Нижний Новгород |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А11-12585/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от истца: Семеновой С.Ю. (доверенность от 16.03.2023),
от ответчика: Шаховой М.Ю. (председатель правления, выписка из ЕГРЮЛ),
Митениной Е.С. (доверенность от 01.01.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
товарищества собственников недвижимости "София"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда 23.09.2022 по делу N А11-12585/2019
по иску администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (ОГРН: 1023302954311, ИНН: 3303004000)
к товариществу собственников жилья "София" (ОГРН: 1053300020366, ИНН: 3338000888)
об обязании создать и содержать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Биотехнологии"
(ИНН: 3329067090, ОГРН: 1113340007747), общество с ограниченной ответственностью "ЭкоГрад" (ИНН: 3305716764, ОГРН: 1123332003233),
и установил:
администрация муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "София" (далее - Товарищество) об обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать и содержать место (площадку) для временного накопления твердых коммунальных отходов для нужд многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Вязники, улица 1 Мая, дом 33/21.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Биотехнологии" и общество с ограниченной ответственностью "ЭкоГрад".
Решением суда от 25.02.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), просит отменить судебные акты. По мнению Товарищества, в связи с отсутствием подходящего места для размещения контейнерной площадки на придомовой территории, отсутствием согласия собственников жилых помещений на установку контейнерной площадки не на земельном участке, закрепленном за МКД, установка площадки накопления твердых коммунальных отходов является правом, а не обязанностью Товарищества.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержана представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Товарищество является организацией по обслуживанию жилого фонда многоквартирного дома 33/21 по улице 1 Мая в городе Вязники (МКД).
Администрация 26.06.2019 направила Товариществу требование оборудовать в срок до 20.07.2019 на придомовой территории МКД контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, обеспечить своевременный вывоз мусора, содержать контейнеры в исправном состоянии, следить за их санитарным состоянием.
Установив, что контейнерная площадка на придомовой территории не оборудована (акт комиссионного обследования от 05.09.2019), и посчитав, что Товарищество уклоняется от исполнения обязанности по созданию и содержанию мест накопления ТКО, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса, Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), Правилами N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), суд первой инстанции удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд для защиты своих нарушенных или оспоренных прав.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Одним из способов защиты в силу абзаца восьмого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В силу пункта 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (глава 25).
В пункте 22 Постановления N 7 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства. При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения Гражданского кодекса Российской Федерации, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В части 2.3 статьи 161 Кодекса предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в МКД в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Согласно пунктам 10, 11 Правил N 491 общее имущество в МКД должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены в Правилах N 170.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории (пункт 3.7.1 Правил N 170).
Количество и емкость дворовых мусоросборников определяются в установленном порядке (пункт 3.7.7 Правил N 170).
В силу статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 3 Правил N 1039 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Вязники" от 25.07.2017 N 61 утверждены Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования "Город Вязники" (далее - Правила N 61).
В соответствии с пунктом 3.3.2 Правил N 61 контейнерная площадка должна размещаться для каждого многоквартирного дома в местах, определенных техническим паспортом. При отсутствии указанных в техническом паспорте дома местах размещение контейнерной площадки определяется управляющей организацией с учетом мнений собственников дома на придомовой территории при условии соблюдения разрывов, установленных подпунктом 3.3.7 пункта 3.3 данных правил. Допускается размещение контейнерной площадки для группы домов, объединенных жилой застройкой в пределах одного микрорайона. Схемы размещения контейнерной площадки (контейнера) по сбору твердых коммунальных отходов, расположенной на муниципальной земле, для многоквартирных домов и улиц частного сектора согласовываются на основании протокола собрания собственников жилья с администрацией района.
Контейнерная площадка должна быть закреплена за юридическим или физическим лицом, а также возможной группой юридических или физических лиц при условии договора совместного пользования или согласно действующему законодательству.
Согласно пункту 3.3.7 Правил N 61 контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, детских игровых и спортивных площадок на расстояние не менее 20 метров и не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, эти расстояния устанавливаются комиссией, организуемой заинтересованным лицом с участием управляющей организации, управлением строительства и архитектуры Администрации, оператора по обращению с ТКО.
Постановлением главы Администрации от 05.09.2019 N 965 утверждены реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Вязники", а также схема размещения таких мест.
Постановлением Администрации от 04.04.2019 N 389 утвержден Порядок выдачи разрешения на размещение объектов, которые могут располагаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установленных сервитутов на территориях муниципальных образований, в том числе, "Город Вязники" и районов (далее - Порядок N 389).
В силу пункта 6 Порядка N 389 заявление о выдаче разрешения на размещение объектов благоустройства территории подается физическим или юридическим лицом в Администрацию.
В соответствии с протоколом совещания Администрации от 10.12.2019 по вопросу обустройства контейнерных площадок для нужд многоквартирных домов города Вязники, организациям, обслуживающим жилищный фонд, даны следующие рекомендации. Рассмотреть на общем собрании собственников помещений вопрос об обустройстве контейнерной площадки для нужд многоквартирного дома на придомовой территории или на муниципальной земле. В случае принятия решения собственниками жилых помещений об обустройстве контейнерной площадки на муниципальной земле необходимо обратиться в Администрацию с заявлением о выделении места для размещения контейнерной площадки.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что на придомовой территории МКД контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов в целях удовлетворения нужд многоквартирного дома отсутствует.
Сторонами составлен акт обследования территории МКД от 13.09.2021, в котором зафиксирована необходимость подачи заявки о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренной приложением N 1 постановления администрации района от 23.03.2021 N 304 "Об утверждении форм заявок о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и включения сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Вязники", в орган местного самоуправления с приложением необходимых документов.
Именно на управляющую компанию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в ее управлении в соответствии с установленными требованиями.
После начала управления домом Товарищество должно был принять меры для устранения соответствующих нарушений любыми законными способами.
Довод заявителя жалобы об отсутствии места для размещения площадки и неисполнимости решения был предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и признан им несостоятельным.
При этом действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе ее разместить на ином земельном участке. Кроме того, Администрацией было предложено возможное место размещения контейнерной площадки на муниципальной земле.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Товарищество обязано создать и содержать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем удовлетворили иск Администрации.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда 23.09.2022 по делу N А11-12585/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "София" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории (пункт 3.7.1 Правил N 170).
Количество и емкость дворовых мусоросборников определяются в установленном порядке (пункт 3.7.7 Правил N 170).
В силу статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 3 Правил N 1039 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2023 г. N Ф01-1870/23 по делу N А11-12585/2019