Нижний Новгород |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А43-25722/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Павлова В.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "УРАЛХИМ-ТРАНС" на решение Арбитражного суда от 24.10.2022 (мотивированное решение от 14.11.2022) и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 по делу N А43-25722/2022
по иску публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" в лице филиала ПАО "ТрансКонтейнер" на Горьковской железной дороге Нижний Новгород (ИНН: 7708591995, ОГРН: 1067746341024)
к обществу с ограниченной ответственностью "УРАЛХИМ-ТРАНС" (ИНН: 7703651760, ОГРН: 1077763806845)
о взыскании долга
и установил:
публичное акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" в лице филиала ПАО "ТрансКонтейнер" на Горьковской железной дороге Нижний Новгород (далее - ПАО "ТрансКонтейнер") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УРАЛХИМ-ТРАНС" (далее - ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС") о взыскании 744 704 рублей долга по договору трагснпортной экспедиции от 01.06.2018.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 14.11.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
По мнению заявителя, суды неправомерно отклонены доводы ответчика о том, что истец не соблюдал график предоставления вагонов под погрузку, вагоны подавались вразрез заказов в хаотичном порядке по мере высвобождении вагонов, непосредственно у истца; причиной задержки вагонов послужили неисправности, требующие ремонта. Кроме того, заявитель ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2021 N 1910 "О введении временного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений" с 01.12.2021 по 31.05.2022 за пределы территории Российской Федерации (в государства не являющиеся членами ЕАС) ограничен вывоз азотных удобрений, как форс-мажорное обстоятельство, существенно затрудняющее выполнение ответчиком своих обязательств.
На основании статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела и оценив доводы заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, ПАО "ТрансКонтейнер" (ТрансКонтейнер) и ООО "УРАЛХИМ-ТРАНС" (клиент) заключили договор транспортной экспедиции от 01.06.2018 N НКП ГЖД - 820230 (далее - договор), в силу пункта 1 которого клиент, подписывая договор, подтверждает, что ознакомился, принимает и обязуется руководствоваться Общими, Специальными и Коммерческими условиями, разработанными ТрансКонтейнером и размещенными для ознакомления в свободном доступе в сети Интернет на Веб-сайте ТрансКонтейнера, а также на информационных стендах ТрансКонтейнера. Личный кабинет - это персональный раздел клиента на Веб-сайте, в котором Клиент имеет возможность: знакомиться со списком услуг, рассчитывать стоимость услуг, оформлять заказы, осуществлять оплату, отслеживать статус выполнения заказов, дислокацию перевозимого груза, получать уведомления и документы и т.д.
ТрансКонтейнер обязуется на возмездной основе оказать услуги по заказу клиента (пункт 2 договора).
Любые действия клиента, совершенные в Личном кабинете (включая согласование заказов и подписание документов), признаются совершенными клиентом и в его интересах (пункт 3.2 Общих условий (в редакциях от 15.02.2021 и от 01.07.2021)).
Электронная форма документов сторонами не оспаривается. Любая информация и/или документ, переданные в электронной форме через Личный кабинет, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью стороны, направившей документ. При этом оформление на бумажном носителе указанных документов не требуется, за исключением счетов-фактур и актов об оказанных услугах. Заказы, направленные сторонами через Личный кабинет, являются документами, подписанными простой электронной подписью (пункт 3.3 Общих условий (в редакциях от 15.02.2021 и от 01.07.2021)).
К правоотношениям по исполнению заказов помимо Общих условий также применяются Коммерческие условия по срокам предоставления контейнеров и/или вагонов ПАО "ТрансКонтейнер" (далее - КомУсловия К/В), и Специальные условия оказания услуг транспортной экспедиции по предоставлению вагонов и/или контейнеров в местах необщего пользования (далее - СпецУсловия НП) в редакциях от 15.02.2021 и 01.07.2021, а именно: по заказу N 113944338 - в редакции от 15.02.2021, по остальным заказам - в редакции от 01.07.2021.
Сроки нахождения вагона и/или контейнера ТрансКонтейнера в Местах н/п для отправления/получения (выдачи) грузов (далее - Предоставление), определяются Коммерческими условиями, согласовываются сторонами в заказе, приложениях, иных документах, регулирующих отношения сторон (пункт 3.1 СпецУсловий НП в редакции от 15.02.2021).
При условии согласования заказа ТрансКонтейнер организовывает подачу порожних вагонов и/или контейнеров на железнодорожную станцию, к которой примыкают пути необщего пользования (Места н/п), указанные клиентом в заказе (пункт 3.4.1 СпецУсловий НП (в редакции от 15.02.2021)).
Период фактического Предоставления клиенту вагона и/или контейнера ТрансКонтейнера в местах н/п фиксируется в ведомости. В случае расхождения данных клиента с данными ТрансКонтейнера о времени Предоставления, в целях разрешения спорных вопросов, клиент обязуется предоставить ТрансКонтейнеру надлежащим образом заверенные документы: железнодорожные накладные с соответствующими отметками перевозчика, иные документы, содержащие необходимые сведения. Плата за Предоставление взимается в соответствии с установленными ТрансКонтейнером ставками. В случае нарушения сроков, указанных в пункте 3.1 настоящих Специальных условий, клиент оплачивает услугу "Предоставление вагона/контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов/контейнеров" в соответствии с Коммерческими условиями, если иное не установлено соглашением Сторон (пункты 3.2., 3.3. СпецУсловий НП (в редакции от 15.02.2021)).
Клиент оплачивает ТрансКонтейнеру все время предоставления как контейнеров, так и вагонов для осуществления перевозки груза на всем маршруте. При этом предоставление Контейнеров и/или Вагонов оплачивается в соответствии с условиями договора: при оплате услуг (включается в согласовываемую в заказе стоимость услуг), дополнительно, исходя из фактического времени предоставления контейнеров и/или вагонов для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов (далее - Доп.Предоставление). Во всех случаях дополнительно подлежит оплате время Доп.Предоставления, возникшее в результате задержки контейнера и/или вагона на всем маршруте перевозки по обстоятельствам, зависящим от клиента, либо по инициативе контролирующих органов, либо по иным основаниям, предусмотренным договором, с момента возникновения задержки в пути следования до момента отправления контейнера и/или вагона из пункта возникновения задержки. Доп.Предоставление рассчитывается в ведомости исходя из стоимости услуги "Предоставление вагона/контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов/контейнеров" на один контейнер или вагон за одни сутки. Неполные сутки (свыше 1 часа) округляются до полных. При формировании ведомости учет периода Доп.Предоставления осуществляется по московскому времени. (Ком.Условия К/В (в редакциях от 15.02.2021 и 01.07.2021)).
При отправлении/прибытии контейнера с/на железнодорожного пути необщего пользования согласованный срок предоставления контейнера составляет: при адресном подсыле порожнего с других станций/прибытии груженого контейнера - 2 суток с 00 часов дня, следующего за днем прибытия контейнера на станцию примыкания пути необщего пользования. Дополнительно подлежит оплате время Доп.Предоставления, возникшее в результате задержки Контейнера сверх согласованного срока до момента приема к перевозке контейнера в груженом/порожнем состоянии или сдачи контейнера в соответствии с указаниями ТрансКонтейнера. В случае если при подсыле порожнего контейнера с других станций дата прибытия порожнего контейнера на станцию примыкания пути необщего пользования оказалась ранее даты, согласованной в заказе, первой даты периода начала исполнения заказа, то согласованный срок предоставления контейнера составляет 2 суток с даты, согласованной в заказе, первой даты периода начала исполнения заказа. Дополнительно подлежит оплате время Доп.Предоставления, возникшее в результате задержки контейнера сверх согласованного срока до момента приема к перевозке контейнера в груженом/порожнем состоянии или сдачи контейнера в соответствии с указаниями ТрансКонтейнера (пункты 4.5, 4.5.1 КомУсловий К/В (в редакциях от 15.02.2021 и 01.07.2021)).
При отправлении/прибытии вагона с/на железнодорожного пути необщего пользования согласованный срок предоставления вагона составляет: при адресном подсыле порожнего вагона, в том числе вагонов с порожними контейнерами с других станций, прибытии груженого вагона - 2 суток с 00 часов дня, следующего за днем прибытия вагона на станцию примыкания пути необщего пользования. Дополнительно подлежит оплате время Доп.Предоставления, возникшее в результате задержки вагона сверх согласованного срока до момента приема к перевозке груза/вагона в порожнем состоянии или сдачи вагона в соответствии с указаниями ТрансКонтейнера. В случае если при адресном подсыле порожнего вагона, в том числе вагонов с порожними контейнерами с других станций дата прибытия порожнего вагона на станцию примыкания пути необщего пользования оказалась ранее даты, согласованной в заказе, первой даты периода начала исполнения заказа, то согласованный срок предоставления вагона составляет 2 суток с даты, согласованной в заказе, первой даты периода начала исполнения заказа. Дополнительно подлежит оплате время Доп.Предоставления, возникшее в результате задержки вагона сверх согласованного срока до момента приема к перевозке груза/вагона в порожнем состоянии или сдачи вагона в соответствии с указаниями ТрансКонтейнера (пункты 5.5, 5.5.1 КомУсловий К/В (в редакциях от 15.02.2021 и 01.07.2021)).
По решению Экспертного совета ПАО "ТрансКонтейнер" срок нахождения подвижного состава и/или транспортного оборудования ПАО "ТрансКонтейнер" на станции Чепецкая без начисления платы за услугу 2.01.03. "Предоставление вагона/контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов/контейнеров" согласован в количестве 5-ти суток. Данное решение действительно в период с 01.03.2021 по 31.12.2021. Порядок исчисления согласованного срока, а также времени задержки сверх согласованного срока осуществляется в соответствии с КомУсловиями К/В. При использовании вагона и/или контейнера свыше указанного срока взыскивается сбор "Предоставление вагона/контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов/контейнеров".
Стоимость услуги "Предоставление вагона/контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов/контейнеров" на станции Чепецкая Горьковской железной дороги согласована Экспертным советом ПАО "ТрансКонтейнер" и составляет:
при предоставлении 20-футовых контейнеров ПАО "ТрансКонтейнер" в период с 10.05.2021 по 31.12.2021 в размере:
- до 10 суток - 250 рублей в сутки без учета НДС,
- с 11 до 30 суток - 500 рублей в сутки без учета НДС,
- с 31 до 90 суток - 1000 рублей в сутки без учета НДС,
- свыше 90 суток - 2000 рублей в сутки без учета НДС;
при предоставлении вагона в период с 10.05.2021:
- за первые-пятые сутки - 2112 рублей, без учета НДС;
- за шестые и последующие сутки - 3 168 рублей, без учета НДС.
В случае возникновения при оказании услуг дополнительных расходов клиент обязан их оплатить/возместить. К дополнительным расходам относятся, в том числе: в) объемы услуг, фактически превысившие согласованные (например, согласованные в заказе сроки хранения контейнеров, сроки нахождения вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнера под ответственностью клиента, в том числе под грузовыми операциями, в местах необщего пользования, за время задержки в пути следования по обстоятельствам, зависящим от клиента либо привлеченных им лиц (Доп.Предоставление), время, затраченное на автоперевозку груза, и т.п.) оплачиваются исходя из фактически оказанных объемов (пункты 5.4, 5.4.1 Общих условий (в редакциях от 15.02.2021 и 01.07.2021).
Начисленная клиенту оплата стоимости фактического периода пользования клиентом вагонами и/или контейнерами ТрансКонтейнера относится к дополнительным расходам клиента, не оговоренным в заказе (пункт 5.4.1 Общих условий (в редакциях от 15.02.2021 и 01.07.2021)).
При возникновении дополнительных расходов клиент извещается об этом, ему направляются ведомость и счет на оплату дополнительных расходов (пункт 5.4.2 Общих условий (в редакциях от 15.02.2021 и 01.07.2021)).
В рамках договора Клиент оформил заказы от 29.06.2021 N 13944338, от 16.08.2021 N 14054557, от 03.09.2021 N 14100557, от 24.09.2021 N 14149767, от 04.10.2021 N 14170410, от 05.10.2021 N 14172622, от 30.09.2021 N 14163378, от 08.10.2021 N 14181614, от 01.10.2021 N 14166488, от 20.10.2021 N 14207533, от 28.10.2021 N 14224635, от 08.11.2021 N 14243784, от 02.11.2021 N 14234221, от 09.12.2021 N 30022023, от 02.12.2021 N 30017290 (далее - заказы) на комплексное транспортно-экспедиторское обслуживание на маршруте перевозки груза - "кальция нитрат (кальций азотнокислый)" (далее - груз) в 20-футовых - 24тонных контейнерах и на вагонах, принадлежащих ТрансКонтейнеру.
Грузоотправителем по заказам выступал филиал "КЧХК "АО "ОХК "Уралхим" в городе Кирово-Чепецке. Погрузка и отправление контейнеров на вагонах осуществлялась с подъездного пути необщего пользования станции Чепецкая Горьковской железной дороги.
В связи с задержкой контейнеров и вагонов на пути необщего пользования сверх согласованного срока ТрансКонтейнером сформировало ведомости учета времени предоставления (использования) вагонов и/или контейнеров ПАО "ТрансКонтейнер" для дополнительных операций: за период с 01.09 по 10.09.2021 в рамках заказа от 16.08.2021 N 14054557; за период с 11.09 по 20.09.2021 в рамках заказа от 16.08.2021 N 4054557; за период с 01.09 по 10.09.2021 в рамках заказа от 16.08.2021 N 14054557; за период с 21.09 по 31.09.2021 в рамках заказов от 16.08.2021 N 14054557 и от 03.09.2021 N 14100557; за период с 01.09 по 10.09.2021 в рамках заказов от 29.06.2021 N 13944338, от 16.08.2021 N 14054557; за период с 01.10 по 10.10.2021 в рамках заказа от 03.09.2021 N 14100557; за период с 21.09 по 30.09.2021 в рамках заказов от 16.08.2021 N 14054557, от 03.09.2021 N 14100557, от 24.09.2021 N 14149767; за период с 01.10 по 10.10.2021 в рамках заказов от 03.09.2021 N 14100557, от 24.09.2021 N 14149767, от 04.10.2021 N 14170410; за период с 11.10 по 20.10.2021 в рамках заказа от 04.10.2021 N 14170410; за период с 11.10 по 20.10.2021 в рамках заказов от 30.09.2021 N 14163378, от 05.10.2021 N 14172622; за период с 11.10 по 20.10.2021 в рамках заказа от 08.10.2021 N 14181614; за период с 11.10 по 20.10.2021 в рамках заказов от 30.09.2021 N 14163378, от 08.10.2021 N 14181614; за период с 21.09 по 30.09.2021 в рамках заказов от 16.08.2021 N 14054557, от 03.09.2021 N 14100557, от 24.09.2021 N 14149767; за период с 01.10 по 10.10.2021 в рамках заказов от 03.09.2021 N 14100557, от 24.09.2021 N 14149767, от 04.10.2021 N 14170410; за период с 11.10 по 20.10.2021 в рамках заказа от 04.10.2021 N 14170410; за период с 11.10 по 20.10.2021 в рамках заказов от 30.09.2021 N 14163378, от 05.10.2021 N 14172622; за период с 11.10 по 20.10.2021 в рамках заказа от 08.10.2021 N 14181614; за период с 11.10 по 20.10.2021 в рамках заказов от 30.09.2021 N 14163378, от 08.10.2021 N 14181614; за период с 11.10 по 20.10.2021 в рамках заказов от 30.09.2021 N 14163378, от 08.10.2021 N 14181614; за период с 21.10 по 31.10.2021 в рамках заказов от 01.10.2021 N 14166488, от 04.10.2021 N 14170410, от 05.10.2021 N 14172622, от 08.10.2021 N 14181614, от 20.10.2021 N 14207533; за период с 21.10 по 31.10.2021 в рамках заказов от 01.10.2021 N 14166488, от 04.10.2021 N 14170410, от 20.10.2021 N 14207533; за период с 21.10 по 31.10.2021 в рамках заказа от 20.10.2021 N 14207533; за период с 01.11 по 10.11.2021 в рамках заказа от 28.10.2021 N 14224635; за период с 21.11 по 30.11.2021 в рамках заказа от 08.11.2021 N 14243784; за период с 11.11 по 20.11.2021 в рамках заказов от 08.11.2021 N 14243784, от 02.11.2021 N 14234221; за период с 11.11 по 20.11.2021 в рамках заказов от 08.10.2021 N 14181614, от 02.11.2021 N 14234221; за период с 21.12 по 31.12.2021 в рамках заказов от 09.12.2021 N 30022023, от 02.12.2021 N 30017290; за период с 21.12 по 31.12.2021 в рамках заказа от 09.12.2021 N 30022023; за период с 21.12 по 31.12.2021 в рамках заказов от 09.12.2021 N 30022023, от 02.12.2021 N 30017290.
ПАО "ТрансКонтейнер" за нахождение контейнеров вагонов на пути необщего пользования сверх согласованного срока (дополнительные операции) выставило в адрес клиента счета на сумму 744 704 рублей.
По сведениям истца, счета с приложением ведомостей учета времени предоставления (использования) вагонов и/или контейнеров ПАО "ТрансКонтейнер" для дополнительных операций направлены им в адрес ответчика по электронной почте.
В претензиях от 14.06.2022 N ИСХ-0714/НКП ГОРЬК и от 28.06.2022 N ИСХ-0790/НКП ГОРЬК истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке.
Ответчик в письмах от 25.07.2022 N УХТ/КЧ/ИСХ-3426-22 и от 29.07.2022 N УХТ/КЧ/ИСХ-3583-22 отказал в оплате дополнительных операций в указанной сумме в связи с несоблюдением истцом графиков ответчика о подаче контейнеров и подачей контейнеров на забракованных платформах.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ПАО "ТрансКонтейнер" с соответствующим иском в арбитражный суд.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, находящиеся в деле и руководствуясь статьями 309, 310, 779 и 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к выводу, что ответчик допустил сверхнормативное использование вагонов, в связи с чем с него подлежит взысканию 744 704 рублей долга за оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок.
При этом суды правомерно отклонили довод заявителя о ремонте вагонов, поскольку какие-либо договорные отношения между истцом и ответчиком касательно ремонта вагонов отсутствуют, истец не поручал выполнение ремонтных работ.
Нарушений со стороны истца договорных обязательств суды не установили.
Причиной образования ДОП.Предоставления послужило несвоевременная погрузка ответчиком груза в предоставленные истцом контейнеры и несвоевременное оформление контейнеров с грузом к перевозке железнодорожным транспортном.
Ссылка заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2021 необоснованна, поскольку доказательств задержки вагонов, исходя из ограничительных мер, установленных данных постановлением, из материалов дела не усматривается.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2022 (мотивированное решение вынесено 14.11.2022) и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 по делу А43-25722/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УРАЛХИМ-ТРАНС без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Нижегородской области решением от 14.11.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
...
По мнению заявителя, суды неправомерно отклонены доводы ответчика о том, что истец не соблюдал график предоставления вагонов под погрузку, вагоны подавались вразрез заказов в хаотичном порядке по мере высвобождении вагонов, непосредственно у истца; причиной задержки вагонов послужили неисправности, требующие ремонта. Кроме того, заявитель ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2021 N 1910 "О введении временного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений" с 01.12.2021 по 31.05.2022 за пределы территории Российской Федерации (в государства не являющиеся членами ЕАС) ограничен вывоз азотных удобрений, как форс-мажорное обстоятельство, существенно затрудняющее выполнение ответчиком своих обязательств.
...
Ссылка заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2021 необоснованна, поскольку доказательств задержки вагонов, исходя из ограничительных мер, установленных данных постановлением, из материалов дела не усматривается."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2023 г. N Ф01-1424/23 по делу N А43-25722/2022