Нижний Новгород |
|
04 мая 2023 г. |
Дело N А43-16092/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Соколовой Л.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Народная, 50"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.08.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А43-16092/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
к товариществу собственников жилья "Народная, 50"
(ИНН: 5259071632, ОГРН: 1075200012986)
о взыскании долга и пеней
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН", региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к товариществу собственников жилья "Народная, 50" (далее - ТСЖ "Народная, 50", Товарищество) о взыскании 65 725 рублей 36 копеек долга по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.11.2021 по 31.03.2021 и 746 рублей 96 копеек пеней, начисленных с 14.12.2021 по 31.03.2022.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.08.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, в отношении отходов, накапливаемых в контейнерах зеленого цвета, необходимо применять единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО, установленный при раздельном накоплении отходов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационных жалобах.
ООО "Нижэкология-НН" в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, по результатам проведенного конкурсного отбора ООО "Нижэкология-НН" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории г. Н.Новгорода, г. Дзержинска и Володарского района Нижегородской области.
С 01.01.2019 ООО "Нижэкология-НН" приступило к исполнению своих обязанностей по обращению с ТКО, в том числе оказанию услуг Товариществу, на контейнерной площадке которого было установлено три контейнера зеленого цвета объемом 1,1 кубического метра.
Собранием собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Н. Новгород, ул. Народная, д. 50 (протокол от 19.09.2019 N 5) принято решение о раздельном накоплении и сборе ТКО. Региональный оператор уведомлен о принятом решении 22.11.2019.
С октября 2019 года на контейнерной площадке ТСЖ "Народная, 50" установлены два контейнера зеленого цвета и один сетчатый контейнер желтого цвета для накопления отсортированных полезных компонентов.
Товарищество (заказчик) и ООО "Марс-ОВ" (исполнитель) заключили договор от 20.10.2019 на оказание услуг по вывозу отходов из контейнера желтого цвета.
ООО "Нижэкология-НН" являлось исполнителем услуг в отношении остальных двух контейнеров зеленого цвета объемом 1,1 кубического метра. Вывоз ТКО (смешанные отходы) производился региональным оператором шесть раз в неделю.
В период до 03.11.2020 региональный оператор оказывал ТСЖ "Народная, 50" услуги по обращению с ТКО на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Вступившим в законную силу решением от 28.07.2020 по делу N А43-5484/2020 Арбитражный суд Нижегородской области обязал ООО "Нижэкология-НН" заключить с ТСЖ "Народная, 50" договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях, установленных судом.
Согласно пункту 9 договора, заключенного между сторонами на основании решения суда по делу N А43-5484/2020, потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (пункт 24 договора).
С февраля 2021 года ТСЖ "Народная, 50" направило региональному оператору заявку на ежедневный вывоз ТКО из контейнеров зеленого цвета.
Посчитав, что на стороне Товарищества имеется задолженность по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО в период с ноября 2021 года по март 2022 года, от погашения которой оно уклоняется, ООО "Нижэкология-НН" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены форма типового договора, а также Правила обращения с ТКО (далее - Правила N 1156), устанавливающие, в том числе, порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого объекта учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В силу пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; б) количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При этом в пункте 8 Правил N 505 установлено, что при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 названных Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 19 Правил N 1156 в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9 (3) и 9 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которым цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Расчет единого тарифа производится в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам ТКО, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 (далее - Порядок N 407) раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по морфологическим компонентам с целью выделения вторичных материальных ресурсов и складирование разделенных морфологических компонентов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО, предусмотренные пунктом 4.2 настоящего Порядка.
При организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета (далее - сетчатый контейнер). Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета (пункт 4.2 Порядка N 407).
Решение о раздельном накоплении ТКО, образующихся в многоквартирных домах, принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В целях организации транспортирования ТКО принятое решение о раздельном накоплении ТКО направляется региональному оператору по обращению с ТКО в течение 10 дней (пункт 4.3 Порядка N 407).
Решениями Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.12.2020 N 54/127 размер единого тарифа на услуги регионального оператора с 01.12.2020 по 30.06.2021 составляет 634,24 руб./куб.м. с ТКО: размер единого тарифа на услуги регионального оператора с 01.07.2021 по настоящее время составляет 659,61 руб./куб.м. с ТКО.
Учитывая изложенное, суды правомерно указали, что в целях осуществления расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, в случае осуществления потребителями раздельного накопления ТКО, к смешанным ТКО, накапливаемым потребителями в контейнерах зеленого цвета, применяется единый тариф регионального оператора, а к морфологическим компонентам ТКО, накапливаемым в специальном сетчатом контейнере желтого цвета, применяется единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в рамках дела Арбитражного суда Нижегородской области N А43-1614/2021, имеющего преюдициальное значения для настоящего спора, установлено, что ТСЖ "Народная, 50" направило 30.10.2019 в адрес ООО "Нижэкология-НН" заявку (повторную) на заключение договора на оказание услуг с ТКО, в которой уведомило о принятом решении о раздельном накоплении мусора. Данная заявка получена региональным оператором 22.11.2019.
Соответственно, после получения уведомления учет образующихся у Товарищества ТКО подлежал исчислению исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО.
В рассмотренном случае в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик доказательств отсутствия у него обязательства по оплате услуг в заявленной истцом сумме либо их оплаты, наличие задолженности в меньшем размере, в том числе вследствие неоказания услуг или оказания их в меньшем объеме, не представил.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика 65 725 рублей 36 копеек долга за период с 01.11.2021 по 31.03.2022.
Установив факт нарушения Товариществом сроков оплаты долга, суды посчитали правомерным привлечение его к ответственности в виде взыскания неустойки на основании пункта 24 договора в размере 3746 рублей 96 копеек.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и подлежат отклонению, как основанные на неверном понимании норм материального права.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили иск регионального оператора.
Кассационная жалоба Товарищества не подлежит удовлетворению.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.08.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А43-16092/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Народная, 50" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на товарищество собственников жилья "Народная, 50".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9 (3) и 9 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которым цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Расчет единого тарифа производится в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам ТКО, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 мая 2023 г. N Ф01-1639/23 по делу N А43-16092/2022