Нижний Новгород |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А29-2000/2024 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Белозеровой Ю.Б., Прытковой В.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмелевой Е.А.,
в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "УК Город" (ИНН: 1103044883, ОГРН: 1171101006922) в лице конкурсного управляющего Русских Ивана Аркадьевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2022 по делу N А29-2873/2022,
заинтересованные лица - Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103044587, ОГРН: 1091103000988), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214), Управление Федерального казначейства по Республике Коми (ИНН: 1101481447, ОГРН: 1021100514390),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК Город" в лице конкурсного управляющего Русских Ивана Аркадьевича (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении 70 000 рублей компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2022 по делу N А29-2873/2022.
Доводы заявителя основаны на положениях Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениях, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление о компенсации).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Финансовое управление), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет), Управление Федерального казначейства по Республике Коми (далее - УФК по Республике Коми).
Определением от 28.02.2024 заявление о присуждении компенсации принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. Определением от 02.04.2024 Арбитражный суд Волго-Вятского округа завершил подготовку и назначил дело к судебному разбирательству на 16.05.2024.
Определением от 16.05.2024 в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Елисеевой Е.В. на судью Белозерову Ю.Б. Судебное разбирательство по заявлению начато с самого начала.
Финансовое управление в отзыве просило отказать в удовлетворении заявления в полном объеме и принять во внимание, что средства, выделяемые из республиканского бюджета, имеют целевой характер, предназначены для оплаты расходов по задолженности за содержание незаселенного жилого фонда в части основного долга. В этой связи исполнительный лист по делу N А29-2873/2022 на взыскание неустойки, поступивший в Комитет, им не исполнен. Кроме того, бюджет муниципального образования является дефицитным и дотационным более десяти лет. В соответствии с приказом Министерства финансов по Республике Коми от 11.10.2021 N 220 "Об утверждении перечня муниципальных образований в Республике Коми на 2022 год, распределенных в соответствии с положениями пункта 5 статьи 136 БК РФ" этот бюджет относится к третьей группе, в связи с чем власти региона обязаны соблюдать ограничения, установленные бюджетным законодательством, в том числе, в части принятия новых расходных обязательств. Статьей 20 Решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 23.12.2021 N 224 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2022 года и на плановый период 2023 и 2024 годов" определен перечень первоочередных расходов, к которым не отнесены расходы на погашение задолженности за содержание незаселенного муниципального жилого и нежилого фонда. Задолженность может быть погашена после обеспечения первоочередных выплат в случае поступления дополнительных доходов, превышающих доходы, утвержденные решением о бюджете.
Финансовое управление указало на осуществление всех возможных мер для своевременного исполнения судебных актов, в том числе, в виде многочисленных обращений в адрес руководства Республики Коми и Совета муниципального образования городского округа "Воркута". Указанные обстоятельства подтверждены решениями Арбитражного суда Республики Коми от 21.09.2021 по делу N А29-3559/2021, от 31.05.2022 N А29-4885/2021. В случае признания судом наличия оснований для присуждения компенсации, Финансовое управление считает, что ее размер не должен превышать 1000 рублей.
Комитет в отзыве на заявление поддержал позицию Финансового управления, указав, что предпринял все зависящие от него действия, направленные на исполнение судебного акта, в рамках статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Комитет отметил, что первоочередная оплата исполнительного документа, с учетом имеющейся многомиллионной просроченной задолженности, противоречит принципам бюджетного законодательства и поставит Общество в преимущественное положение перед другими кредиторами муниципального образования и приведет к нарушению прав неограниченного круга лиц. Комитет также просил снизить размер компенсации до 1000 рублей.
УФК по Республике Коми в отзыве пояснило, что исполнительный лист поступил на исполнение 26.05.2022, который до настоящего времени не исполнен, лицевые счета заявителя заблокированы. При отсутствии (недостаточности) бюджетных ассигнований на соответствующие цели Финансовое управление должно было своевременно уведомить об этом главу муниципального образования, который обязан обеспечить исполнение судебного акта в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, УФК по Республике Коми просило учесть определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 304-КГ17-21141.
Комитет и Финансовое управление ходатайствовали о рассмотрении заявления о присуждении компенсации в отсутствие представителей. Общество и УФК по Республике Коми, извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание окружного суда представителей не направили.
На основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, Арбитражный суд Волго-Вятского округа установил следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.07.2021 по делу N А29-15706/2020 Общество признано банкротом, в отношении его имущества введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Русских Иван Аркадьевич.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 06.04.2022 по делу N А29-2873/2022 удовлетворил требования Общества и взыскал с Комитета 225 795 рублей 75 копеек, в том числе 218 426 рублей 75 копеек неустойки, начисленной за период с 02.01.2021 по 31.12.2021 за нарушение сроков оплаты оказанных коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению незаселенного муниципального жилья, 7369 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Указанное решение суда первой инстанции в соответствии со статьями 176 (часть 2) и 180 (часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступило в законную силу 07.05.2022.
Общество 11.05.2022 подало в электронном виде посредством системы электронной подачи документов "Мой арбитр" в суд первой инстанции заявление о выдаче исполнительного листа. Арбитражный суд Республики Коми 17.05.2022 выдал Обществу исполнительный лист ФС N 039970749.
Исполнительный лист поступил в УФК по Республике Коми на исполнение 26.05.2022.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа УФК по Республике Коми 29.08.2022 приостановило осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
До настоящего времени решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2022 по делу N А29-2873/2022 не исполнено.
Длительное неисполнение судебного акта послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении за нарушение права на исполнение в разумный срок решения суда компенсации в сумме 70 000 рублей.
Рассмотрев доводы заявителя, заинтересованных лиц, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
В части 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления о компенсации разъяснил, что для исполнения судебных актов по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа и иных документов, предусмотренных законом.
Суд округа установил, что срок для исполнения судебного акта в рассматриваемом случае начал исчисляться с 26.05.2022 и истек 26.08.2022.
Согласно части 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 40 Постановления о компенсации при рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок арбитражный суд устанавливает факт нарушения данного права исходя из доводов, изложенных в заявлении, но не ограничиваясь ими, а также из достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта и общей продолжительности неисполнения судебного акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например, путем непредставления им реквизитов банковского счета.
В силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Исследовав материалы дела во взаимосвязи и в совокупности, суд округа пришел к выводу о том, что исполнительный лист ФС N 039970749, выданный Обществу Арбитражным судом Республики Коми, надлежащим образом представлен в УФК по Республике Коми (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 55 Постановления о компенсации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения (пункт 56.1 Постановления о компенсации).
На основании установленных по делу обстоятельств суд округа пришел к выводу о том, что общая продолжительность неисполнения решения Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2022, вынесенного по делу N А29-2873/2022, со дня поступления в УФК по Республике Коми исполнительного листа (26.05.2022) на дату рассмотрения дела (16.05.2024) составляет 722 дня.
Такой срок исполнения судебного акта окружной суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
Ссылка заинтересованных лиц на отсутствие лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа судом округа во внимание не принимается, поскольку в силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации и пункта 1 Постановления о компенсации, присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Органы власти не могут ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неуплаты неустойки, установленной решением суда. Этот же принцип применим к сложностям, которые могут возникнуть в межбюджетных отношениях между получателями средств федерального бюджета, а также иным затруднениям, связанным, в том числе, с бюджетными проверками и согласованиями. Очевидно, что та или иная задержка исполнения судебного решения при определенных обстоятельствах может быть оправдана, но задержка не может быть такой, чтобы нарушала саму суть права на исполнение судебного акта в разумный срок. Финансовые трудности, испытываемые государством, не должны были препятствовать заявителю получить причитающиеся ему денежные суммы, присужденные в результате судебного разбирательства. Не приняв в течение значительного периода времени необходимых мер для исполнения вступившего в законную силу судебного решения, власти лишают заявителя права на судебное разбирательство и препятствуют получению денежных средств, на которые заявитель был вправе рассчитывать.
С учетом изложенного Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел установленным факт нарушения права Общества на исполнение судебного акта в разумный срок, поэтому признал требование о присуждении компенсации правомерным.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 40 Постановления о компенсации, установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (часть 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 2 Закона о компенсации определено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации (пункт 60 Постановления о компенсации).
Суд округа полагает, что при определении размера компенсации следует учитывать специфику географического расположения муниципального образования, экономическую ситуацию, обусловленную закрытием градообразующих предприятий и сокращением их производственных программ (регион внесен в перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением), предпринимаемые Финансовым управлением и администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" активные меры в целях получения дополнительного финансирования на содержание высвобождаемого и пустующего жилищного фонда в регионе (обращения в Правительство Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, главе Республики Коми, Правительство Российской Федерации), а также меры по реализации муниципалитетом программ по оздоровлению муниципальных финансов (оптимизации расходов) и переселению граждан из малозаселенных домов, внесение предложений по изменению налогового законодательства в отношении ресурсоснабжающих организаций.
Согласно разъяснениям, изложенным пункте 1 Постановления о компенсации, компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.
С учетом изложенного, принимая во внимание срок неисполнения судебного акта, довод заявителя о тяжелом материальном положении предприятия, возражения Финансового управления относительно ограниченных возможностей бюджета муниципального образования (городской бюджет сбалансирован по минимуму расходов по защищенным статьям на социально значимые цели), многолетней проблемы муниципального образования по содержанию пустующего жилищного фонда, значимость последствий просрочки исполнения судебного акта для взыскателя и обстоятельства производства по исполнению решения суда, Арбитражный суд Волго-Вятского округа считает возможным на основании принципов разумности и справедливости определить размер компенсации в сумме 23 500 рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления о присуждении компенсации в сумме 6000 рублей (подпункт 14 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации) относятся на Финансовое управление.
Руководствуясь статьями 167, 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "УК Город" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2022 по делу N А29-2873/2022 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103044587, ОГРН: 1091103000988) за счет средств бюджета муниципального образования городской округ "Воркута" в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК Город" (ИНН: 1103044883, ОГРН: 1171101006922) 23 500 рублей компенсации и 6000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Выплату произвести на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "УК Город" N 40702810028000002697 в Коми отделение N 8617 ПАО "Сбербанк России" город Сыктывкар, БИК 048702640.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
Исполнительный лист выдать и направить с копией настоящего решения в Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Ю.Б. Белозерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации (пункт 60 Постановления о компенсации).
...
Согласно разъяснениям, изложенным пункте 1 Постановления о компенсации, компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.
...
заявление общества с ограниченной ответственностью "УК Город" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 06.04.2022 по делу N А29-2873/2022 удовлетворить частично."
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2024 г. N Ф01-1134/24 по делу N А29-2000/2024
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2024 Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1134/2024