Нижний Новгород |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А28-12545/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Соколовой Л.В., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от истца: Лобановой Я.О. (доверенность от 09.01.2023 N 29)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Кировской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023
по делу N А28-12545/2021
по иску государственного учреждения - Кировского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920)
к обществу с ограниченной ответственностью фирме "Вятские зори"
(ИНН: 4348012281, ОГРН: 1034316506223)
о взыскании убытков
и установил:
государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью фирме "Вятские зори" (далее - Общество) о взыскании убытков в сумме 5693 рублей 61 копейки.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023 произведена замена в порядке процессуального правопреемства государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (далее - Отделение). Решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Отделение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили абзац пятый пункта 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2020 N 580н. По его мнению, сумма средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний Общества (7871 рубль), превысила сумму уплаченных им страховых взносов за 2020 год (2177 рублей 30 копеек) на 5963 рубля 61 копейку. Данные средства являются убытками Фонда и должны быть возмещены Обществом.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.05.2023.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2023 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Соколову Л.В. Рассмотрение кассационной жалобы после изменения состава суда начато с самого начала.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество 14.08.2020 обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры), в сумме 7871 рубля.
Приказом Фонда от 02.10.2020 Обществу разрешено в 2020 году направить на обеспечение предупредительных мер указанную сумму.
Общество произвело расходы в указанной сумме и 15.10.2020 представило в Фонд заявление о возмещении данных расходов.
Платежным поручением от 16.10.2020 N 123077 Фонд перечислил Обществу денежные средства в размере 7871 рубля.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2020 год, представленному 21.01.2021, Общество за 2020 год начислило к уплате страховые взносы в сумме 2177 рублей 39 копеек.
В этой связи Фонд пришел к выводу о том, что предоставленная Обществу сумма финансового обеспечения предупредительных мер превысила сумму страховых взносов за 2020 год на 5693 рубля 61 копейку, поэтому является убытками Фонда, и подлежит возврату.
Претензией от 02.04.2021 Фонд предложил Обществу возвратить указанные средства в добровольном порядке.
Неисполнение Обществом данного требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Положением об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 - 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика заявленной суммы убытков и отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает, в том числе, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В силу пункта 6 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников; на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой приказом Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены "Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (действовавшие в период спорных правоотношений, далее - Правила N 580н).
В пункте 2 Правил N 580н установлено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Из указанной нормы следует, что источником формирования финансового обеспечения предупредительных мер являются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а объем финансового обеспечения предупредительных мер определяется суммой страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, и не может превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.
Согласно пункту 10 Правил N 580н Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях: а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки; б) представленные документы содержат недостоверную информацию; в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены; г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного пунктом 4 Правил, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
На основании пункта 12 Правил N 580н страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в фонд документы, подтверждающие произведенные расходы.
Из приведенных норм права следует, что размер указанных расходов, согласованный страхователем с территориальным органом Фонда на текущий год, является плановым и подлежит корректировке с учетом представленных в Фонд документов, подтверждающих произведенные расходы и подлежащих уплате страховых взносов в текущем году.
Правительством Российской Федерации 21.04.2011 принято постановление N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Данным постановлением утверждено в том числе "Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 - 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта" (далее - Положение N 294).
Кировская область участвует в реализации пилотного проекта с 01.01.2020 согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2018 N 1459.
В силу пункта 1 Положения N 294 данное Положение устанавливает порядок возмещения расходов страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее соответственно - страхователь, территориальный орган Фонда, Фонд), в 2012 - 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры).
Согласно пункту 2 Положения N 294 объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на соответствующий год.
В рассматриваемом судом периоде эти правила установлены приказом Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н.
В пункте 3 Положения N 294 установлено, что оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели.
На основании пункта 4 Положения N 294 страхователь обращается в территориальный орган Фонда по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года Форма такого заявления утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Фондом.
Территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета Фонда расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 294 расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.
Вместе с тем, Положение N 294 не вносит изменений в Правила N 580н в части определения условий финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе объема этих средств, а лишь оптимизирует процедуру возмещения расходов страхователя на указанные цели.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что сумма расходов Общества на предупредительные меры в 2020 году и возмещенная Фондом составила 7871 рубль.
При этом сумма начисленных к уплате Обществом страховых взносов за 2020 год составила 2177 рублей 39 копеек.
Кроме того, в дополнении к отзыву на исковое заявление Общество подтвердило, что в предшествующие три года не обращалось в Фонд с заявлением о возмещении расходов на предупредительные меры.
При таких обстоятельствах Фонд пришел к правильному выводу о том, что предоставленная Обществу сумма финансового обеспечения предупредительных мер превысила сумму страховых взносов за 2020 год на 5693 рубля 61 копейку, поэтому является убытками Фонда, и подлежит возврату.
Вывод судов об отсутствии у страхователя обязанности по возврату спорных денежных средств ввиду того, что это не предусмотрено Положением N 294, является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что требование Фонда к Обществу предъявлено правомерно.
В статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определены полномочия суда кассационной инстанции. Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить обжалуемые судебные акты полностью или в части, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Данное полномочие может быть реализовано судом кассационной инстанции в случае, когда фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций верно установлены фактические обстоятельства дела, однако неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании нормы пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным принять новый судебный акт без передачи дела на новое рассмотрение.
Судебные расходы распределяются на основании статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 2, части 1), 288 (часть 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023 по делу N А28-12545/2021 отменить.
Иск Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью фирмы "Вятские зори" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области 5693 рубля 61 копейку убытков.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью фирмы "Вятские зори" в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение иска, 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы и 3000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отделение СФР считает, что сумма, направленная страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, превысила сумму уплаченных им страховых взносов за год. Указанная разница является убытками СФР, и страхователь обязан ее возместить.
Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами Отделения СФР.
Источником формирования финансового обеспечения предупредительных мер являются страховые взносы, а объем финансового обеспечения предупредительных мер определяется суммой страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в фонд в текущем финансовом году.
Установлено, что сумма расходов общества на предупредительные меры, возмещенная фондом, превысила сумму начисленных к уплате страховых взносов за год. Поэтому разница является убытками СФР и подлежит возврату.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2023 г. N Ф01-2081/23 по делу N А28-12545/2021