Нижний Новгород |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А11-8108/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - администрации муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023,
принятое судьями Протасовым Ю.В., Богуновой Е.А., Фединской Е.Н.,
по делу N А11-8108/2022 Арбитражного суда Владимирской области
по иску администрации муниципального образования
Александровский муниципальный район Владимирской области
(ИНН: 3311004500, ОГРН: 1033303207024)
к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива"
(ИНН: 3301033541, ОГРН: 1153339000539)
об обязании ответчика организовать контейнерную площадку для сбора твердых (коммунальных) отходов для нужд многоквартирных домов
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Хартия",
и установил:
администрация муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Общество) об обязании в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых (коммунальных) отходов (далее - ТКО) для эксплуатации многоквартирных жилых домов N 5, 11, 13, 21, 23 по улице Радио города Александров Владимирской области, с учетом СанПин 2.1.3684-21.
Исковое требование основано на статьях 154, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, 8 и 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлениях Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, 03.04.2013 N 290 и 31.08.2018 N 1039, постановлении Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170. Иск мотивирован тем, что Общество, как управляющая организация спорных домов, не осуществляет обязанность по организацию контейнерных площадок для накопления ТКО, используемая жителями площадка ТКО перегружена.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Хартия" (далее - Региональный оператор).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 19.01.2023 удовлетворил иск в полном объеме. Суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации мест накопления ТКО возложена на управляющие организации; Общество указанную обязанность не исполнило.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.04.2023 отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. Апелляционный суд установил, что спорные многоквартирные дома закреплены за существующей контейнерной площадкой в соответствии с постановлением Администрации от 27.05.2019 N 1028; данная площадка соответствует СанПин 2.1.3684-21.
Администрация не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, суд неверно применил нормы материального права: спорные дома под управлением Общества закреплены за существующей контейнерной площадкой только ввиду отсутствия таковых у этих домов, что ведет к превышению нормативов накопления ТКО. Кассатор настаивает, что Общество уклоняется от исполнения своей обязанности по организации накопления ТКО в спорных домах, что ведет к возложению соответствующих расходов на муниципальный бюджет. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Администрации без удовлетворения.
Региональный оператор отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представил.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено до 29.08.2023.
В порядке, предусмотренном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Каманова М.Н. заменена на судью Павлова В.Ю.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 05.09.2023.
Участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установил суды апелляционной инстанции, в соответствии с договорами управления, заключенными Обществом и собственниками помещений МКД, расположенных в домах N 5, 11, 13, 21 и 23 по улице Радио города Александрова Владимирской области, Общество приняло обязательства по управлению и содержанию общего имущества МКД.
По утверждению истца, исходя из актов осмотра от 13.10.2022, контейнерные площадки на придомовой территории спорных МКД отсутствуют.
Администрация в претензии от 23.02.2022 N 01-40-485 потребовала от Общества оборудовать на придомовых территориях МКД контейнерные площадки. Данное требование не было исполнено.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованного постановления.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (статья 13.4 Закона об отходах).
В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), предусмотрено, что контейнер - это мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов (пункт 2). Потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9). В соответствии с этим договором складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10). Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15). Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (пункт 13).
В статье 8 (пункте 1) Закона об отходах определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО.
На основании статьи 16 (пункта 24 части 1) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО относится к вопросам местного значения городского округа.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039. В силу данных правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункты 3, 4).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11). Он включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО; данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО; данные об источниках образования ТКО (пункт 15).
Раздел "Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются ТКО, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления ТКО (пункт 18).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13.10.2015 N 26-П указал следующее. Характер и пределы участия местного самоуправления в решении этих вопросов, притом, что одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", обуславливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.
Согласно Правилам и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1). Количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке (пункт 3.7.7).
Как установлено в пункте 6 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм и разъяснений, можно заключить, что законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры для их установки в местах накопления ТКО. Контейнеры для целей обращения с ТКО могут быть приобретены как органами местного самоуправления, так и собственниками помещений в многоквартирном доме и региональными операторами. Обязанность по приобретению контейнеров для накопления ТКО возникает в том числе, если существующие контейнеры в созданном и функционирующем месте накопления ТКО не обеспечивают реальные потребности собственников помещений в МКД, приводят к нарушениям при накоплении ТКО, которые также не позволят региональному оператору надлежащим образом обеспечивать исполнение своих обязательств перед собственниками помещений в МКД.
Отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд правомерно исходил из того, что с учетом положений Реестра и схемы мест (площадок) накопления ТКО на территории города Александров, утвержденного постановлением Администрации от 27.05.2019 N 1028, основания для возложения обязанности на управляющую организацию по организации места накопления ТКО для спорных МКД отсутствуют. В частности, спорные многоквартирные дома закреплены за существующей контейнерной площадкой (улица Радио, дом 17), которая соответствует СанПин 2.1.3684-21. Названная контейнерная площадка является муниципальной и передана в безвозмездное пользование муниципальному бюджетному учреждению "Благоустройство".
Таким образом, при наличии существующей площадки для сбора ТКО, которая действует, включена в реестр, отсутствует необходимость в организации дополнительных мест складирования ТКО для указанных домов. При этом Администрация не лишена возможности, при несоответствии количества контейнеров на созданной контейнерной площадке необходимому объему сбора ТКО, приобрести дополнительные контейнеры для сбора ТКО, с отнесением понесенных расходов на их приобретение на собственников ТКО. Кроме того, Администрация не лишена возможности внести изменения в постановление от 27.05.2019 N 1028, иным образом для целей эффективности организовать сбор ТКО, что является вопросом местного значения.
С учетом изложенного, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованного судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы Администрацией судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 по делу Арбитражного суда Владимирской области N А11-8108/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Правилам и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1). Количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке (пункт 3.7.7).
Как установлено в пункте 6 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
...
Отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд правомерно исходил из того, что с учетом положений Реестра и схемы мест (площадок) накопления ТКО на территории города Александров, утвержденного постановлением Администрации от 27.05.2019 N 1028, основания для возложения обязанности на управляющую организацию по организации места накопления ТКО для спорных МКД отсутствуют. В частности, спорные многоквартирные дома закреплены за существующей контейнерной площадкой (улица Радио, дом 17), которая соответствует СанПин 2.1.3684-21. Названная контейнерная площадка является муниципальной и передана в безвозмездное пользование муниципальному бюджетному учреждению "Благоустройство"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2023 г. N Ф01-3917/23 по делу N А11-8108/2022