Нижний Новгород |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А43-6274/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Когута Д.В., Соколовой Л.В.
при участии представителей
от истца: Евстифеевой Н.А. (доверенность от 29.12.2023),
от ответчика: Макаровой Е.А. (доверенность от 14.05.2024)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.10.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024
по делу N А43-6274/2023
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Нижегородской области
(ИНН: 5258012881, ОГРН: 1025203030500)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода"
(ИНН: 5256033861, ОГРН: 1035204878015)
о взыскании 831 468 рублей
и установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Отделение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение, Больница, ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25") о взыскании 831 468 рублей излишне выплаченных денежных средств.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.10.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Больница не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что им представлены достоверные сведения о категориях работников, необходимые для правильного осуществления расчета специальной социальной выплаты. Заявитель поясняет, что Больница была перепрофилирована для оказания медицинской помощи детскому населению больных ОРВИ, гриппом, пневмонией до 7 дня болезни включительно в состоянии средней степени тяжести; госпитализация и лечение пациентов проводились до получения результатов лабораторных исследований биологического материала на наличие новой коронавирусной инфекции COVID -19; принятие пациентов на лечение осуществлялось по симптоматике.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел камеральную проверку по вопросу полноты и достоверности сведений, представленных Учреждением для осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, по результатам которой составил акт от 07.09.2022 N 3/25.
В ходе проверки установлено, что Учреждение представило недостоверные сведения о категориях работников, необходимые для правильного расчета специальной социальной выплаты, что повлекло излишние расходы Фонда в размере 831 468 рублей.
В частности, Фонд пришел к выводу о том, что Учреждение в проверяемом периоде не оказывало специализированную медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях, поэтому медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, специальные социальные выплаты предусмотрены в размере 2430 рублей за одну нормативную смену (врачи, код категории 015) и 1215 рублей за одну нормативную смену (средний медицинский персонал, код категории 035).
Между тем в представленных в Фонд реестрах Учреждение указало в отношении названных работников коды 012 (врачи, сумма выплаты - 3880 рублей за одну нормативную смену) и 032 (медицинский персонал, сумма выплаты - 2430 рублей за одну нормативную смену), соответствующие категориям работников, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (участвующих в оказании медицинской помощи в стационарных условиях) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Рассмотрев возражения Больницы, Фонд составил протокол от 12.10.2022 N 3/25, которым акт камеральной проверки от 07.09.2022 N 3/25 оставлен в силе.
Направленная Учреждению претензия от 05.12.2022 N 07-14/01-10524 с предложением уплатить излишне понесенные расходы в сумме 831 468 рублей осталась без исполнения, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленные диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск. Суд пришел к выводу о том, что ответчик представил в Фонд недостоверные сведения, влияющие на право получения работниками специальной социальной выплаты, что повлекло излишние расходы Фонда на осуществление специальной социальной выплаты.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пункте 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Правила N 1762).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, право на получение специальной социальной выплаты имеют следующие категории работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
- врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430, 1215 и 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880, 2430 и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430, 1215 и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880, 2430 и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
- водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
- члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430, 1215, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 323-ФЗ диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Лечение - это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 части 1 статьи 2 Закона N 323-ФЗ)
В силу пункта 4 Правил N 1762 для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
В пункте 10 Правил N 1762 установлено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 Правил N 1762).
Согласно пункту 11 Правил N 1762 контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 894н утверждены Разъяснения по применению Постановления N 1762, в пункте 4 которых разъяснено, что специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 осуществляются, в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в стационарных условиях. Специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей,
Согласно пункту 3.7 постановления главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов, определяющих антиген возбудителя, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 09.10.2020 N 315-911/2оП/од главному врачу ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" поручено перепрофилировать педиатрический стационар Учреждения в стационар для лечения детей с ОРВИ, гриппом, пневмониями (не COVID-19) с 11.10.2020 до особого распоряжения, обеспечить с 11.10.2020 госпитализацию детей, больных ОРВИ, гриппом и пневмонией (не COVID-19).
При этом полностью перепрофилированным медицинским учреждением в целях оказания медицинской помощи детскому населению города Нижнего Новгорода по диагностике и лечению, то есть оказанию специализированной помощи, с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции, или подозрением на нее, при наличии медицинский показаний для стационарного лечения являлось иное медицинское учреждение - ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 23 г. Нижнего Новгорода" (приказ от 09.10.2020 N 315-911/2оП/од).
Суды исследовали представленные Учреждением медицинские документы и установили, что они не подтверждают его доводы об оказании медицинскими работниками Больницы медицинской помощи пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в условиях специализированного стационара.
Так, судами установлено следующее:
- после подтверждения диагноза COVID-19 пациенты либо переводились в специализированный (перепрофилированный) стационар ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 23" либо при отказе от госпитализации в специализированный стационар выписывались домой для прохождения амбулаторного лечения на дому при сопровождении участковых врачей по месту жительства;
- пациенты лечились от ОРВИ, бронхита, пневмонии и других заболеваний, а не от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), согласно диагнозу при поступлении и диагнозу клиническому (медицинские карты N 839, 842, 896, 1030, 1101, 1157, 1245, 1115, 2, 17, 22, 49, 50, 83, 260, 1444). Указанный диагноз также подтверждался направившим медицинским учреждением при поступлении пациента, в некоторых случаях, пациенты заражались новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в медицинском учреждении ответчика (медицинские карты N 773, N 17);
- пациенты находились в Учреждении в среднем 1, 2 койко-дня при среднем сроке лечения 10 - 20 койко-дней (приказы Минздрава России от 09.11.2012 N 798н, от 24.12.2012 N 1450н, от 29.12.2012 N 1658н);
- выписка пациентов (перевод в специализированный стационар другого медицинского учреждения или после отказа от рекомендаций выписка на амбулаторное лечение) осуществлялась в день поступления результата лабораторного подтвержденного ПЦР-теста на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), а в некоторых случаях за 1 день до поступления результатов (медицинские карты N 1115, N 17, N 773, в остальных дата готовности результатов нечитаема), то есть заключительный клинический диагноз устанавливался без лабораторных исследований на ковид;
- перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных пациентам, подтверждает начало лечения от ОРВИ, бронхита, пневмонии и других заболеваний, не от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом прямого указания в стандартах медицинской помощи, указанных в приказах Минздрава России от 09.11.2012 N 798н, от 24.12.2012 N 1450н, от 29.12.2012 N 1658н;
- медицинские документы не подтверждают контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) при оказании медицинской помощи (по диагностике и лечению) в специализированном стационаре (например, заведующая отделением Карпова Е.В. составляла выписной эпикриз о состоянии больного при поступлении и выбытии без очного освидетельствования пациента).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о представлении Учреждением недостоверных сведений (в частности, кода категории работников), влияющих на размер полученной работниками специальной социальной выплаты, что повлекло возникновение у Фонда излишних расходов на специальную социальную выплату, подлежащих возмещению Учреждением.
Расчет заявленной суммы расходов судами проверен и признан верным.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Фонда.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.10.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по делу N А43-6274/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что учреждение здравоохранения представило недостоверные сведения о категориях работников, что привело к излишним расходам Фонда пенсионного и социального страхования. Суд первой инстанции удовлетворил иск о взыскании 831 468 рублей, решение оставлено без изменения апелляционным судом. Кассационная жалоба учреждения отклонена, расходы по пошлине возложены на заявителя.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июня 2024 г. N Ф01-1905/24 по делу N А43-6274/2023