Нижний Новгород |
|
22 августа 2023 г. |
Дело N А17-11933/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от истца: Щучкина В.Н. (доверенность от 14.12.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ТрансАвтоМед"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.03.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023
по делу N А17-11933/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансАвтоМед"
(ИНН: 3702508425, ОГРН: 1063702154108)
о признании недействительным распоряжения
Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области
(ИНН: 3728012825, ОГРН: 1023700561829)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансАвтоМед" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее - Департамент) от 08.12.2021 N 98 о прекращении действий свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.03.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), не применили подлежащий применению Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), не приняли во внимание Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По мнению Общества, проверка проведена с грубыми нарушениями - Общество не получило соответствующее уведомление за 24 часа до проведения проверки, проверка проведена при отсутствии приказа руководителя, прокуратура проведение проверки не согласовала, акт проверки не составлялся.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Департамент в отзыве не согласился с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направил. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ивановской области (нерегулируемые тарифы) включены сведения о межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок N 129 "село Ново-Талицы, улица Школьная, в районе дома 8 - ООТ Академическая, город Иваново", N 133 "Аэропорт "Южный", Ивановский район - м. Светлый Луч, Ивановский район".
По результатам проведения открытого конкурса по лоту 2, в который включены данные маршруты, с Обществом заключен договор об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Ивановской области, перевозчику выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок серии ИО-37 N 000163 (маршрут N 129) и серии ИО-37 N 000302 (маршрут N 133) сроком действия по 31.01.2024.
Согласно расписанию, являющемуся приложением к свидетельствам, движение автобусов по маршрутам должно осуществляться ежедневно по нескольким рейсам.
В соответствии с распоряжением от 04.08.2021 N 62 о проведении контрольных мероприятий за выполнением перевозчиками условий государственных контрактов и (или) свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Ивановской области должностными лицами Департамента проведен мониторинг транспортного обслуживания населения на межмуниципальном маршруте N 133, в ходе которого установлено, что в период с 01.11.2021 по 06.11.2021 Общество не выполняло рейсы по маршруту.
Распоряжением Департамента от 08.12.2021 N 98 на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ прекращено действие свидетельств Общества об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок серии ИО-37 N 000302, серии ИО-37 N 000163.
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 220-ФЗ, Законом Ивановской области от 11.04.2011 N 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" (далее - Закон N 25-О), Положением о региональном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 24.11.2021 N 572-п, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного акта.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения по организации в Российской Федерации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Закон N 220-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса, проведенного в отношении нескольких включенных в состав одного лота маршрутов регулярных перевозок, прекращается в случае прекращения действия хотя бы одного из таких свидетельств (часть 2.1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
В соответствии с пунктом 3.58 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 19.12.2014 N 562-п (в редакции, действовавшей в период проведения контрольных мероприятий), осуществление контроля за выполнением перевозчиками условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок входит в полномочия Департамента.
Факт неосуществления перевозок по маршруту N 133, входящему в состав одного лота с маршрутом N 129 при проведении конкурса на право осуществления перевозок, в период с 01.11.2021 по 06.11.2021, то есть в течение более чем трех дней подряд, установлен судами, подтвержден материалами дела, и Обществом в доводах, приведенных в кассационной жалобе, по существу не оспаривается.
Ссылка Общества на нарушение требований, установленных Законом N 294-ФЗ, правомерно отклонена судами. В рассматриваемом случае проверка в отношении Общества в порядке, установленном в Законе N 294-ФЗ, не проводилась. Контрольные мероприятия проведены в отношении конкретного межмуниципального маршрута регулярных перевозок на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
В пункте 7 части 1, части 2 статьи 29 Закона N 220-ФЗ императивно установлена обязанность уполномоченного органа прекратить действие свидетельства при наличии факта невыполнения перевозчиком по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд. Данное требование направлено на оперативное реагирование контрольного органа на нарушение перевозчиками установленной схемы и расписания маршрутов перевозок, бесперебойного их осуществления, стимулирование перевозчиков на соблюдение установленной схемы и расписания маршрутов перевозок.
Требование о проведении проверки в порядке, установленном в Законе N 294-ФЗ, данной нормой не установлено.
Следовательно, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для вынесения Департаментом оспариваемого распоряжения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.06.2023 о принятии обеспечительной меры по настоящему делу в виде приостановления действия распоряжения Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области от 08.12.2021 N 98 "О прекращении действий свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок" считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.03.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023 по делу N А17-11933/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансАвтоМед" - без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.06.2023 о применении мер по обеспечению иска отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Общества на нарушение требований, установленных Законом N 294-ФЗ, правомерно отклонена судами. В рассматриваемом случае проверка в отношении Общества в порядке, установленном в Законе N 294-ФЗ, не проводилась. Контрольные мероприятия проведены в отношении конкретного межмуниципального маршрута регулярных перевозок на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
В пункте 7 части 1, части 2 статьи 29 Закона N 220-ФЗ императивно установлена обязанность уполномоченного органа прекратить действие свидетельства при наличии факта невыполнения перевозчиком по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд. Данное требование направлено на оперативное реагирование контрольного органа на нарушение перевозчиками установленной схемы и расписания маршрутов перевозок, бесперебойного их осуществления, стимулирование перевозчиков на соблюдение установленной схемы и расписания маршрутов перевозок.
Требование о проведении проверки в порядке, установленном в Законе N 294-ФЗ, данной нормой не установлено."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 августа 2023 г. N Ф01-4812/23 по делу N А17-11933/2021