "26.60.11.119", который корреспондируется с одноименной позицией каталога товаров работ и услуг 26.60.11.119-00000023 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела".
Управление пришло к выводу, что извещением о проведении указанного электронного аукциона установлено ограничение для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, описание объекта закупки произведено Больницей с нарушением требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.07.2022 (N 0128200000122003956) по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, ООО "ФиксРэй" признано победителем.
Решением Управления от 14.07.2022 N 033/06/23-438/2022 жалоба ООО ТД "Гермес" на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела для нужд Больницы (то есть закупка N 0128200000122003956) по доводам, изложенным в ней, признана обоснованной, Больницей нарушены требования части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Управление выдало Больнице предписание от 14.07.2022 N 033/06/23-438/2022 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в силу которого заказчику предписано устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в извещение электронного аукциона на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела для нужд Больницы (номер закупки 0128200000122003956) в соответствии с выводами, содержащимися в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 14.07.2022 N 033/06/23-438/2022 - продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (номер извещения 0128200000122003956) в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Комиссии по проведению электронного аукциона на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела для нужд Больницы (номер закупки 0128200000122003956) предписано устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии. Указанное предписание подлежало исполнению в срок до 02.08.2022.
Посчитав указанное решение и предписание неправомерными, ООО "ФиксРэй" и Больница обратились в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом о контрактной системе, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилами формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правилми использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением N 145, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о доказанности материалами дела нарушения заказчиком части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Апелляционный суд, руководствуясь теми же нормами, сделал вывод о том, что требования, предъявленные заказчиком к товару, не нарушают нормы действующего законодательства, в связи с чем отменил решение суда и принял новый судебный акт.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок (статьи 1 и 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением N 145.
Согласно пункту 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно пункту 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается следующая информация: а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил; д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии); е) дата включения в каталог позиции; ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога; з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости); и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В силу пунктов 3, 4, 9, 10 и 14 Правил формирования и ведения на официальном сайте ЕИС каталога товаров, работ, услуг формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в силу пункта 12 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 таким органом является Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России)), в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами, в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение информационных систем.
В позицию каталога включается справочная информация, в том числе коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
При этом указанная справочная информация включается в каталог Минфином России на основании информации, представляемой в том числе федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение соответствующих информационных систем, а также государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг каталог используется заказчиками в целях: а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке); контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками; б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В случае если закупаемый товар включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики обязаны устанавливать в извещении об осуществлении закупки соответствующие ограничения допуска.
Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, Больница в документации об электронном аукционе указала в описании код ОКПД2 26.60.11.119 "Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях".
Позиция КТРУ 26.60.11.119-00000023 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" на момент размещения извещения (01.07.2022) о проведении электронного аукциона на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела содержала версию от 22.11.2021 с датой обязательного применения 22.12.2021, где дата окончания применения позиции каталога - "бессрочно".
Однако характеристики товара, поименованные в данной позиции, отличались от описания объекта закупки и соответствовали позиции КТРУ 26.60.11.119-00000023 следующей версии, которая на момент размещения извещения о проведении аукциона не применялась.
Указание заказчиком характеристик и показателей товаров, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективным потребностям заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости.
Предъявляемые заказчиком требования норм действующего законодательства не нарушают. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, нарушающие отраслевое законодательство, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего доминирующего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.
Тот факт, что заказчик не применил характеристики КТРУ, не свидетельствует о введении в заблуждение участников торгов, поскольку заказчиком в документацию о проведении электронного аукциона включены требования к закупаемым товарам, отвечающие именно его потребностям.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что заказчик не нарушил требования части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, поэтому правомерно признал спорное решение и предписание Управления недействительными.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Управления не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы ООО ТД "Гермес" относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу N А11-8044/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области и общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указание заказчиком характеристик и показателей товаров, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективным потребностям заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости.
...
Тот факт, что заказчик не применил характеристики КТРУ, не свидетельствует о введении в заблуждение участников торгов, поскольку заказчиком в документацию о проведении электронного аукциона включены требования к закупаемым товарам, отвечающие именно его потребностям.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что заказчик не нарушил требования части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, поэтому правомерно признал спорное решение и предписание Управления недействительными."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2023 г. N Ф01-1577/23 по делу N А11-8044/2022
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1247/2023
07.04.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1577/2023
26.01.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7954/2022
04.10.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8044/2022