г. Нижний Новгород |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А79-9698/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Александровой О.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2023 по делу N А79-9698/2022
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии
о привлечении к административной ответственности акционерного общества "Тандер" (ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549)
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении акционерного общества "Тандер" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание Технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 (далее - ТР ТС 015/2011), применил не подлежащий применению "ГОСТ 26791-2018. Межгосударственный стандарт. Продукты переработки зерна. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение", введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.10.2018 N 714-ст (далее - ГОСТ 26791-2018). Хлеб и хлебобулочные изделия входят в категорию продуктов переработки зерна. ГОСТ 26791-2018 не содержит понятие "продукты переработки зерна", а определяет область его применения. В отношении хлебобулочных изделий подлежит применению "ГОСТ 31807-2018. Межгосударственный стандарт. Изделия хлебобулочные из ржаной хлебопекарной и смеси ржаной и пшеничной хлебопекарной муки. Общие технические условия", введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.10.2018 N 733-ст (далее - ГОСТ 31807-2018).
Кроме того, хлебобулочные изделия отнесены к продуктам переработки зерна Федеральным законом от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки". Данный нормативный акт утратил законную силу, однако иное определение понятия "продукты переработки зерна" законодательство не содержит.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты, принятые по настоящему делу, без изменения.
Кассационные жалобы на судебное решение по делу о привлечении к административной ответственности или по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц ста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей и физических лиц - пяти тысяч рублей, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, рассматриваются судом кассационной инстанции с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса, в силу части 4.1 статьи 206, части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 27.10.2021 N 181 Управление провело в отношении Общества плановую выездную проверку.
В ходе проверки Управление установило, что Общество допустило нарушения законодательства в области технического регулирования в части недостоверного декларирования пищевой продукции, готовой к употреблению, вырабатываемой по адресам: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Ленинского Комсомола, дом 21А и улица Энгельса, дом 7.
Общество представило декларацию с регистрационным номером ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.В.85292/19, срок действия которой установлен по 03.11.2022, о соответствии продуктов "хлеб и хлебобулочные изделия из муки ржаной или из смеси различных сортов ржаной и пшеничной муки, зерновых продуктов в ассортименте", вырабатываемых по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Ленинского Комсомола, дом 21А, Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 58 (далее - ТР ТС 029/2012), Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011). Декларация принята на основании протоколов от 16.08.2019 N 10426, 10425 и 10424 испытательного лабораторного центра Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии".
В данных протоколах отсутствуют результаты лабораторных испытаний продукции на соответствие требованиям ТР ТС 021/2011 по содержанию микотоксинов, пестицидов.
Общество представило декларацию с регистрационным номером ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.B.16817/20 со сроком действия с 27.11.2020 по 26.11.2025 включительно о соответствии продукции "изделия хлебобулочные слоеные в ассортименте", вырабатываемой по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Ленинского Комсомола, дом 21А, о соответствии требованиям ТР ТС 029/2012, ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011. Декларация принята на основании протоколов от 06.07.2020 N 2147 и 2146 испытательной лаборатории федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в чувашской республике".
В указанных протоколах отсутствуют результаты лабораторных испытаний продукции на соответствие требованиям ТР ТС 021/2011 по содержанию микотоксинов, пестицидов.
Общество представило декларацию с регистрационным номером ЕАЭС N RU Д-RU.РА01.В.51628/20 со сроком действия с 19.06.2020 по 18.06.2023 включительно о соответствии продукции "изделия хлебобулочные слоеные в ассортименте", вырабатываемой по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Энгельса, дом 7, требованиям ТР ТС 029/2012, ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011. Декларация принята на основании протоколов испытательной лаборатории федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в чувашской республике" от 20.05.2020 N 1593, 1596, 1594, 1595 и 1592.
В указанных протоколах лабораторных испытаний отсутствуют результаты лабораторных испытаний продукции на соответствие требованиям ТР ТС 021/2011 по содержанию микотоксинов, пестицидов.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
В отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2022 N 14.
Материалы проверки направлены в арбитражный суд для разрешения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 14.44 КоАП РФ, Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктах" (далее - Закон N 29-ФЗ), TP ТС 021/2011 и ГОСТ 31807-2018, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности, поскольку хлеб и хлебобулочные изделия не относятся к продуктам переработки зерна, в связи с чем требование о проведении лабораторных испытаний на содержание микотоксинов, пестицидов на хлеб и хлебобулочные изделия не распространяется.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 14.44 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, регулирует Закон N 184-ФЗ.
Под декларированием соответствия понимается форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; под декларацией о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; под подтверждением соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров (статья 2 Закона N 184-ФЗ).
В пункте 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ установлена обязанность лица обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Требования безопасности к пищевой продукции установлены ТР ТС 021/2011.
Согласно подпункту 1.4 пункта 4 статьи 23 ТР ТС 021/2011 с целью контроля соответствия пищевой продукции требованиям указанного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции заявитель проводит испытания образцов пищевой продукции. Испытания образцов пищевой продукции проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям данного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 6 статьи 23 ТР ТС 021/2011).
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 ТР ТС 021/2011 доказательственные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований данного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Требования к хлебобулочным изделиям определены в разделе 4 приложения 3 ТР ТС 021/2011, в том числе, установлены допустимые уровни показателей свинца, мышьяка, кадмия и ртути для хлеба, булочных и сдобных изделий. Допустимые уровни показателей микотоксинов и пестицидов отдельно для таких изделий не установлены.
Управление указывает, что хлебобулочные изделия являются продуктами переработки зерна, для которых определены допустимые уровни микотоксинов и пестицидов.
Вместе с тем, как верно указали суды, в разделе 4 приложения 3 ТР ТС 021/2011 указаны различные требования в данным категориям продуктов.
Продуктом переработки зерна является мука, а не хлебобулочное изделие. При декларировании соответствия продукты переработки зерна проходят исследования, подтверждающие выполнение требований ТР ТС 021/2011 о допустимых уровнях микотоксинов и пестицидов.
Согласно пункту 3 статьи 7 ТР ТС 021/2011 показатели безопасности (кроме микробиологических) для пищевой продукции смешанного состава определяются по вкладу отдельных компонентов с учетом массовых долей и показателей безопасности для данных компонентов, установленных ТР ТС 021/2011, если иное не установлено приложениями 1, 2, 3, 4, 6 ТР ТС 021/2011 и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Таким образом, позиция Управления о необходимости прохождения испытаний на допустимые уровни микотоксинов и пестицидов изделий, при изготовлении которых используется продукт переработки зерна, уже прошедший соответствующие испытания, является неправомерной.
Ссылка Управления на ГОСТ 31807-2018 отклоняется судом округа, поскольку указанным нормативным документом требования к допустимым уровням микотоксинов и пестицидов не установлены.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14.44 КоАП РФ, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не установил существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2023 по делу N А79-9698/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Продуктом переработки зерна является мука, а не хлебобулочное изделие. При декларировании соответствия продукты переработки зерна проходят исследования, подтверждающие выполнение требований ТР ТС 021/2011 о допустимых уровнях микотоксинов и пестицидов.
Согласно пункту 3 статьи 7 ТР ТС 021/2011 показатели безопасности (кроме микробиологических) для пищевой продукции смешанного состава определяются по вкладу отдельных компонентов с учетом массовых долей и показателей безопасности для данных компонентов, установленных ТР ТС 021/2011, если иное не установлено приложениями 1, 2, 3, 4, 6 ТР ТС 021/2011 и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
...
Ссылка Управления на ГОСТ 31807-2018 отклоняется судом округа, поскольку указанным нормативным документом требования к допустимым уровням микотоксинов и пестицидов не установлены.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14.44 КоАП РФ, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2023 г. N Ф01-2743/23 по делу N А79-9698/2022