Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июня 2023 г. N Ф01-2957/23 по делу N А29-12433/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Федеральный законодатель, принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, предусмотрел возможность размещения ряда сооружений без предоставления находящихся в публичной собственности земельных участков и установления сервитутов, то есть без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки. Подобное правовое регулирование призвано обеспечить возможность оперативного, без оформления правоустанавливающих документов на землю, возведения на земельных участках, находящихся в публичной собственности, определенных объектов с учетом их особых характеристик и назначения. Указанные нормы направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов, а также на защиту прав лица, не являющегося собственником земельного участка и нуждающегося в ограниченном использовании этого участка.

Такой правовой подход следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1874-О, от 26.03.2019 N 722-О, от 25.06.2019 N 1630-О.

Данная позиция находит свое развитие в нормах Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, в пункте 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 кодекса. А в силу пункта 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель сооружения, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего кодекса.

Таким образом, поскольку принадлежащие заявителю объекты включены в Перечень и его эксплуатация и размещение может быть осуществлена без предоставления земельного участка и установления сервитута, то самостоятельное избрание определенного вида права на земельный участок (аренда, собственность или сервитут) не означает возникновение у уполномоченного органа обязанности по его предоставлению на этом виде права.

Указанный правовой подход не признан неправомерным Верховным Судом Российской Федерации (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2018 N 18-КГ18-222, определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2020 N 310-ЭС19-26738, от 28.04.2020 N 306-ЭС20-4957, от 12.04.2021 N 302-ЭС21-3674, от 19.04.2021 N 301-ЭС21-4123, от 11.01.2022 N 304-ЭС21-26094, от 08.08.2022 N 301-ЭС22-12925, от 09.11.2022 N 301-ЭС22-21297).

Такой подход в полной мере соответствует пункт 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому публичный сервитут должен устанавливаться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Вместе с этим, в соответствии со статьей 39.39 (пунктом 2) Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 кодекса. В силу статьи 39.44 (подпункта 2 пункта 1) этого кодекса, в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если не соблюдены условия его установления, предусмотренные статьями 23, 39.39 кодекса.

С учетом этого, по совокупному смыслу статей 23 (пункта 8), 39.20 (пункта 1.1), 39.39 (пункта 2), 39.44 (подпункта 2 пункта 1), учитывая баланс частных и публичных интересов, следует признать, что в подобной ситуации наименее обременительным для собственника является не установление публичного сервитута, а размещение объектов без какого-либо обременения земельного участка. Несоблюдение условия установления сервитута, предусмотренного в пункте 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в установлении публичного сервитута.

В рассматриваемом случае заявителю земельные участки необходимы для эксплуатации объектов, указанных в пункте 5 Перечня.

...

Суд округа отклонил довод заявителя о наличии у Администрации полномочий на установление публичного сервитута в спорной ситуации. В случае прохождения линейного объекта по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам (в том числе по землям лесного фонда), уполномоченный на установление публичного сервитута орган определяется не по принадлежности земельных участков или конкретной категории земель, а по назначению инженерного сооружения, для размещения которого устанавливается публичный сервитут. Такой правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.01.2023 N 306-ЭС22-25792 и от 04.04.2023 N 302-ЭС23-2641. Между тем, с учетом вышеизложенного, неправильное истолкование положений земельного и лесного законодательства судами двух инстанций не привело к принятию неправильного решения."