Нижний Новгород |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А39-1060/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Министерства лесного, охотничьего хозяйства
и природопользования Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.10.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022
по делу N А39-1060/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Межрегиональная инвестиционная компания"
(ОГРН: 1141326004214, ИНН: 1326229616)
о признании незаконным решения Министерства лесного, охотничьего
хозяйства и природопользования Республики Мордовия
(ОГРН: 1051326063942, ИНН: 1326194787),
изложенного в извещении об отказе в приеме лесной декларации,
и об устранении допущенного нарушения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -государственное казенное учреждение Республики Мордовия
"Березниковское территориальное лесничество",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная инвестиционная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство), которое изложено в извещении об отказе в приеме лесной декларации от 23.12.2021 N ЛД-20211215-2630388019-4.
Общество просило обязать Министерство принять лесную декларацию для осуществления рекреационной деятельности в Березниковском участковом лесничестве, в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу.
Заявленные требования основаны на статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации, приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 539 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 539), действующем в спорный период, и мотивированы тем, что, по мнению заявителя, решение Министерства является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество".
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 10.10.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022, удовлетворил заявленные требования. Суды пришли к выводу о том, что лесная декларация соответствует проекту освоения лесов, форме и требованиям, установленным к ее содержанию.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, суды не учли, что арендованный участок относится к особо охраняемым природным территориям. Сославшись на Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) и постановление Совмина МАССР от 29.06.1979 N 473 "О признании природных объектов памятниками природы" (далее - Постановление N 473), Министерство считает, что возведение и использование построек (объектов недвижимости, пешеходных дорожек, площадок для отдыха и элементов благоустройства) на спорном участке не соответствуют целям и видам использования лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, открытое акционерное общество "Мордовцемент" (далее - ОАО "Мордовцемент", арендатор) и Министерство (арендодатель) заключили договор аренды лесного участка от 11.12.2007 N 2/8, являющегося частью участка лесного фонда Сабаевского лесничества Березниковского лесхоза с условным кадастровым номером 13:13:226/2003:261 сроком до 22.01.2065.
Арендатор 11.10.2014 передал права и обязанности по договору аренды лесного участка от 11.12.2007 N 2/8 Обществу для осуществления рекреационной деятельности.
Стороны заключили дополнительные соглашения от 11.12.2015 N 1 и от 21.01.2021 N 2 к договору аренды лесного участка от 11.12.2007 N 2/8.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.05.2020 по делу N А39-12280/2019 по иску Министерства к Обществу о расторжении договора аренды, обязании снести незаконно возведенные строения и по заявлению Общества о признании незаконным приказа Министерства от 06.03.2020 N 212 (далее - дело N А39-12280/2019), Министерство издало приказ от 16.12.2020 N 887, которым утвердило положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы на разработанный арендатором проект освоения лесов на арендованный лесной участок.
Общество в письме от 15.12.2021 направило в Министерство на рассмотрение лесную декларацию от 15.12.2021 N 3, указав что с 05.12.2021 по 04.12.2022 использует лесной участок для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, которая утверждена приказом Министерства от 16.12.2020 N 887.
По результатам рассмотрения декларации Министерство отказало Обществу в ее принятии извещением от 23.12.2021 N ЛД-20211215-2630388019-4. Согласно данному извещению причиной отказа послужило выявление недостоверных сведений, указанных в лесной декларации, а именно: объем использования лесов в целях, не связанных с заготовкой древесины и (или) живицы, не соответствует требованиям к лесной декларации. Дополнительно указало, что декларируемые для эксплуатации объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, противоречат пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, и Постановлению N 473.
Общество, посчитав данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы Министерства и Общества, суд округа принял настоящее постановление с учетом следующего.
Согласно статье 200 (частям 4 и 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган.
Одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В силу частям 2 и 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации, лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 539.
Согласно данному порядку, лесная декларация подается в одном экземпляре не менее чем за 5 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным этим порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации. Он направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации (пункты 2, 6 Порядка N 539).
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным Порядком N 539, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа (пункт 6.1 Порядка N 539).
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
Регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций: 1) непредставление документов, указанных в Регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1).
Так, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В рассматриваемом случае основанием для отказа в принятии лесной декларации послужило указание Обществом недостоверных сведений относительно соответствия цели использования участка виду разрешенного использования лесов. Министерство пришло к выводу, что на спорном лесном участке, который относится к территории регионального значения, запрещено размещение таких объектов, как гостевой дом, оздоровительный комплекс, площадок для отдыха и для игр, туристический дом.
В части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендаторы лесных участков составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Вступившим в законную силу решением Арбитражный суд Республики Мордовия 19.02.2010 по делу N А39-6686/2009 по иску ОАО "Мордовцемент" к Министерству о признании права собственности и по делу N А39-12280/2019, подтверждено, что капитальные объекты, находящиеся на арендованном лесном участке и задекларированные в лесной декларации, возведены на законных основаниях в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов. Право собственности на данные объекты зарегистрировано в установленном законодательством порядке.
Проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный Обществу в аренду для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды от 11.12.2007 N 2/8, договору от 11.10.2014 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, дополнительным соглашениям от 11.12.2015 N 1 и от 21.01.2021 N 2, получил положительное заключение экспертной комиссии, утвержденное приказом Министерства от 16.12.2020 N 887, соответствует законодательству Российской Федерации, а мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствуют целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что представленная Обществом лесная декларация не противоречит проекту освоения лесов. Министерство не представило доказательств несоответствия объема использования лесов в целях, не связанных с заготовкой древесины и (или) живицы, требованиям к лесной декларации.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А39-1060/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным Порядком N 539, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа (пункт 6.1 Порядка N 539).
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
...
В части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендаторы лесных участков составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2023 г. N Ф01-1338/23 по делу N А39-1060/2022