Нижний Новгород |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А39-5438/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.05.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Трубниковой Е.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального казенного учреждения здравоохранения
"Медико-санитарная часть N 13 Федеральной службы исполнения наказаний"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.12.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023
по делу N А39-5438/2021
по иску муниципального предприятия Зубово-Полянского
муниципального района "Тепловые сети"
(ОГРН: 1201300002100, ИНН: 1308084703)
к федеральному казенному учреждению здравоохранения
"Медико-санитарная часть N 13 Федеральной службы исполнения наказаний"
(ОГРН: 1021300661304, ИНН: 1308078629),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия
(ОГРН: 1171326009337430005, ИНН: 1326250576),
о взыскании задолженности и процентов
и установил:
муниципальное предприятие Зубово-Полянского муниципального района "Тепловые сети" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 13 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Учреждение) о взыскании 1 232 532 рублей 94 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с 12.10.2020 по 11.12.2020, и 91 899 рублей 70 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 01.05.2021 по 31.03.2022 и за период с 02.10.2022 по день фактического исполнения обязательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия (далее - РСТ по РМ).
Суд первой инстанции решением от 26.12.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023, удовлетворил иск.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что отсутствие тарифа на тепловую энергию является следствием бездействия Предприятия, которое своевременно не обратилось в регулирующий орган с целью установления этого тарифа. Кроме того, стоимость тепловой энергии, потребленной Учреждением, определенная на основании заключения судебной экспертизы, является неверной, поскольку в заключении судебной экспертизы имеются противоречия.
По мнению Учреждения, суды необоснованно взыскали с него судебные расходы по оплате судебной экспертизы.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу отклонило указанные доводы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность на территории Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.
В соответствии с постановлениями администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 17.06.2020 N 344, от 29.06.2020 N387 и от 08.10.2020 N 661 Предприятию передано в хозяйственное ведение здание котельной N 1 в рабочем поселке Явас по улице Дзержинского и технологически присоединенные к ней тепловые сети.
Согласно утвержденной схеме теплоснабжения котельная N 1 является единственным источником теплоснабжения Учреждения.
Предприятие в отсутствие заключенного договора и установленного тарифа в период с 12.10.2020 по 11.12.2020 поставило Учреждению тепловую энергию.
Тарифы на тепловую энергию для Предприятия на 2020 год были установлены приказом РСТ по РМ от 27.11.2020 N 157 и вступили в действие с 12.12.2020.
В связи с фактическим началом регулируемой деятельности Предприятия в сфере теплоснабжения с 01.10.2020 и отсутствием собственных финансовых средств на оплату фактических расходов им был применен предложенный к утверждению в РСТ по РМ тариф при выставлении актов оказания услуг потребителю.
Учреждение, сославшись на пункт 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, отказалось оплатить поставленный ресурс, в связи с чем Предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией и иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Законодательство о теплоснабжении обязывает лицо, владеющее на каком-либо праве объектами теплопотребления, оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объем которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети такого лица и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации; часть 5 статьи 15, часть 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные (пункт 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Факт поставки Предприятием в спорный период тепловой энергии на объект Учреждения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и сторонами не оспаривается.
В силу пунктов 4 и 5 части 1 и части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В то же время отсутствие тарифа на тепловую энергию не освобождает лицо, потребившее этот ресурс, оплатить его по экономически обоснованной цене, которая определена в настоящем деле по результатам судебной экспертизы. Объем потребленной тепловой энергии Учреждением не оспаривается, контррасчет этого объема не представлен.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии с заключением эксперта от 21.09.2022, составленным сотрудником общества с ограниченной ответственностью "Институт экономики и права ЖКХ" Бесединой С.В., с учетом пояснений эксперта, стоимость фактических затрат Предприятия на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, поставленной Учреждению за период с 12.10.2020 по 11.12.2020, составила 1 027 110 рублей 94 копейки (без учета налога на добавленную стоимость) и 1 232 532 рубля 94 копейки (с учетом налога на добавленную стоимость).
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив заключение эксперта соответствии со статьями 64, 67, 68, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что это заключение не содержит неясностей или противоречий, и признали его надлежащим и достоверным доказательством по делу.
Учреждение в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела доказательств, опровергающих выводы эксперта.
При таких обстоятельствах суды обосновано удовлетворили иск Предприятия.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Аргумент Учреждения о недобросовестности Предприятия, которое своевременно не обратилось в РСТ по РМ для установления тарифа на тепловую энергию на 2020 год, суд округа отклонил, поскольку само по себе отсутствие в спорном периоде тарифа не является основанием для освобождения абонента от оплаты фактически потребленного ресурса.
Довод Учреждения о необоснованном взыскании с него расходов на проведение судебной экспертизы суд округа счел ошибочным, поскольку в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Иные доводы Учреждения рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 по делу N А39-5438/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 13 Федеральной службы исполнения наказаний" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законодательство о теплоснабжении обязывает лицо, владеющее на каком-либо праве объектами теплопотребления, оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объем которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети такого лица и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации; часть 5 статьи 15, часть 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные (пункт 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
...
В силу пунктов 4 и 5 части 1 и части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2023 г. N Ф01-2113/23 по делу N А39-5438/2021