Нижний Новгород |
|
10 августа 2023 г. |
Дело N А28-10710/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от заявителя: Щелокаева С.Ю. (доверенность от 08.08.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023
по делу N А28-10710/2022 Арбитражного суда Кировской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГидроЭлектроМонтаж"
(ОГРН: 1074345014150, ИНН: 4345170794)
к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Кировской области (ИНН 4345093331, ОГРН 1044316880288), отделению судебных приставов N 1 по Ленинскому району города Кирова Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области
о признании незаконным и об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 11.07.2022 N 99519/22/43044-ИП, об освобождении от взыскания исполнительского сбора
и установил:
общество ограниченной ответственностью "ГидроЭлектроМонтаж" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов N 1 по Ленинскому району города Кирова Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области (далее - Управление) от 11.07.2022 N 99519/22/43044-ИП о взыскании исполнительского сбора, а также об освобождении от уплаты сбора в соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Арбитражный суд Кировской области решением от 28.11.2022 отказал в удовлетворении заявленных требований, уменьшив размер исполнительского сбора до 721 072 рублей 59 копеек.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.05.2023 отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его в связи с несоответствием выводов, сделанных судом, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, на должника не распространяется мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), в связи с чем основания для приостановления исполнительного производства отсутствовали. Поскольку Общество в установленный срок добровольно не исполнило требования исполнительного документа, у Управления имелись основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 (далее - МИФНС N 14) от 16.02.2022 по делу N 434502692 с Общества в пользу МИФНС N 14 взыскано 22 637 667 рублей 46 копеек.
На основании указанного решения постановлением Управления от 17.06.2022 возбуждено исполнительное производство N 99519/22/43044-ИП, должнику установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановление направлено должнику в порядке, предусмотренном частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 606 "О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб", что подтверждается сведениями из АИС ФССП с отметкой о доставке постановления должнику 17.06.2022.
Поскольку в установленный пятидневный срок требования исполнительного листа должником исполнены не были, 11.07.2022 Управлением вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 961 430 рублей 12 копеек.
Не согласившись с постановлением от 11.07.2022, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 11.07.2022 о взыскании исполнительского сбора, однако, уменьшил размер исполнительского сбора по исполнительному производству N 99519/22/43044-ИП до 721 072 рублей 59 копеек.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Закона об исполнительном производстве, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Постановления N 497, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого постановления действующему законодательству и нарушении им прав и законных интересов должника, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.
Рассмотрев кассационную жалобу с учетом приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 и статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный лист (часть 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Между тем, в статье 40 Закона об исполнительном производстве установлены случаи, когда исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично. Так, на основании пункта 9 части 1 указанной статьи (введен в действие Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой короновирусной инфекции") исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
Указанные нормы имеют императивный характер, что означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем в банк (иную кредитную организацию).
Постановлением N 497 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, сроком на шесть месяцев, с 01.04.2022 по 30.09.2022.
В пункте 2 Постановления N 497 перечислены должники, на которых указанный мораторий не распространяется.
Апелляционным судом установлено и материалам дела не противоречит, что Общество не относится к перечню должников, установленному в пункте 2 Постановления N 497, отказ от применения в отношении себя моратория в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве, Общество не заявляло. Имущественные требования по взысканию задолженности возникли до введения моратория, что подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе требованиями об уплате пени и штрафа от 02.03.2022 N 11364, от 12.11.2020 N 145817, от 20.04.2022 N 17200, от 21.04.2022 N 19081, от 24.04.2022 N 23658, от 11.05.2022 N 32432, от 11.05.2022 N 32433, от 08.02.2022 N 6899.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд обоснованно посчитал, что на Общество распространяется введенный Постановлением N 497 мораторий, соответственно, исполнительное производство N 99519/22/43044-ИП подлежало приостановлению в силу пункта 9 части 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве и подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве. Оснований для применения мер принудительного исполнения в период действия моратория и, как следствие, вынесения постановления от 11.07.2022 о взыскании исполнительского сбора, у Управления не имелось.
Довод заявителя жалобы о том, что действие Постановления N 497 распространяется на юридических лиц, в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, рассмотрен судами и правомерно отклонен.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Закона о банкротстве" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 11.07.2022 противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленное требование.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованного постановления апелляционного суда с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А28-10710/2022 Арбитражного суда Кировской области оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом установлено и материалам дела не противоречит, что Общество не относится к перечню должников, установленному в пункте 2 Постановления N 497, отказ от применения в отношении себя моратория в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве, Общество не заявляло. Имущественные требования по взысканию задолженности возникли до введения моратория, что подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе требованиями об уплате пени и штрафа от 02.03.2022 N 11364, от 12.11.2020 N 145817, от 20.04.2022 N 17200, от 21.04.2022 N 19081, от 24.04.2022 N 23658, от 11.05.2022 N 32432, от 11.05.2022 N 32433, от 08.02.2022 N 6899.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд обоснованно посчитал, что на Общество распространяется введенный Постановлением N 497 мораторий, соответственно, исполнительное производство N 99519/22/43044-ИП подлежало приостановлению в силу пункта 9 части 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве и подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве. Оснований для применения мер принудительного исполнения в период действия моратория и, как следствие, вынесения постановления от 11.07.2022 о взыскании исполнительского сбора, у Управления не имелось.
...
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Закона о банкротстве" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2023 г. N Ф01-4747/23 по делу N А28-10710/2022