Нижний Новгород |
|
27 июля 2023 г. |
Дело N А17-9148/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Фаворит"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.11.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023
по делу N А17-9148/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фаворит"
(ОГРН: 1193702026110, ИНН: 3702235721)
о признании недействительным распоряжения Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее - Департамент) от 05.07.2022 N 60.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 22.11.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Общества, ввиду принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, существенно снизился пассажиропоток, в связи с чем, Общество прекратило осуществление перевозок по указанным маршрутам на период действия мер, введенных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ивановской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Департамент в отзыве отклонил доводы заявителя жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 26.07.2023 (определение суда округа от 21.06.2023).
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.07.2023 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Домрачевой Н.Н. на судью Забурдаеву И.Л.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество являлось победителем открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Иванова N 10 "ул. Куконковых - ул. 8-я Минеевская".
По результатам открытого конкурса Обществу выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия ИО-37 N 000290.
Общество 10.11.2021 уведомило Департамент о сокращении количества выполняемых рейсов в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции в соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) и Указом N 23-уг.
Департамент в письме от 08.12.2021 N 12-01/7110 указал на недопустимость сокращения количества выполняемых рейсов на муниципальном маршруте N 10.
Общество 14.02.2022 уведомило Департамент о полной остановке обслуживания маршрута N 10 до улучшения эпидемиологической ситуации и увеличения пассажиропотока.
Департамент в письме от 17.02.2022 N 12-01/885 известил Общество о необходимости восстановления транспортного движения по указанному маршруту в соответствии с установленным графиком, в противном случае действие свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту будет прекращено.
По итогам проведенного Департаментом мониторинга установлено, что в периоды с 15.02.2022 по 18.02.2022 и с 28.04.2022 по 30.04.2022 Обществом не выполнялись рейсы по маршрутам.
Департамент издал распоряжение от 05.07.2022 N 60 о прекращении действия выданного Обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 10 на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
Общество посчитало, что распоряжение Департамента от 05.07.2022 N 60 нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным этого распоряжения.
Руководствуясь положениями Закона N 220-ФЗ, Законом Ивановской области от 20.12.2019 N 83-03 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории городского округа Иваново между органами местного самоуправления городского округа Иваново и органами государственной власти Ивановской области" (далее - Закон N 83-ОЗ), Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 19.12.2014 N 562-п (далее - Положение о Департаменте), Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения и отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения по организации в Российской Федерации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Законом N 220-ФЗ.
По смыслу статей 11 и 12 Закона N 220-ФЗ, а также положений Закона N 83-ОЗ органом исполнительной власти Ивановской области, уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Ивановской области, является Департамент.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество не осуществляло перевозки пассажиров по маршруту N 10 "ул. Куконковых - ул. 8-я Минеевская" в период с 15.02.2022 по 18.02.2022 и с 28.04.2022 по 30.04.2022, то есть в течение более чем трех дней подряд.
Предприниматель не оспаривает факт неосуществления перевозок по маршруту в указанные периоды, однако отмечает, что заблаговременно уведомил Департамент о прекращении осуществления перевозок на основании статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ до окончания срока действия мер, введенных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ивановской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно части 1 статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.
На основании части 2 статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, принявшее в соответствии с частью 1 настоящей статьи решение о прекращении осуществления регулярных перевозок, обязан в день принятия такого решения уведомить об этом установивший данный маршрут уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании указанной нормы и положений Указа Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 N 23-УГ "О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности" Общество во исполнение требования части 2 статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ уведомило 14.02.2022 Департамент о прекращении с 14.02.2022 и на время действия указа перевозок по маршруту N 10.
Между тем, как верно указали суды, основания для добровольного прекращения Обществом перевозок отсутствовали.
В силу Указа Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 N 23-УГ "О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности", не только не приостанавливалась в спорный период деятельность организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения, но и не ограничивалось использование отдельных остановочных пунктов, отдельных участков автомобильных дорог по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок города Иванова.
Доказательств невозможности фактического использования отдельных остановочных пунктов, отдельных участков автомобильных дорог при осуществлении регулярных перевозок по маршрутам N 10 в спорный период Обществом не представлено.
Таким образом, уважительные объективные причины для добровольного прекращения осуществления перевозок по указанным маршрутам отсутствовали. Такое прекращение перевозок вместо сокращения их количества приводит к нарушению баланса публичных и частных интересов.
С учетом изложенного Департамент правомерно прекратил действие свидетельства об осуществлении перевозок, выданных Обществу.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.11.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 по делу N А17-9148/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.
На основании части 2 статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, принявшее в соответствии с частью 1 настоящей статьи решение о прекращении осуществления регулярных перевозок, обязан в день принятия такого решения уведомить об этом установивший данный маршрут уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании указанной нормы и положений Указа Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 N 23-УГ "О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности" Общество во исполнение требования части 2 статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ уведомило 14.02.2022 Департамент о прекращении с 14.02.2022 и на время действия указа перевозок по маршруту N 10."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2023 г. N Ф01-2997/23 по делу N А17-9148/2022