г. Нижний Новгород |
|
18 декабря 2023 г. |
Дело N А28-13997/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного Территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.04.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А28-13997/2022
по заявлению Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" (ИНН: 4312005548, ОГРН: 1024300756193)
о признании недействительными акта и требования государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ИНН: 4347010468, ОГРН: 1034316527431),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство здравоохранения Кировской области (ИНН: 4347010475, ОГРН: 1034316505178),
и установил:
Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" (далее - КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ", Больница) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными акта плановой комплексной проверки государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) от 26.08.2022 и требования от 23.09.2022 N 7792/03 в части нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования по выдаче лекарственного препарата "Капецитабин" физическим лицам на руки для дальнейшего самостоятельного приема пациентом в сумме 188 541 рубля 31 копейки и штрафа в сумме 18 854 рублей 13 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Кировской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.04.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, выдача препаратов медицинского назначения пациентам "на руки" не является медицинским вмешательством и не входит в понятие лечения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", поэтому не может финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования. Применение же препарата в условиях стационара является медицинским вмешательством. Территориальной программой не предусмотрена выдача на руки лекарственных препаратов пациентам, получающим медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования. В данном случае медицинская организация выдала препараты пациентам не только на период оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, но и на период амбулаторного лечения, что не предусмотрено тарифом на оказание специализированной медицинской помощи и не подлежит оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, а финансируется за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Больница в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно приведенных в ней доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.12.2023 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Соколовой Л.В. на судью Бердникова О.Е.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел плановую комплексную проверку использования КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
В ходе проверки Фонд в числе прочих нарушений установил нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 188 541 рубля 31 копейки, израсходованных на выдачу лекарственного препарата "Капецитабин" пациентам на руки для дальнейшего самостоятельного приема в условиях амбулаторного лечения.
По результатам проверки Фонд составил акт от 26.08.2022 и направил в адрес Больницы требование от 23.09.2022 N 7792/03 о восстановлении в бюджете денежных средств в размере 188 541 рубля 31 копейки и уплате штрафа в сумме 18 854 рублей 13 копеек.
Не согласившись в указанной части с актом комплексной проверки и требованием Фонда, Больница обжаловала их в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 14, 20, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьями 10, 32, 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2020 N 733-П (далее - Территориальная программа), Арбитражный суд Кировской области удовлетворил заявленное требование и пришел к выводу о недоказанности факта нецелевого использования Больницей средств обязательного медицинского страхования в спорной сумме.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
На основании пункта 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) лечение - это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
Согласно части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
В части 1 статьи 80 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: 1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; 2) специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи; 3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; 4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Согласно части 2 статьи 80 Закона N 323-ФЗ при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Закона N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2020 N 733-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Территориальная программа).
В соответствии с пунктами 6.3 и 6.3.3 Территориальной программы за счет средств бюджета ТФОМС Кировской области в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения).
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае пациентам онкологического отделения назначался курс лечения препаратом "Капецитабин", который составляет 14 дней с перерывом на 7 дней, всего 21 день. Пациенты, находясь 7 дней на дневном стационаре, принимали данный лекарственный препарат по 7 таблеток в день.
Пациенты по их заявлениям были выписаны с дневного стационара и переведены на амбулаторное лечение. Лекарственные препараты выданы пациентам в момент их нахождения на лечении в дневном стационаре КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" с целью продолжения полного комплексного курсового лечения.
Пациенты были ознакомлены со схемой приема лекарственного препарата "Капецитабин" (7 таблеток в день в течение 14 дней, 7 дней перерыв) и находились под ежедневным контролем медицинского работника посредством телефонной и видеосвязи.
Судами также установлено, что медицинская помощь оказана в отношении заболевания, включенного в базовую программу обязательного медицинского страхования. Лекарственные препараты предназначались для лечения пациентов по назначенным (утвержденным) в установленном порядке врачом схемам лечения, обоснованность и правильность которых Фонд не оспаривает.
Довод Фонда о том, что обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, отклоняется, как противоречащий пункту 6.3.3 Территориальной программы, согласно которому оказание помощи онкологическим больным осуществляется за счет средств бюджета ТФОМС Кировской области.
Суды правомерно отметили, что само по себе отсутствие постоянного ежедневного наблюдения за пациентами в условиях дневного стационара, учитывая особенности онкологических заболеваний, не подтверждает факт прекращения оказания медицинской помощи в виде курса противоопухолевой лекарственной терапии.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии со стороны Больницы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и правомерно удовлетворили заявленные требования о признании недействительными акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 26.08.2022 и требования от 23.09.2022 в оспариваемой части.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.04.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А28-13997/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного Территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 80 Закона N 323-ФЗ при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Закона N 323-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 декабря 2023 г. N Ф01-8100/23 по делу N А28-13997/2022