Нижний Новгород |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А82-17265/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ногтевой В.А.,
судей Белозеровой Ю.Б., Елисеевой Е.В.,
при участии представителей
от конкурсного управляющего МУП "Коммунальные системы":
Соловьевой У.А. по доверенности от 01.09.2022,
от администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области:
Печниковой Ж.Е. по доверенности от 09.06.2023 и
Семеновой Е.Н. по доверенности от 10.10.2022
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия
Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" Паспортниковой Ирины Валерьевны и
публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 10.11.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023
по делу N А82-17265/2016
по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" Паспортниковой Ирины Валерьевны
об обязании администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения и
о взыскании компенсации
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (далее - МУП "Коммунальные системы") в Арбитражный суд Ярославской области обратился конкурсный управляющий Паспортникова Ирина Валерьевна с заявлением об обязании собственника имущества должника - администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в хозяйственном ведении должника.
Заявитель также просил взыскать с Администрации в конкурсную массу должника затраты на содержание данного имущества в размере 43 605 351 рубля 48 копеек и 122 555 604 рубля 23 копейки компенсации.
Определением от 04.05.2021 суд удовлетворил заявление частично: исключил из конкурсной массы МУП "Коммунальные системы" объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню; обязал Администрацию в двухмесячный срок с даты вступления определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню; взыскал за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации в конкурсную массу МУП "Коммунальные системы" 48 097 885 рублей 54 копейки компенсации за уменьшение конкурсной массы; отказал в удовлетворении остальной части требований конкурсного.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 02.11.2021 оставил определение от 04.05.2021 без изменения.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 17.02.2022 отменил судебные акты, направил обособленный спор в Арбитражный суд Ярославской области на новое рассмотрение, указав, что судебные акты не отвечают принципам разумности и исполнимости, приняты при неполном исследовании фактических обстоятельств спора.
Повторно рассмотрев спор, Арбитражный суд Ярославской области определением от 10.11.2022 удовлетворил заявление частично: исключил объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню; обязал Администрацию принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения в двухмесячный срок с даты вступления определения суда в законную силу; взыскал за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации в конкурсную массу МУП "Коммунальные системы" 4 829 308 рублей 79 копеек компенсации за уменьшение конкурсной массы; отказал в удовлетворении остальной части требований.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 07.04.2023 оставил определение от 10.11.2022 без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, конкурсный управляющий Паспортникова И.В. и публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить определение от 10.11.2022 и постановление от 07.04.2023 в части определения размера компенсации, принять в этой части новый судебный акт о взыскании с Администрации компенсации в размере 48 097 885 рублей 54 копеек.
Заявители жалоб утверждают, что установленный судами размер компенсации за переданные муниципалитету объекты водоснабжения и водоотведения не соблюдает баланс публичных интересов и интересов кредиторов должника. При определении размера компенсации суд исходил из формальных возможностей бюджета, не приняв во внимание технические характеристики спорных объектов, длительность их эксплуатации, а также их износ. Определенный размер компенсации относительно только лишь текущих требований, которые превышают 80 млн рублей, составляет порядка шести процентов, что безусловно нарушает права абсолютного большинства кредиторов. Как полагают податели жалоб, размер компенсации должен определяться исходя из остаточной балансовой стоимости объектов, что и было сделано конкурсным управляющим. При этом исходя из размера бюджета Рыбинского муниципального района на 2023 год внесение изменений в сводную бюджетную роспись для восполнения дефицита бюджетных ассигнований, направленных на исполнение судебных актов, в соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представляется возможным.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал изложенную позицию.
Администрация отклонила доводы, приведенные в кассационной жалобе, просила оставить в силе судебные акты, как законные и обоснованные. Как полагает Администрация, при определении размера компенсации суды обоснованно приняли во внимание, что спорные объекты были введены в эксплуатацию с 1965 по 1989 годы, эксплуатируются длительный срок и в значительной степени изношены. Доход бюджета Рыбинского муниципального района на 2023 год на 86 процентов состоит из дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, которые выделяются строго в соответствии с целевым назначением.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской област10.11.2022 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А82-17265/2016 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Коммунальные системы" создано 11.06.2007. Учредителем и собственником муниципального предприятия является Администрация. Основной вид деятельности предприятия - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 20.09.2017 признал МУП "Коммунальные системы" несостоятельным (банкротом), открыл в отношении его имущества конкурсное производство, утвердил конкурсным управляющим Паспортникову И.В.
В ходе процедуры банкротства установлено, что должнику на праве хозяйственного ведения принадлежат объекты коммунальной инфраструктуры, входящие в обслуживание систем водоснабжения и водоотведения.
Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об обязании Администрации (собственника имущества должника) принять данные объекты и выплатить соответствующую компенсацию.
Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019, разъяснил следующее.
Согласно статье 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2010 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Полномочиями по оценке доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций. В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Дав оценку представленным в дело доказательствам, доводам лиц, участвующих в деле, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды определили размер компенсации в сумме 4 829 308 рублей 79 копеек исходя из баланса публичных и частных интересов, разумности и исполнимости судебного акта, на что было указано судом кассационной инстанции в постановлении от 17.02.2022. Суды учли дотационный характер бюджета муниципального образования, а также состояние объектов водоснабжения и водоотведения, длительный срок эксплуатации, значительный износ объектов и необходимость вложения значительных денежных средств на их ремонт.
Иная оценка исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд округа не установил.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при рассмотрении данной категории споров не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области 10.11.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А82-17265/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" Паспортниковой Ирины Валерьевны и публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ногтева |
Судьи |
Ю.Б. Белозерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
...
Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июля 2023 г. N Ф01-3458/23 по делу N А82-17265/2016
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3458/2023
07.04.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10917/2022
22.02.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1197/2023
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8141/2021
02.11.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4277/2021
01.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5736/2021
06.08.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4257/2021
23.05.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
22.12.2018 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
09.04.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2363/18
10.10.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
20.09.2017 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
15.05.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16