г. Нижний Новгород |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А11-10811/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.04.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А11-10811/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма "БиоХимФарм" (ОГРН 1093328001810, ИНН 3328464312)
о признании не подлежащими исполнению постановлений Центральной акцизной таможни от 15.09.2022 N 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 100090002040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 100090002043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 100090002046/2022, 10009000-2047/2022 10009000-2048/2022, 100090002049/2022, 10009000-2050/2022
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Фирма "БиоХимФарм" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании не подлежащими исполнению постановлений Центральной акцизной таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 15.09.2022 N 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 10009000-2040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 10009000-2043/2022; 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 10009000-2046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 10009000-2050/2022 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 10.04.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023, удовлетворил требование Общества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Таможня обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае не применимы, поскольку ведение таможенной статистики является дополнительной функцией, не являющейся видом государственного контроля. Подробно доводы Таможни изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве возразило против доводов таможенного органа, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 19.09.2023.
Общество и Таможня ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.
Определением суда от 19.09.2023 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Шемякиной О.А. на судью Соколову Л.В. Рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.09.2023.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностным лицом таможенного органа при осуществлении контроля за своевременностью представления Обществом статистических форм учета перемещения товаров и достоверности содержащихся в них сведений, 15.07.2022 установлена несвоевременность представления форм учета за июнь 2022 года по поставкам с ED 20220317122859098, ED 20220715134654856, ED 20220715134833565, ED 20220715135045131, ED 20220715135526180, ED 20220715151309540, ED 20220715142522529, ED 20220715140914485, ED 20220715140705702, ED 20220715140316381, ED 20220715135923472, ED 20220715142722720, ED 20220715143005914, ED 20220715150831435.
Согласно статистическим формам Обществом в июне 2022 года осуществлен вывоз товара на территорию Республики Беларусь в адрес ООО "ТрейдСервисГрупп", на территорию Республики Казахстан в адрес ИП Медетбаева А.Б., ТОО "Амагел", ТОО "Асыл Кокше Зооветснаб", ПК "Ветпрепарат", на территорию Республики Армения в адрес ООО "Арндане". Общество должно было представить в Таможню статистические формы за июнь 2022 года по указанным поставкам товара не позднее 14.07.2022, однако, представило их 15.07.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Ранее Общество привлекалось Таможней к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ по делу об административном правонарушении N 10009000-000216/2022. Постановление Таможни о назначении административного наказания в виде предупреждения вступило в законную силу 15.03.2022.
По результатам контроля, Таможней составлены протоколы об административных правонарушениях от 05.09.2022 N 10009000-2037/2022, 100090002038/2022, 10009000-2039/2022, 10009000-2040/2022, 100090002041/2022, 10009000-2042/2022, 10009000-2043/2022, 100090002044/2022, 10009000-2045/2022, 10009000-2046/2022, 100090002047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 100090002050/2022 и вынесены постановления от 15.09.2022 N 10009000-2037/2022, 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 10009000-2040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 10009000-2043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/20220, 10009000-2046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022, 10009000-2050/2022 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей по каждому (в общем размере 700 000 рублей).
Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании постановлений Таможни от 15.09.2022 N 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 10009000-2040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 10009000-2043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 10009000-2046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 10009000-2049/2022 не подлежащими исполнению.
Руководствуясь статьями 65, 71, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891), Арбитражный суд Владимирской области установил наличие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, однако посчитал, что все нарушения выявлены в результате одного контрольного мероприятия, в связи с чем применил часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ и удовлетворил требование заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел обжалованные судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пунктов 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность закреплена в пункте 5 Правил N 891.
На основании пунктов 9, 10, 16 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил. Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается наличие в действиях Общества состава административных правонарушений, предусмотреного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Оспариваемые постановления приняты Таможней в пределах ее полномочий, а также в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делам об административных правонарушениях со стороны Таможни судами не установлено.
Федеральным законом от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Удовлетворяя требование Общества и признавая оспариваемые постановления Таможни не подлежащими исполнению, суды исходили из того, что все 14 событий административных правонарушений выявлены Таможней в рамках проведения одного контрольного мероприятия, что подтверждается вызовом на составление протоколов от 05.09.2022 и уведомлениями, в связи с чем применили часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В кассационной жалобе таможенный орган приводит довод о том, что положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае не применимы, поскольку ведение таможенной статистики является дополнительной функцией, не являющейся видом государственного контроля.
Данная позиция заявителя жалобы является неверной.
Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в отношении способа выявления правонарушения при рассмотрении дел об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.13 КоАП РФ следует толковать расширительно, включая в понятие государственного контроля (надзора), муниципального контроля любые мероприятия по выявлению нарушений действующего законодательства, в том числе непосредственное обнаружение административных правонарушений, а не только контрольные мероприятия, предусмотренные Федеральными законами от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральные законы N 294-ФЗ и N 248-ФЗ).
Процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания, поэтому в целях применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничиваясь только рамками действия Федеральных законов N 294-ФЗ и N 248-ФЗ.
В тоже время, сам по себе факт единовременного представления нескольких документов (сведений, отчётов), за несвоевременное представление каждого из которых лицо может быть привлечено к административной ответственности, проведение административным органом комплекса проверочных мероприятий в связи с непосредственным обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие двух и более событий административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, единовременное составление протоколов (протокола) о совершении административных правонарушений и (или) вынесение постановлений о привлечении к ответственности не может безусловно свидетельствовать о проведении единого контрольного мероприятия.
Применительно к части 5 статьи 4.4 КоАП РФ одним контрольным (надзорным) является мероприятие, по результатам которого составлен акт, в котором зафиксированы итоги его (мероприятия) проведения и выявленные нарушения со стороны привлекаемого к административной ответственности лица.
В рассматриваемом случае акт проверки Таможней не составлялся, каждое правонарушение оформлено самостоятельным протоколом; из содержания уведомления от 05.09.2022 N 23-16/21684, на которое ссылаются суды, а также определений от 05.09.2022, следует, что таможенным органом назначены дата и время рассмотрения каждого правонарушения отдельно. Сам по себе факт наличия в уведомлении информации о вызове привлекаемого лица на рассмотрение нескольких административных правонарушений, не свидетельствует об их выявлении в результате одного контрольного мероприятия.
С учетом изложенного, вывод судов о проведении Таможней в данном случае одного контрольного мероприятия не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Непредставление или представление в таможенный орган статформы с нарушением установленного срока, либо представление статформы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) по статье 19.7.13 КоАП РФ (пункт 16 Правил N 891).
Таким образом, по каждому непредставлению или представлению в таможенный орган статформы с нарушением установленного срока предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.7.3 КоАП РФ.
Обществом в информационном сервисе ФТС России в комплексном программном средстве "Статистическое декларирование" были зарегистрированы с нарушением установленного срока 14 статистических форм, что образует 14 самостоятельных составов административного правонарушения по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Следовательно, таможенным органом правомерно возбуждено и рассмотрено 14 дел об административных правонарушениях в рамках отдельных административных производств, с назначением административного наказания за каждое правонарушение.
С учетом изложенного, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и признания не подлежащими исполнению постановлений Таможни от 15.09.2022 N 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 100090002040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 100090002043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 100090002046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 100090002049/2022, 10009000-2050/2022.
Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Ввиду неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права окружной суд счел возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о признании не подлежащими исполнению постановлений Таможни от 15.09.2022 N 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 100090002040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 100090002043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 100090002046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 100090002049/2022, 10009000-2050/2022.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Центральной акцизной таможни удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.04.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А11-10811/2022 отменить, в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью Фирма "БиоХимФарм" о признании не подлежащими исполнению постановлений Центральной акцизной таможни от 15.09.2022 N 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 100090002040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 100090002043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 100090002046/2022, 10009000-2047/2022 10009000-2048/2022, 100090002049/2022, 10009000-2050/2022 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Непредставление или представление в таможенный орган статформы с нарушением установленного срока, либо представление статформы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) по статье 19.7.13 КоАП РФ (пункт 16 Правил N 891).
Таким образом, по каждому непредставлению или представлению в таможенный орган статформы с нарушением установленного срока предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.7.3 КоАП РФ.
Обществом в информационном сервисе ФТС России в комплексном программном средстве "Статистическое декларирование" были зарегистрированы с нарушением установленного срока 14 статистических форм, что образует 14 самостоятельных составов административного правонарушения по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Следовательно, таможенным органом правомерно возбуждено и рассмотрено 14 дел об административных правонарушениях в рамках отдельных административных производств, с назначением административного наказания за каждое правонарушение.
С учетом изложенного, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и признания не подлежащими исполнению постановлений Таможни от 15.09.2022 N 10009000-2038/2022, 10009000-2039/2022, 100090002040/2022, 10009000-2041/2022, 10009000-2042/2022, 100090002043/2022, 10009000-2044/2022, 10009000-2045/2022, 100090002046/2022, 10009000-2047/2022, 10009000-2048/2022, 100090002049/2022, 10009000-2050/2022."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 сентября 2023 г. N Ф01-5142/23 по делу N А11-10811/2022