Нижний Новгород |
|
19 августа 2024 г. |
Дело N А38-1280/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
при участии представителей
от истца: Пуртова Д.В. (доверенность от 01.02.2024),
от третьего лица: Яичникова Н.В. (доверенность от 24.04.2017),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
акционерного общества "Энергия"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05.12.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024
по делу N А38-1280/2023
по заявлению акционерного общества "Энергия" о признании незаконным постановления администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл от 27.02.2023 N 145,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Монотоп", Кокшайская сельская администрация Звениговского муниципального района Республики Марий Эл,
и установил:
акционерное общество "Энергия" (далее - АО "Энергия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным постановления администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл (далее - Администрация) от 27.02.2023 N 145 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка акционерному обществу "Энергия", а также об обязании ответчика выдать заявителю разрешение на использование земельного участка под размещение КЛ-0,4 кВ и СТП-45 в установленный законом срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявление основано на статьях 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что обжалуемым постановлением нарушаются права и законные интересы АО "Энергия" в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Монотоп" (далее - ООО "Монотоп"), Кокшайская сельская администрация Звениговского муниципального района Республики Марий Эл.
Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 05.12.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суды пришли к выводу, что выдача органом местного самоуправления разрешения на использование испрашиваемого Обществом земельного участка под размещение СТП-45 приведет к невозможности его,использования для основной цели - размещения автомобильной дороги.
АО "Энергия" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить.
Заявитель не согласен с оценкой доказательств, проведенной судами нижестоящих инстанций, и считает, что суды неверно применили положения Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Марий Эл.
Представитель АО "Энергия" в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ООО "Монотоп" в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, окружной суд принял постановление с учетом следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Энергия" 30.01.2023 обратилось к Администрации с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 44 квадратных метра в кадастровом квартале 12:14:0508001 сроком на 49 лет для размещения части линии электропередачи ВЛ 10 кВ ф. 1005 СТП-45 по улице Марины Нееловой села Кокшайск, а именно - КЛ-0,4 кВ (способ прокладки - подземный) и СТП-45 (столбовой трансформаторной подстанции) согласно прилагаемой схеме.
Кокшайская сельская администрация в ответ на запрос Администрации 31.01.2023 сообщила о невозможности образования испрашиваемого земельного участка без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации
Администрация 27.02.2023 приняла постановление N 145 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка Обществу на основании подпункта "д" пункта 14 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17.08.2017 N 345 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Общество посчитало, что данное постановление не соответствует действующему законодательству, им нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По общему правилу, закрепленному в статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам на основании договоров купли-продажи, аренды и безвозмездного пользования на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Между тем глава V.6. Земельного кодекса Российской Федерации регулирует случаи, когда использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации таким случаем является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам на основании пункта 5 названного Перечня отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, среди которых, в том числе названы линии электропередач классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции и распределительные пункты.
С учетом вышеизложенных положений суды верно посчитали, что для размещения объектов, указанных Обществом в заявлении от 17.01.2023 N 24, не требуется предоставление земельного участка по правилам статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Такое использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Марий Эл таким нормативным правовым актом является Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденное постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.08.2017 N 345 (далее - Положение N 345).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 345 размещение объектов осуществляется при наличии разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - разрешение), выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл или органом местного самоуправления в Республике Марий Эл, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации. Испрашиваемый земельный участок относится к неразграниченным землям, расположенным на территории Кокшайского сельского поселения муниципального образования "Звениговский муниципальный район".
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Следовательно, Администрация является уполномоченным органом на выдачу разрешения на использование испрашиваемого Обществом земельного участка.
Разрешение выдается уполномоченным органом на основании заявления о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, подаваемого в уполномоченный орган физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя (пункт 5 Положения N 345).
Случаи, при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче разрешения, названы в пункте 14 Положения N 345.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, установив неправомерность позиции Администрации при отказе в выдаче разрешения, между тем, пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления.
Суды установили, что Администрация, отказывая Обществу в выдаче разрешения, указала на несоответствие планируемых к размещению объектов утвержденным документам территориального планирования Кокшайского сельского поселения (подпункт "д" пункта 14 Положения N 345).
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Доказательства несоответствия планируемых к размещению объектов генеральному плану Кокшайского сельского поселения в материалы дела не представлены.
Кроме того, суды отклонили довод Администрации о несоответствии планируемых к размещению объектов документации по планировке и межеванию территории "Перенос части автомобильной дороги по улице Приволжская села Кокшайск Звениговского района Республики Марий Эл", расположенной в пределах кадастрового квартала 12:14:0508004, утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Кокшайское сельское поселение" от 18.10.2017 N 191.
Испрашиваемый Обществом земельный участок расположен вдоль колеи однополосной грунтовой дороги общего пользования по улице Марины Нееловой села Кокшайск. Названная автомобильная дорога образована в 2017 году в результате переноса части автомобильной дороги по улице Приволжская села Кокшайск на основании утвержденного проекта планировки и межевания территории.
Вопреки утверждению Администрации по смыслу части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 для размещения спорных объектов не требуется разработка новой документации по планировке территории либо внесения изменений в уже утвержденную документацию.
При таких обстоятельствах обоснование отказа в выдаче разрешения на использование земель подпунктом "д" пункта 14 Положения N 345 нельзя признать законным.
Между тем в силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
По смыслу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В статье 5 Закона N 257-ФЗ приведена классификация автомобильных дорог в зависимости от их назначения и вида разрешенного использования. При этом автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера (часть 1 статьи 8 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Кокшайское сельское поселение" от 07.02.2020 N 1 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Кокшайское сельское поселение" от 03.05.2012 N 58 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Кокшайское сельское поселение" дорога по улице Марины Нееловой в селе Кокшайск имеет грунтовое покрытие протяженностью 600 метров.
Согласно сведениям, содержащимся в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ), названная автомобильная дорога имеет идентификационный номер 88-212-850 ОП МП 048, относится к категории - "местные дороги", имеет грунтовое покрытие и одну полосу движения.
Согласно пункту 15 статьи 3 Закона N 257-ФЗ полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В силу части 1 статьи 25 Закона N 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством. В соответствии с письмом администрации муниципального образования "Кокшайское сельское поселение" от 09.12.2022 N 1084 работы по установлению границ полос отвода автомобильных дорог на территории Кокшайского сельского поселения не проводились.
Вместе с тем отсутствие документации по планировке территории, устанавливающей полосу отвода автомобильной дороги по улице Марины Нееловой, не предоставляет Обществу право на размещение принадлежащих ему объектов по своему усмотрению.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в данном случае при определении границ полосы отвода автомобильной дороги по улице Марины Нееловой возможно использовать минимальные значения, установленные СП 42.13330.2016. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденные приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр (далее - СП 42.13330.2016).
Согласно пункту 11.6 СП 42.13330.2016. классификацию и расчетные параметры улиц и дорог сельских населенных пунктов следует принимать по таблицам 11.3 и 11.4. В соответствии с таблицей 11.4 местные дороги должны иметь ширину полосы движения 2,75 метра, число полос движения - 2, ширину пешеходной части тротуара - 1 метр (допускается с одной стороны). Следовательно, минимальная допустимая ширина полосы отвода автомобильной дороги по улице Марины Нееловой составляет 6,5 метра.
В соответствии с актом осмотра земельного участка, составленного с участием представителей лиц, участвующих в деле, а также представителей отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Звениговского муниципального района и администрации муниципального образования "Кокшайское сельское поселение" расстояние между ограждением земельных участков (обозначающим на местности границы земельного участка, находящегося в собственности ООО "Монотоп"), в пределах которого возможно размещение автомобильной дороги, составляет 7 метров.
Следовательно, расстояние от трансформаторной подстанции до колеи дороги составляет лишь 0,9 метра, что свидетельствует о расположении СТП-45 на полосе движения (при учете двухполосного движения, предусмотренного СП 42.13330.2016.) в полосе отвода автомобильной дороги местного значения.
Фактическое наличие (на момент рассмотрения спора) лишь одной полосы движения названной автомобильной дороги противоречит СП 42.13330.2016., таблица 11.4 которого предусматривает для таких дорог двухполосное движение.
При таких обстоятельствах выдача органом местного самоуправления разрешения на использование испрашиваемого Обществом земельного участка под размещение СТП-45 приведет к невозможности формирования автомобильной дороги в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу подпункта "г" пункта 14 Положения N 345 решение об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка принимается в случае, если размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
С учетом того, что единственным возможным вариантом использования земельного участка, часть которого Общество просит предоставить под установление СТП-45, является размещение автомобильной дороги, а размещение трансформаторной подстанции на полосе движения приведет к невозможности использования земельного участка под автомобильную дорогу, арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Администрации оснований для выдачи разрешения на использование земельного участка (подпункт "г" пункта 14 Положения N 345).
Кроме того, самовольное размещение Обществом СТП-45 без предварительного получения разрешения на использование земель противоречит пункту 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Положению N 345.
В рассматриваемом случае удовлетворение заявленной Обществом правоосстановительной меры невозможно, поскольку это нарушит требования пожарной безопасности. В настоящее время на испрашиваемом земельном участке расположены деревянные дома пятой степени огнестойкости, которые находятся на расстоянии менее 24 метров от СТП-45.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для иного вывода у суда округа, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном толковании действующего законодательства в совокупности с обстоятельствами дела, не опровергают выводов судов, сделанных на основании установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, и не свидетельствуют о наличии в решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права.
Несогласие кассатора с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и сделанными выводами достаточным основанием для отмены состоявшихся судебных актов не является, поскольку направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустима.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05.12.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024 по делу N А38-1280/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Энергия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения трансформаторной подстанции правомерен, так как это нарушает требования законодательства о дорожной деятельности и планировке территории, что может привести к невозможности использования земельного участка для автомобильной дороги. Судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 августа 2024 г. N Ф01-3320/24 по делу N А38-1280/2023