Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ

Приложение

 

Основные положения
ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. N 121)

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 1997 г.

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Основные положения устанавливаются Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и определяют методологические, организационные и правовые вопросы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.

2. Понятия, использованные в настоящих Основных положениях, означают следующее:

ценообразование - формирование органами исполнительной власти и коммерческими организациями тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги);

рыночная цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на эту цену;

регулируемая цена - цена товара (тариф), складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины;

тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность);

размер платы за услуги - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за услуги, предоставляемые на оптовом и потребительском рынках;

регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства, передачи и распределения электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности), подлежащая государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";

период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги);

энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая в обслуживаемом регионе продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности);

избыточная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой превышает объем потребления в обслуживаемом регионе;

дефицитная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой не обеспечивает объем потребления в обслуживаемом регионе;

регион - территория, на которой обязанности и права по поставкам (продаже) потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) закреплены за соответствующей энергоснабжающей организацией;

производитель энергии - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство и продажу электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или потребительский рынок для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи потребителям;

потребитель - физическое или юридическое лицо, пользующееся электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью);

оптовый рынок - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности);

субъекты оптового рынка - юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на оптовом рынке;

потребительский рынок - сфера купли-продажи энергоснабжающими организациями и потребителями электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).

3. На территории Российской Федерации поставки электрической и тепловой энергии потребителям и оказание услуг на оптовом и потребительском рынках осуществляются по тарифам (размерам платы за услуги), утверждаемым в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и настоящими Основными положениями.

4. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию производится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации и региональными энергетическими комиссиями (далее именуются соответственно - Комиссия и региональные комиссии).

5. Государственному регулированию подлежат:

тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими организациями;

тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на оптовый рынок всеми его субъектами (включая избыточные энергоснабжающие организации);

тарифы на электрическую энергию, отпускаемую с оптового рынка дефицитным энергоснабжающим организациям и другим его субъектам;

размер абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и размер платы за иные услуги, предоставляемые на оптовом рынке;

норматив формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасности функционирования атомных электростанций и их развития;

размер платы за услуги по передаче электрической энергии, электрической мощности по сетям (в случае заключения договоров на услуги по передаче электрической энергии) и иные услуги, оказываемые на потребительском рынке.

6. Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) производится по представлению производителями энергии, энергоснабжающими организациями, организациями, оказывающими услуги на оптовом и потребительском рынках, расчетов и обоснований, а также по инициативе регулирующего органа.

7. Комиссия и региональные комиссии ведут реестр энергоснабжающих организаций по субъектам Российской Федерации и контролируют соблюдение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и настоящих Основных положений при заключении и исполнении договоров на поставку электрической энергии (мощности) на оптовый и с оптового рынка, а также на энергоснабжение потребителей в части определения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии со своей компетенцией.

ГАРАНТ:

Постановлением ФЭК РФ от 20 марта 1998 г. N 13/3 утверждено Положение "О Реестре энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование"

 

8. При рассмотрении предложений по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию Комиссия и региональные комиссии обеспечивают открытость для потребителей и производителей электрической и тепловой энергии процесса установления тарифов на электрическую и тепловую энергию.

9. Процедура рассмотрения, утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также размера платы за услуги устанавливается в соответствии с порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

10. Комиссия и региональные комиссии в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за экономическую обоснованность устанавливаемых ими тарифов на электрическую и тепловую энергию (размеров платы за услуги), за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

11. Комиссия утверждает обязательные для исполнения всеми региональными комиссиями и коммерческими организациями указания, инструкции, правила и другие документы по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:

методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию и платы за услуги, оказываемые на оптовом и потребительском рынках;

единую систему классификации и учета затрат регулируемых коммерческих организаций;

систему отчетности, представляемой в Комиссию и региональные комиссии;

нормы и нормативы, используемые при экономическом обосновании планируемых (расчетных) величин себестоимости и прибыли, принимаемых для расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию;

12. Основой расчетов по обоснованию и регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию и определения размера платы за услуги является баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утверждаемый в установленном порядке.

13. Утвержденный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка (далее именуется - баланс электрической энергии и мощности) является обязательным документом при установлении Комиссией и региональными комиссиями тарифов на электрическую и тепловую энергию и размера платы за услуги, а также при заключении субъектами оптового рынка договоров купли-продажи.

14. Тарифы на электрическую энергию (мощность) дифференцируются по категориям (группам) потребителей исходя из:

соответствия тарифов, устанавливаемых для различных категорий (групп) потребителей, реальным затратам энергоснабжающих организаций по производству, передаче и распределению электрической энергии для конкретной категории (группы) потребителей;

равноприбыльности энергоснабжения различных категорий (групп) потребителей;

уровня напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети энергоснабжающей организации, а также режима использования потребителями заявленной максимальной электрической мощности (значения плотности индивидуальных графиков нагрузки потребителей);

средних затрат на транспортировку потребителям электрической энергии (мощности), уровня надежности энергоснабжения, суточного графика электрической нагрузки.

 

II. Ценообразование на потребительском рынке

 

15. Для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию энергоснабжающая организация, производитель энергии или организация, оказывающая услуги на потребительском рынке, представляет региональной комиссии предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:

экономическое обоснование общей потребности на период регулирования в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности;

определение видов и объемов продукции в натуральном выражении, поставляемых на потребительский рынок, или услуг, оказываемых на потребительском рынке;

распределение общей потребности в финансовых средствах между видами продукции по видам регулируемой деятельности;

расчет среднего тарифа на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) по энергоснабжающей организации и тарифов (размеров платы за услуги) по категориям (группам) потребителей.

По результатам рассмотрения представленных материалов региональная комиссия утверждает тарифы на электрическую энергию, электрическую мощность, тепловую энергию и тепловую мощность по категориям (группам) потребителей региона, обслуживаемого данной организацией, а также размер платы за услуги, оказываемые на потребительском рынке. Состав услуг определяется исходя из конкретных условий энергоснабжения потребителей.

16. Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах энергоснабжающих и других организаций по видам регулируемой деятельности производится ими исходя из норм расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд, прогнозируемых цен и тарифов в порядке согласно приложению к настоящим Основным положениям.

17. Виды и объемы продукции в натуральном выражении, поставляемой энергоснабжающими и другими организациями, определяются на основании утвержденных в установленном порядке балансов электрической энергии и мощности и балансов тепловой энергии и мощности.

18. Распределение общей потребности коммерческих организаций в финансовых средствах производится между всеми видами продукции (услуг).

Общая потребность в финансовых средствах распределяется между электрической энергией, электрической мощностью, тепловой энергией, тепловой мощностью и услугами пропорционально себестоимости, которая устанавливается в соответствии с калькуляцией себестоимости продукции (услуг).

19. Расчет тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) осуществляется на основании утверждаемых Комиссией в соответствии с настоящими Основными положениями методических указаний, определяющих формы и состав представляемой исходной информации, а также порядок проведения расчетов.

20. При расчетах тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями другим энергоснабжающим организациям, приобретающим электрическую и тепловую энергию для перепродажи, последние рассматриваются в качестве потребителей.

 

III. Ценообразование на оптовом рынке

 

21. При установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом рынке, Комиссия и субъекты оптового рынка руководствуются Основными принципами функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)".

22. Для установления тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую на оптовый рынок, гидравлические, тепловые, атомные электростанции, избыточные энергоснабжающие организации и другие организации представляют Комиссии предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:

экономическое обоснование общей потребности на период регулирования в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности;

определение видов и объемов продукции в натуральном выражении, поставляемых на оптовый рынок, или услуг, оказываемых на оптовом рынке;

распределение общей потребности в финансовых средствах между видами продукции;

расчет среднего тарифа и тарифа на каждый вид продукции.

Комиссия утверждает следующие тарифы:

для гидравлических электростанций - на установленную или рабочую электрическую мощность и на электрическую энергию;

для тепловых, атомных электростанций, избыточных энергоснабжающих организаций и других поставщиков электрической энергии (мощности) на оптовый рынок - на установленную или рабочую электрическую мощность, на тепловую энергию (мощность) (в качестве рекомендаций для рассмотрения и последующего утверждения региональными комиссиями) и расчетный тариф на электрическую энергию.

Для взаиморасчетов за фактически поставленную на оптовый рынок тепловыми и атомными электростанциями электрическую энергию тариф на электрическую энергию определяется по результатам работы электростанции в отчетном периоде исходя из норм удельного расхода топлива на производство электрической энергии за отчетный период, фактических режимов работы оборудования тепловой (атомной) электростанции и фактической цены топлива с учетом оптимизации.

Экономическое обоснование общей потребности поставщиков оптового рынка в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности производится ими исходя из действующих норм расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд, прогнозируемых цен и тарифов в порядке согласно приложению к настоящим Основным положениям.

Виды и объемы продукции в натуральном выражении, поставляемой на оптовый рынок, определяются на основании утвержденного Комиссией баланса электрической энергии и мощности.

Распределение общей потребности поставщиков оптового рынка в финансовых средствах производится между электрической энергией, электрической мощностью, тепловой энергией и тепловой мощностью в соответствии с калькуляцией себестоимости продукции, определяемой в установленном порядке.

Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию и электрическую мощность, поставляемых на оптовый рынок (с указанием форм и состава представляемой исходной информации, а также порядка проведения расчетов), утверждаются Комиссией в соответствии с настоящими Основными положениями.

23. При установлении тарифов на электрическую энергию и электрическую мощность, поставляемые с оптового рынка, Комиссия:

рассчитывает общие затраты на поставку электрической энергии (мощности) на оптовый рынок исходя из утвержденных Комиссией тарифов и объемов поставок электрической энергии (мощности) электростанциями и другими поставщиками;

определяет объем продукции в натуральном выражении, поставляемой с оптового рынка, и услуг, оказываемых на оптовом рынке, на основании утвержденного Комиссией баланса электрической энергии и мощности;

распределяет общую потребность в финансовых средствах пропорционально затратам на поставку электрической энергии и мощности на оптовый рынок.

24. Расчет и утверждение размера абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и размера платы за другие услуги, оказываемые на оптовом рынке, а также норматива формирования средств для обеспечения безопасного функционирования атомных электростанций и их развития осуществляется в соответствии с нормативными документами, утвержденными Комиссией.

Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах Российского акционерного общества "ЕЭС России" и государственного предприятия - концерна "Росэнергоатом" по видам регулируемой деятельности производится ими исходя из действующих норм и нормативов расходования материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производственных и социальных нужд и прогнозируемых цен и тарифов в порядке согласно приложению к настоящим Основным положениям.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1498 настоящие Основные положения дополнены разделом IV

Изменения вводятся в действие с 1 января 1998 г.

 

IV. Особенности ценообразования для отдельных групп потребителей

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1498 пункт 25 настоящих Основных положений введен в действие с 1 января 1998 г. на территориях субъектов Российской Федерации, где доля электропотребления железнодорожным транспортом (электрическая тяга) в структуре общего потребления составляет менее 20 процентов.

Пункт 25 применяется в случае, если доля оплаты в денежной форме в структуре платежа за электрическую энергию, потребляемую железнодорожным транспортом (электрическая тяга), составляет не менее 35 процентов в 1999 году

 

25. Исходя из специфики графика электрических нагрузок железнодорожного транспорта (электрическая тяга), тарифы на потребляемую им электрическую энергию устанавливаются региональными комиссиями как сумма следующих составляющих:

стоимость производства одного киловатт-часа на электростанциях энергоснабжающей организации, но не выше стоимости одного киловатт-часа на оптовом рынке, установленной Комиссией для соответствующей энергоснабжающей организации;

размер платы за услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям энергоснабжающей организации, оказываемые на потребительском рынке железнодорожному транспорту (электрическая тяга) исходя из питающих напряжений, который подлежит согласованию с Комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях;

размер абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России.