г. Нижний Новгород |
|
18 декабря 2023 г. |
Дело N А43-4910/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Чиха А.Н.,
в присутствии представителей (до перерыва) от истца: Талбухиной Е.А. (по доверенности от 07.12.2022), от ответчика: Ляшенко А.А. (директор, приказ от 09.09.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Досчатое" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу N А43-4910/2022
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (ИНН: 5260148520, ОГРН: 1055238038316)
к обществу с ограниченной ответственностью "Досчатое" (ИНН: 5247052681, ОГРН: 1145247000425)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - Компания) обратилось в арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Досчатое" (далее - Общество) о взыскании 39 305 рублей 05 копеек задолженности по оплате электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, в январе 2019 года, 17 816 рублей 61 копейки неустойки, начисленной с 16.02.2019 по 14.02.2022 и далее за период по день фактической оплаты долга.
Решением от 28.06.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск частично: взыскал с Общества 33 582 рубля 34 копейки долга, 16 100 рублей 04 копейки неустойки, начисленной с 16.02.2019 по 31.03.2022 и далее за период с 02.10.2022 по день оплаты долга, 1987 рублей 33 копейки расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 309, 310, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Досчатое" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.06.2023 и постановление от 07.09.2023 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассатор полагает, что именно Компания является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых жителям многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества.
По мнению подателя жалобы, истцом неправильно определен объем электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, поскольку в него включен объем электроэнергии, фактически потребленной жителями, судами неверно применен пункт 61 Правил N 354, устанавливающий основания и порядок проведения перерасчета платы за потребленный коммунальный ресурс в связи с нарушениями собственниками жилых помещений срока передачи показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии.
ООО "Досчатое" указывает, что истцом неверно произведен расчет объема электроэнергии, потребленной по адресам: город Выкса, рабочий поселок Досчатое, микрорайон Приокский, дом 7, квартира 14; рабочий поселок Досчатое, микрорайон Приокский, дом 9, квартира 8; рабочий поселок Досчатое, микрорайон Приокский, дом 16, квартира 76; рабочий поселок Досчатое, микрорайон Приокский, дом 17, квартиры 41, 41/2, 76; рабочий поселок Досчатое, микрорайон Приокский, дом 18, квартиры 13, 88, поскольку по указанным адресам в периоды, предшествующие спорным периодам, решениями Арбитражного суда Нижегородской области установлены факты самовольного потребления электроэнергии.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород" просило оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 06.12.2023 в порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 13.12.2023.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа после перерыва не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2023 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между сторонами заключен договор энергоснабжения от 01.01.2017 N 1364999 (в редакции протоколов разногласий и протокола урегулирования разногласий) (далее - договор), по условиям которого гарантирующий поставщик (истец) обязуется осуществлять продажу электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также путем заключения договора обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, для целей содержания общего имущества многоквартирного дома, в точку поставки, а исполнитель (ответчик) обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (пункт 2.1 договора).
В силу пункта 5.3 договора оплата за расчетный период по договору должна быть произведена исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), в размере 100 процентов стоимости фактического объема поставленной по договору электроэнергии.
Договор вступает в силу со дня его подписания сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2017, и действует до 31.12.2017. Также стороны предусмотрели условие о ежегодной пролонгации договора на тех же условиях (пункт 7.1 договора).
Ответчик поставленную электрическую энергию оплатил не полностью, в результате чего у него образовалась задолженность перед истцом в размере 39 305 рублей 05 копеек, что послужило основанием для обращения Компании в суд с иском.
Исследовав материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлен и сторонами не оспорен факт поставки электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся под управлением Общества.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Общество является исполнителем коммунальных услуг, в обязанности которого входят расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, израсходованный на общедомовые нужды, и определили объем индивидуального потребления по спорным помещениям с учетом пункта 21 (1) Правил N 124.
Довод Общества о том, что оно не является исполнителем коммунальных услуг в спорных домах, судом округа отклонен, как основанный на неверном толковании норм права.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N354).
Следовательно, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
По общему правилу управляющая организация, как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а также дает право требовать от потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Таким образом, пока не доказано обратное, именно управляющая организация предполагается исполнителем коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При этом наличие договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие письменного договора.
Жилищным законодательством предусмотрена возможность ограничения обязательств управляющей организации по оплате объема и стоимости коммунального ресурса, подаваемого в многоквартирный жилой дом, в случаях, если ресурсоснабжающая организация признается исполнителем соответствующей коммунальной услуги.
При этом случаи, при которых ресурсоснабжающая организация признается исполнителем соответствующей коммунальной услуги определены:1) имеется решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, предусмотренное частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ); 2) заключен договор ресурсоснабжения, предусмотренный частью 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ; 3) общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о заключении с ресурсоснабжающей организацией прямых договоров ресурсоснабжения (часть 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), 4) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иные отношения ресурсоснабжающей организации с собственниками помещений, расположенных в многоквартирном доме, являются одной из форм расчетов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями в силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (до 03.04.2018) и пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (после 03.04.2018). В случае, если сложились такие отношения, квалифицируемые как исполнение обязательств управляющей организации третьими лицами (статья 313 Гражданского кодекса Российской Федерации), управляющая организация не освобождается от исполнения обязанности по оплате ресурсов, в том числе переданных для индивидуального потребления собственникам (пользователям) жилых помещений в многоквартирном доме.
В пункте 31 Правил N 354 перечислены обязанности исполнителя при управлении многоквартирным домом.
Управляющая организация не может осуществлять только часть функций управляющей организации, то есть не оказывать населению коммунальные услуги, в том числе по поставке электрической энергии.
При условии, если заключен договор на поставку электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме, исполнителем коммунальных услуг не обязательно является ресурсоснабжающая организация. Общество не лишено возможности заключить договор на поставку коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, на организацию, являющуюся исполнителем коммунальных услуг, возлагается обязанность по оплате ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов, поставленных в жилые помещения в многоквартирном доме. Отсутствие у исполнителя письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не изменяет статуса управляющей организации по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2018 N 303-КГ18-16489) и не освобождает его от оплаты таких услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома.
Ресурсоснабжающей организации принадлежит право на взыскание их стоимости с исполнителя коммунальных услуг (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016 N 3 (2016), определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138).
Неисполнение конечными потребителями (в том числе с использованием услуг платежного агента) своих обязательств перед управляющей организацией не освобождает последнюю от обязательств, возложенных на нее законом и договором по оплате потребленных энергоресурсов ресурсоснабжающей организации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2014 N 301-ЭС14-2280).
Действующим законодательством предусмотрено и подтверждено сложившейся судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации, что при выборе способа управления многоквартирным домом и наличии соответствующего выбранному способу управления исполнителя коммунальных услуг последний является должником за потребленные коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающей организацией вне зависимости от того осуществлен ли им фактически сбор денежных средств с собственников помещений жилого дома как с потребителей коммунальных ресурсов (определение Верховного Суда Российской Федерации от N 303-ЭС15-7918, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 N 304-ЭС15-18888).
При таких обстоятельствах обязанность по исполнению обязательства по оплате ресурсов в полном объеме сохраняется за управляющей организацией, перед которой потребители исполняют обязательство по оплате коммунальных услуг.
Согласно положениям части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как исполнение потребителями, как третьими лицами, обязательств управляющей организации по внесению ресурсоснабжающей организации платы за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не изменяется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей погасить задолженность по оплате коммунальных услуг.
Между тем в материалы дела не представлены доказательства заключения собственниками помещений в спорных домах "прямых" договоров с ресурсоснабжающими организациями. Доводы Общества о наличии таких договоров основано на предположениях в отсутствие документального обоснования, поэтому не принимается во внимание судом округа.
Таким образом, вопреки доводу ответчика, именно он является исполнителем коммунальных услуг в спорных домах.
В статьях 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и другое) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из указанных норм следует, что обязанность по оплате электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды в пределах и сверх норматива потребления электроэнергии, лежит на управляющей компании, отвечающей за качество услуг по содержанию общедомовых инженерных систем.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), изложен в пункте 21 (1) Правил N 124.
На основании подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний данного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Исключением является плата за электроэнергию, поставляемую на общедомовые нужды, которая в спорный период (при наличии управляющей организации, являющейся по общему правилу исполнителем соответствующей коммунальной услуги) не могла производиться собственниками помещений многоквартирных жилых домов напрямую ресурсоснабжающей организации (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 18 Правил (абзац второй) N 354, определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 8- КГПР15-2).
Таким образом, лицо, осуществляющее функции по управлению многоквартирными домами, во взаимоотношениях с ресурсоснабжающей организацией является исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса обязано приобретать у гарантирующего поставщика электрическую энергию для целей содержания общего имущества многоквартирных домов. Коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, остается управляющая организация.
Ссылка кассатора на неверно произведенный истцом расчет объема электроэнергии, потребленной по ряду адресов самовольно в период действия в отношении потребителей ограничительных мер, правомерно отклонена судами, поскольку в основу расчета гарантирующим поставщиком положены сведения, зафиксированные индивидуальными приборами учета указанных потребителей.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд учел, что поскольку ответчик в суде первой инстанции заявил возражения относительно невозможности использования при осуществлении расчетов по ряду квартир показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии, имеющих просроченный период поверки и необоснованного непринятия истцом к расчету показаний индивидуальных приборов учета энергоресурса потребителей, которые потребляли электроэнергию в период, когда в отношении них был введен режим ограничения потребления электрической энергии, а также о незаконном проведении истцом перерасчета объема потребления электроэнергии гражданами в связи с нарушением ими срока передачи показаний индивидуальных приборов, истцом был выполнен альтернативный расчет с учетом указанных доводов ответчика. Альтернативный расчет также основан на доводе Общества о необходимости учета объема отрицательной разницы между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальными приборами учета собственников помещений в многоквартирном доме.
Довод ответчика о незаконности осуществления истцом перерасчета объема потребления электроэнергии гражданам в связи с нарушением ими срока передачи показаний индивидуальных приборов учета судом округа отклонен.
В подпункте "к (1)" пункта 33 Правил N 354 установлено право потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в установленные сроки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период, не менее шести месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354, плата за коммунальную услугу определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил N 354).
Обязанность исполнителя коммунальных услуг производить потребителям перерасчет размера платы за коммунальную услугу в случае установления в ходе проводимой проверки недостоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета при условии соответствия такого прибора учета расчетному предусмотрена в пункте 61 Правил N 354.
Из приведенных норм следует, что передача потребителями показаний индивидуальных приборов учета с нарушением установленного срока влияет на корректность расчета объема энергоресурса, поставленного на содержание общедомового имущества. Исключить в расчетном периоде влияние субъективного фактора (добросовестного или недобросовестного поведения потребителей при передаче показаний) при проведении начислений за энергоресурс невозможно, а длящийся характер отношений ресурсоснабжающей и управляющей организаций позволяет учесть использованные некорректные данные индивидуального потребления в последующем периоде.
В пункте 61 Правил N 354 установлено, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем проведена проверка.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана надлежащая оценка расчету, произведенному истцом с учетом всех доводов ответчика.
Приведенные ответчиком доводы не свидетельствуют об ошибочном толковании судебными инстанциями возражений ответчика либо о неверном применении ими норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, а лишь свидетельствуют о несогласии кассатора с оценкой, сделанной судебными инстанциями.
Доводы заявителя направлены на иную оценку представленных в материалы дела доказательств и установленных на основании их оценки обстоятельств, что не входит в круг полномочий суда округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку полномочия по оценке доказательств имеются только у судов первой и апелляционной инстанций.
Выводы судов сделаны на основании полного, всестороннего исследования и совокупной оценки приведенных доводов и доказательств, исходя из конкретных обстоятельств дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, основаны на верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суды не допустили.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу N А43-4910/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Досчатое" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 61 Правил N 354 установлено, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 декабря 2023 г. N Ф01-7498/23 по делу N А43-4910/2022