Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 9 августа 2013 г. N 528-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 14 сентября 2011 г. N 429-ПП
Государственная программа
города Москвы "Энергосбережение в городе Москве" на 2011, 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года
22 февраля 2012 г.
О создании Штаба по реализации настоящей Государственной программы см. распоряжение Правительства Москвы от 3 апреля 2012 г. N 149-РП
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Энергосбережение в городе Москве" на 2011, 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года
1. Характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и ее основные проблемы
Текущее состояние в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования энергии в городе Москве характеризуется следующими показателями:
1.1. Топливно-энергетический баланс города Москвы
Точная оценка энергоемкости валового регионального продукта города Москвы требует наличия единого топливно-энергетического баланса (далее - ТЭБ).
В Российской Федерации службой государственной статистики Российской Федерации ежегодно, начиная с баланса за 1993 год, осуществляется разработка только расчетных энергобалансов Российской Федерации в целом и только по краткой схеме. Таким образом, органы государственной статистики такой баланс для города Москвы не формируют. По этой причине для оценки суммарного потребления энергии в городе Москве и его структуры используются расчеты и экспертные оценки, базирующиеся на данных большого количества форм государственной статистики, которая, однако, является неполной и противоречивой.
Согласно этим оценкам, в 2008 году в городе Москве было потреблено более 40 млн. т у.т. первичной энергии, или примерно 4,2% от суммарного потребления первичной энергии в Российской Федерации. В 2009 г. суммарное потребление энергоресурсов снизилось приблизительно на 3-4%.
В структуре потребления первичной энергии доминируют природный газ и жидкое топливо.
В структуре потребления конечной энергии доминируют:
- тепловая энергия - 36%;
- жидкое топливо - 30%;
- электроэнергия - 16%.
В 2010 году в городе Москве было потреблено около 43 млн. т у.т. первичной энергии, в том числе конечное потребление энергии составило 29 млн. т у.т. (67,4%), а собственные нужды сектора трансформации и потери при распределении - 3,3 млн. т у.т. (7,7%, в том числе собственно потери - 4,3%).
В структуре потребления первичной энергии доминируют природный газ и жидкое топливо.
В структуре потребления конечной энергии доминируют:
- тепловая энергия - 42%;
- жидкое топливо - 40,2%;
- электроэнергия - 17,7%.
Общее потребление энергии в городе Москве в 2011 году составило более 43 млн. т у.т., в том числе конечное потребление энергии - более 30 млн. т у.т. (69,9%), а собственные нужды сектора трансформации и потери при распределении - 3,3 млн. т у.т. (7,6%, в том числе собственно потери - 4,1%).
Традиционно подавляющую часть валового потребления энергоресурсов в городе Москве составляют природный газ (67%) и сырая нефть (33%). Доля остальных энергоресурсов составляет не более 1% от валового потребления.
Энергопотребление Москвы и его структура является отражением развития ее постиндустриальной экономики: в конечном расходе энергии преобладают потребители непроизводственной сферы (быт, включая личный транспорт, и сфера услуг), на которые приходится почти 70% расхода энергоресурсов, а вместе с общественным и грузовым транспортом и связью - почти 85%, тогда как в целом указанная цифра составляет примерно 45% России.
В структуре конечного потребления энергии преобладает тепловая энергия (около 40%), идущая на отопление и горячее водоснабжение объектов жилищного фонда, общественных зданий (суммарно 90% от общего потребления тепловой энергии) и в меньшей степени промышленных и прочих потребителей. Нефтепродукты, расходуемые в основном на работу личного, грузового и общественного транспорта (около 90% от их суммарного потребления), занимают в структуре второе место - около 32%. На электроэнергию приходится 17,6%, а на газ - 10,7%. Примерно две трети объема последнего расходуется в промышленном производстве (исключая сектор производства, распределения тепло- и электроэнергии и нефтепереработку).
1.2. Энергоемкость экономики города Москвы и ее динамика
Энергоемкость валового регионального продукта города Москвы (далее - ВРП) в 2008 году была одной из самых низких среди всех субъектов Российской Федерации. Это является следствием особенностей структуры экономики города Москвы: высокой доли относительно неэнергоемкой сферы торговли, услуг и общественного питания (70%) и низкой доли промышленности (18%) в структуре ВРП, а также активной работы Правительства города Москвы по повышению энергоэффективности при реализации городских программ.
Внушительные масштабы жилищного и офисного строительства в 2000-2008 годы (в эти годы только площадь объектов жилищного фонда выросла на 14%, или на 26,6 млн. кв. м. не сопровождались ростом потребления тепловой энергии, в динамике которого в последние годы наметилась тенденция к снижению, прерываемая холодными зимами.
Потребление электроэнергии выросло в 2000-2008 годах на 36%, но оно росло в 2,3 раза медленнее, чем ВРП, а потребление природного газа еще медленнее - только на 3% за 8 лет.
При этом потребление жидкого топлива в 2000-2008 годах утроилось за счет резкого роста автомобильного парка.
В целом прирост потребления энергии на транспорте (в основном автомобильном) в 2000-2008 годах перекрыл снижение потребления энергии во всех других секторах экономики.
Однако рост ВРП в период с 2000 по 2008 год на 92% значительно опережал рост потребления первичной энергии (на 22%). В результате энергоемкость валового регионального продукта города Москвы снизилась на 35%, то есть в среднем она снижалась на 5,2% в год, что выше, чем во многих странах мира, и примерно соответствует средним по России темпам снижения энергоемкости валового внутреннего продукта.
Основное снижение энергоемкости ВРП произошло в 2001-2005 годах за счет изменения структуры экономики города Москвы на фоне быстрого роста доли сферы торговли, услуг и общественного питания и снижения доли промышленности при опережающем развитии сравнительно неэнергоемких отраслей обрабатывающей промышленности.
В 2006-2008 годах структура экономики города Москвы стабилизировалась, и даже имел место рост доли промышленности ВРП с 14% до 18%. В итоге темпы снижения энергоемкости ВРП несколько замедлились.
В кризисном 2009 году, по предварительным оценкам, энергоемкость валового регионального продукта города Москвы выросла на 6-9%. Это произошло за счет того, что при снижении объема ВРП падение потребления энергии происходило медленнее, так как велики расходы энергии в зданиях и на транспорте, которые на коротких периодах времени мало зависят от объемов производства товаров и услуг и от доходов населения и больше зависят от погоды, которая в 2009 г. была сравнительно холодной.
Таким образом, в 2000-2008 гг. благодаря структурным сдвигам и реализации политики повышения энергоэффективности в городе Москве удалось обеспечить рост ВРП на 92% при снижении потребления первичной энергии во всех секторах, кроме автомобильного транспорта.
1.3. Риски обеспечения надежного энергоснабжения потребителей города Москвы
Главным риском отсутствия активной политики повышения энергоэффективности является снижение энергетической безопасности экономики города Москвы и торможение экономического роста. Для укрепления энергетической безопасности города Москвы необходимо:
- обеспечить техническую доступность энергии для развивающейся экономики (возможности подключения новых объектов капитального строительства к инженерным сетям или обеспечения их топливом при децентрализованном энергоснабжении по доступным ценам);
- удерживать расходы на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
Эти задачи невозможно решить только за счет наращивания мощностей в топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК) и повышения цен на энергию. Попытки после выхода из кризиса вернуть и удержать высокие темпы экономического роста при сохранении нынешней энергоемкости чреваты отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики города Москвы. Высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики, теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства, а также формировать средства на обновление и модернизацию городской инфраструктуры. В результате появляется риск роста их физического износа, частоты инцидентов и аварий, или, другими словами, снижается надежность, безопасность и доступность энергетических услуг для всех потребителей. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергоэффективности.
При отсутствии прогресса в повышении энергоэффективности снижается экологическая безопасность города Москвы и повышается уровень загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов, что наносит огромный вред здоровью жителей города. Доля загрязненных сточных вод в общем объеме стоков в 2007 году составила 28%. Доля ТЭК и транспорта в суммарных выбросах в атмосферу вредных веществ и парниковых газов превышает 95%. Экологическая составляющая становится важным критерием определения направлений и механизмов экономического развития города и выделения кредитных ресурсов международными банковскими институтами.
Медленный прогресс в сфере повышения энергоэффективности несет в себе также риск неспособности города Москвы поддержать энергетические и экологические инициативы ведущих столиц мира в рамках международных проектов, таких как "Energy Cities", и инициативы по снижению выбросов парниковых газов к 2020-2025 годам и на более отдаленную перспективу (например, Копенгаген принял решение стать городом с нулевыми выбросами парниковых газов к 2025 году). Такая ситуация может негативно сказываться как на инвестиционной привлекательности города Москвы, так и на ее кредитном рейтинге.
1.4. Потенциал энергосбережения города Москвы
Формирование в городе Москве энергоэффективного общества - это стратегия развития ее экономики по инновационному пути. Переход к "экологическому варианту" развития города Москвы должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет тормозиться из-за нехватки и дороговизны энергии. Город Москва располагает широкими возможностями для такого перехода. Технический потенциал экономии энергии в городе порядка 19 млн. т у.т., или 53% от уровня потребления первичной энергии. Наиболее значительным потенциалом располагают:
- энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном секторе;
- энергосбережение и повышение энергоэффективности при производстве и распределении энергоресурсов;
- энергосбережение и повышение энергоэффективности в системах уличного освещения;
- энергосбережение на транспорте.
1.5. Проведение энергетических обследований в 2010-2012 годах
Во исполнение пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы в 2010-2012 годах организовано проведение энергетических обследований ряда объектов социальной сферы города Москвы и многоквартирных жилых домов в различных административных округах города Москвы:
- Центральный административный округ - 45 жилых домов;
- Северный административный округ - 15 жилых домов;
- Северо-Восточный административный округ - 39 жилых домов;
- Восточный административный округ - 15 жилых домов;
- Юго-Восточный административный округ - 14 жилых домов;
- Южный административный округ - 35 жилых домов;
- Юго-Западный административный округ - 49 жилых домов;
- Западный административный округ - 20 жилых домов;
- Северо-Западный административный округ - 9 жилых домов;
- Зеленоградский административный округ - 14 жилых домов.
Также Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы организовал проведение энергетических обследований на объектах образования и культуры:
- в 2010 году (193 обследования на объектах департаментов образования и здравоохранения города Москвы);
- в 2011 году (318 обследований на объектах департаментов образования и здравоохранения города Москвы);
- в 2012 году (3709 обследований на бюджетных учреждениях города Москвы).
1.6. Субъекты управления процессом повышения энергоэффективности в городе Москве
Субъектами управления процессами энергосбережения и повышения энергоэффективности в городе Москве являются:
- Московская городская Дума;
- органы исполнительной власти города Москвы;
- организации с долей участия города Москвы или муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Москвы или муниципального образования города Москвы составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Москва или муниципальные образования города Москвы имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;
- иные организации, зарегистрированные на территории города Москвы.
Объектами управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
- производственные процессы субъектов управления;
- технологическое оборудование субъектов управления;
- здания, строения и сооружения;
- финансово-экономические отношения субъектов управления;
- стереотипы поведения жителей города Москвы.
2. Прогноз развития сферы энергосбережения и планируемые результаты и показатели
В результате реализации Государственной программы города Москвы "Энергосбережение в городе Москве" на 2011, 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года (далее - Государственная программа) произойдут изменения в экономике города Москвы, к числу наиболее значимых из которых относятся следующие:
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями города Москвы, в т.ч. за счет сокращения потерь энергетических ресурсов при их производстве, преобразовании, передаче и конечном использовании;
- повышение надежности функционирования и динамики развития всех отраслей экономики города Москвы, позволяющего сформировать безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду жизнедеятельности с минимальными затратами энергии и ресурсов;
- повышение качества жизни населения и снижение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг как в рамках существующей, так и перспективной застройки города Москвы, на основе применения новейших инновационных технологий в сфере энерго/ресурсосбережения и, как следствие, снижение энергопотребления на единицу общей площади жилых домов;
- перераспределение высвобождаемых средств бюджета за счет снижения выплат за потребленные энергетические ресурсы;
- повышение экологической эффективности и безопасности на основе рационального и экологически ответственного использования энергии и ресурсов, способствующих обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду.
Реализация Государственной программы позволит повысить энергетическую безопасность города Москвы, обеспечить техническую и экономическую доступность энергии для устойчивого экономического развития, существенно повысить конкурентоспособность промышленности и предприятий сферы услуг города Москвы, нейтрализовать инфляционные последствия повышения тарифов на энергоносители и на услуги жилищно-коммунального хозяйства, снизить нагрузки по оплате энергоносителей на семейные и городской бюджеты и повысить финансовую стабильность.
Годовая экономия средств на приобретение всеми потребителями города Москвы энергоресурсов составит:
- в 2016 году - 71 млрд. руб.;
- в 2020 годах - 147 млрд. руб. в текущих ценах.
Суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов составит:
- в 2011-2016 годах - 217 млрд. руб.;
- в 2017-2020 годах - 474 млрд. руб. в текущих ценах.
Годовая экономия средств населения на оплату энергоресурсов составит:
- к 2016 году - 13 млрд. руб.;
- к 2020 году - 26 млрд. руб. в текущих ценах.
Суммарная экономия населения на оплату энергоресурсов составит:
- в 2011-2016 годах - 41 млрд. руб.;
- в 2017-2020 годах - 85 млрд. руб. в текущих ценах.
Годовая экономия средств бюджета города Москвы на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов составит:
- к 2016 году - 8 млрд. руб.;
- к 2020 году - 12 млрд. руб. в текущих ценах.
Суммарная экономия средств бюджета города Москвы на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов составит:
- в 2011-2016 годах - 48 млрд. руб.;
- в 2017-2020 годах - 67 млрд. руб. в текущих ценах.
Поступление в бюджет города Москвы дополнительных средств от налога на прибыль за счет снижения издержек производства составит:
- в 2016 году- 7 млрд. руб.;
- в 2020 году - 16 млрд. руб. в текущих ценах.
Суммарное поступление в бюджет города Москвы дополнительных средств от налога на прибыль за счет снижения издержек производства составит:
- в 2011-2016 годах - 19 млрд. руб.;
- в 2017-2020 годах - 48 млрд. руб. в текущих ценах.
Таким образом, можно ожидать окупаемость в рамках социально-экономической системы города Москвы вложенных в реализацию Государственной программы средств.
Реализация Государственной программы позволит повысить экологическую безопасность города Москвы, существенно улучшить экологические показатели и параметры охраны окружающей среды в результате сокращения сжигания органического топлива и снижения потерь энергоресурсов и тем самым снизить риски для здоровья жителей города Москвы. Реализация Государственной программы позволит существенно ограничить выбросы парниковых газов. Суммарное снижение выбросов парниковых газов в результате реализации Государственной программы в 2012 году - 657,66 тыс. т. экв. ; в 2013 году - 1361,1 тыс. т. экв. ; в 2014 году - 1322,7 тыс. т. экв. ; в 2015 и 2016 годах - 0 тыс. т. экв. .
Экономическая оценка стоимости снижения выбросов парниковых газов в 2011-2020 годах составляет 135 млрд. руб.
Эффективность расходования средств бюджета города Москвы, выделяемых на реализацию Государственной программы, определяется экономией бюджетных средств на оплату энергоносителей организациям бюджетной сферы и коммунального хозяйства, а также снижением расходов на дотирование энергопотребления населения. Кроме того, учитывается расширение налоговой базы от снижения издержек производства в промышленности, н а транспорте, в сельском хозяйстве и в сфере торговли, услуг и общественного питания (по налогу на прибыль).
Реализация Государственной программы и достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обеспечит существенный вклад в экономическое развитие города Москвы и внесет достижение социально значимых результатов:
- повышение энергетической безопасности города Москвы;
- обеспечение технической и экономической доступности энергии для устойчивого экономического роста;
- существенное повышение конкурентоспособности промышленности организаций города Москвы, повышение их финансовой устойчивости, снижение уязвимости к колебаниям цен на внешних рынках;
- нейтрализация инфляционных последствий повышения тарифов на энергоносители;
- снижение нагрузки по оплате энергоносителей на семейные и городской бюджеты и повышение финансовой стабильности;
- обновление и модернизация значительной части физической и социальной инфраструктуры, а также оборудования в экономике города Москвы на новой технологической основе и сокращение разрывов в уровне энергоэффективности с развитыми странами во всех секторах экономики;
- обеспечение полного учета и регулирования потребления энергетических ресурсов и снижение уровня их потерь;
- совершенствование методической и нормативной правовой базы деятельности в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования энергии;
- совершенствование механизмов взаимодействия участников рынков энергетических ресурсов, внедрение схем стимулирования и привлечения инвестиционных ресурсов в проекты по повышению энергетической эффективности;
- существенное укрепление информационной и статистической базы мониторинга и управления процессами повышения энергоэффективности во всех секторах экономики города Москвы;
- развитие кадрового потенциала и стандартов энергоменеджмента на энергопотребляющих объектах.
3. Цели и задачи Государственной программы
Целью настоящей Государственной программы является достижение оптимального уровня энергосбережения и энергетической эффективности с учетом ограничений правовых, экономических и организационных условий и уровня развития технологий при следующих условиях:
- начиная с 1 января 2010 г. бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им топливно-энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента;
- снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта города Москвы не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом;
Для достижения цели Государственной программы должны быть решены следующие основные взаимосвязанные задачи:
- формирование целостной системы управления процессом повышения энергоэффективности экономики города Москвы, обеспечивающей распределение полномочий и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы, а также хозяйствующих субъектов и населения;
- принятие необходимых нормативных правовых актов, определяющих механизмы государственного регулирования в сфере повышения энергоэффективности, в т.ч. обеспечивающих реализацию положений Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также устанавливающих и пересматривающих обязательные требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств генерации и передачи энергии, зданий и сооружений, а также товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд, а также требования к учету производства, передачи и потребления энергетических ресурсов, проведению энергетических обследований и энергетической паспортизации объектов, положений, вводящих в действие механизмы стимулирования потребителей к эффективному использованию энергии;
- формирование системы мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех секторах экономики города Москвы;
- формирование системы информационной и образовательной поддержки деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- организация регулярного формирования и обновления городской, окружных и отраслевых программ повышения энергоэффективности, а также программ повышения энергоэффективности организаций с государственным и муниципальным участием и регулируемых организаций;
- реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы, позволяющего снизить удельное потребление энергии не менее чем на 15% за период 2010-2014 годов;
- создание необходимых и достаточных условий по реализации частно-государственного партнерства в рамках целевых соглашений по повышению энергоэффективности в энергоемких сферах экономической деятельности (в том числе в электроэнергетике, нефтеперерабатывающей промышленности, на железнодорожном транспорте и метрополитене) и при реализации программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
- создание необходимых и достаточных условий по реализации типовых энергосберегающих проектов, которые могут широко применяться в разных секторах экономики с минимальными накладными расходами по их реализации;
- формирование системы выделения бюджетных ассигнований, необходимых для поддержки и стимулирования реализации проектов по повышению эффективности использования энергии, развитию возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий;
- создание эффективной системы стимулирования повышения энергоэффективности и учета в качестве критерия выделения денежных средств из городского бюджета округам города в целях применения на их территории энергосберегающих и экологически чистых производственных технологий и реализации окружных программ повышения эффективности использования энергии;
- формирование тарифной политики, стимулирующей экономию энергоресурсов;
- создание стимулов для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по развитию производства энергоэффективного оборудования и материалов в городе Москве;
- обеспечение формирования новых стереотипов поведения и мотиваций, нацеленных на рациональное и экологически ответственное использование энергии, энергетических и природных ресурсов у всех слоев населения;
- обеспечение формирования и развития вида деятельности по повышению энергоэффективности за счет создания устойчивой институциональной среды, включая частно-государственные партнерства, саморегулируемые общественные организации, специализированный энергосервисный бизнес, консалтинговые и проектные организации.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов Государственной программы и подпрограмм
Государственная программа носит межотраслевой характер и реализуется по следующим этапам:
Этап 1: 01.01.2012 - 31.12.2012
Этап 2: 01.01.2013 - 31.12.2013
Этап 3: 01.01.2014 - 31.12.2014
Этап 4: 01.01.2015 - 31.12.2015
Этап 5: 01.01.2016 - 31.12.2016
Этап 6: 01.01.2017 - 31.12.2020
Этапы 1-5 (2012-2016 годы) характеризуются обеспечением перехода на энергоэффективный путь развития экономики города Москвы.;
Этап 6 (2017-2020 годы) характеризуется развитием экономики города Москвы по энергоэффективному пути.
Целевые показатели и состав мероприятий в области энергосбережения, объемы их выполнения и финансирования подлежат ежегодной коррекции с учетом следующих факторов:
- фактическое достижение целевых показателей за предыдущий отчетный период;
- анализ фактической эффективности мероприятий в области энергосбережения;
- изменения в структуре органов исполнительной власти городы# Москвы и их подведомственных организаций;
- изменение в уровне технологического развития;
- оценка экономической ситуации в городе Москве.
Сведения о планируемых значениях конечных результатов Государственной программы и подпрограмм представлены в Приложении 3 к Государственной программе.
5. Обоснование состава и значений конечных результатов Государственной программы, конечных результатов подпрограмм и непосредственных результатов основных мероприятий по годам реализации Государственной программы
Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" определена основная цель в области повышения энергетической эффективности - снижение к 2020 году энергоемкости ВРП в Российской Федерации на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.
В городе Москве поставленная задача будет выполнена за счет реализации настоящей Государственной программы и структурных изменений в экономике города Москвы. За счет структурных изменений планируется снизить энергоемкость на 30%, за счет реализации Государственной программы - на 10%.
В ходе решения этой задачи будет осуществлен переход к энергоэффективной экономике.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должен включать следующие показатели:
- энергоемкость валового регионального продукта;
- доля энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории субъекта Российской Федерации;
- доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации;
- удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека);
- доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
- удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека);
- удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) одного человека).
В приложении 2 к Государственной программе приведены отчетные, базовые и планируемые целевые показатели и индикаторы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В качестве базовых показателей принимаются показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по состоянию на 2010 год, кроме тех случаев, когда базовый год определен.
6. Перечень подпрограмм Государственной программы
1. 07А. Энергосбережение по объектам Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
2. 07Б. Энергосбережение по объектам Департамента градостроительной политики города Москвы.
3. 07В. Энергосбережение по объектам Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
4. 07Г. Энергосбережение по объектам Департамента здравоохранения города Москвы.
5. 07Д. Энергосбережение по объектам Департамента имущества города Москвы.
6. 07Е. Энергосбережение по объектам Департамента капитального ремонта города Москвы.
7. 07Ё. Энергосбережение по объектам Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.
8. 07Ж. Энергосбережение по объектам Департамента культуры города Москвы.
9. 07З. Энергосбережение по объектам Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
10. 07И. Энергосбережение по объектам Департамента образования города Москвы.
11. 07Й. Энергосбережение по объектам Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
12. 07К. Энергосбережение по объектам Департамента торговли и услуг города Москвы.
13. 07Л. Энергосбережение по объектам Департамента природопользования охраны окружающей среды города Москвы.
14. 07М. Энергосбережение по объектам Департамента социальной защиты населения города Москвы.
15. 07Н. Энергосбережение по объектам Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
16. 07О. Энергосбережение по объектам Департамента физической культуры и спорта города Москвы.
17. 07П. Энергосбережение по объектам Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.
18. 07Р. Энергосбережение по объектам Департамента информационных технологий города Москвы.
19. 07С. Энергосбережение по объектам префектуры Восточного административного округа города Москвы.
20. 07Т. Энергосбережение по объектам префектуры Западного административного округа города Москвы.
21. 07У. Энергосбережение по объектам префектуры Зеленоградского административного округа города Москвы.
22. 07Ф. Энергосбережение по объектам префектуры Северного административного округа города Москвы.
23. 07Х. Энергосбережение по объектам префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы.
24. 07Ц. Энергосбережение по объектам префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы.
25. 07Ч. Энергосбережение по объектам префектуры Центрального административного округа города Москвы.
26. 07Ш. Энергосбережение по объектам префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы.
27. 07Щ. Энергосбережение по объектам префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы.
28. 07Ъ. Энергосбережение по объектам Департамента земельных ресурсов города Москвы.
29. 07Ы. Энергосбережение по объектам префектуры Южного административного округа города Москвы.
30. 07Ь. Энергосбережение по объектам Департамента строительства города Москвы.
31. 07Э. Энергосбережение по объектам префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.
32. 07Ю. Энергосбережение по объектам Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
33. 07Я. Энергосбережение по объектам Комитета государственного строительного надзора города Москвы.
7. Описание подпрограмм Государственной программы
Разделение Государственной программы на подпрограммы осуществлялось по территориальному и отраслевому признакам (принадлежности объектов органам исполнительной власти города Москвы). При этом все подпрограммы (приложение 1 к Государственной программе) предусматривают мероприятия, направленные на создание необходимых условий для обеспечения перехода на энергоэффективный путь развития экономики.
Основной целью подпрограмм Государственной программы является сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов не менее чем на 3% ежегодно в течении 5 лет за счет привлечения инвестиций.
Каждая из подпрограмм Государственной программы предусматривает выполнение требований Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по снижению организациями, подведомственными органам исполнительной власти города Москвы, удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды и природного газа и сокращению потерь энергоресурсов.
В подпрограммы включены мероприятия, направленные на энергосбережение и энергоэффективность.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм (по годам реализации Государственной программы)
8.1. Обоснование затрат и основные источники финансирования
Оценка экономии за счет реализации мероприятий Государственной программы получена суммированием эффектов от их реализации, определенных в подпрограммах энергосбережения и повышения эффективности использования энергии и сгруппированных в этапы, указанные в разделе 4:
- экономия электрической энергии;
- экономия тепловой энергии;
- экономия природного газа;
- экономия воды.
Оценка экономии до 2020 года дается на основе эффектов от мероприятий, реализуемых в 2011, 2012-2016 годах и проведена только с учетом прямой экономии от реализации Государственной программы.
Экономия энергии к 2016 году достигает:
- электрической энергии - 5804,52 млн. кВт/ч;
- тепловой энергии - 7,19 млн. Гкал;
- воды - 204,43 куб. м;
- газа - 1176,22 куб. м;
- сокращение выбросов парниковых газов - 3341,46 тыс. т. экв. .
Экономия электрической и тепловой энергии у потребителей позволяет снизить потребность в их выработке и получить дополнительную экономию первичной энергии. То есть, экономия первичной энергии будет больше, чем показанная в Государственной программе экономия энергии у конечных потребителей.
8.2. Затраты и основные источники финансирования
Оценка затрат на реализацию мероприятий Государственной программы (таблица 1) получена суммированием затрат на их реализацию, определенных в подпрограммах энергосбережения и повышения эффективности использования энергии, сгруппированных в этапы, указанные в разделе 4. Затраты разбиты по следующим основным источникам финансирования: федеральный бюджет, бюджет города Москвы, средства юридических и физических лиц, средства других программ (справочно). Следует отметить, что многие затраты на реализацию Государственной программы являются затратами на модернизацию энергопотребляющих объектов. У такой модернизации много целей: повышение надежности; восстановление потребительских свойств, сохранение рыночных ниш и др. Повышение энергоэффективности часто является лишь одной из задач модернизации. Однако практически сложно выделить затраты на повышение энергоэффективности из стоимости нового оборудования. Поэтому важно понимать, что затраты, помимо повышения энергоэффективности, должны окупаться и за счет прочих эффектов от модернизации.
Таблица 1
Источник финансирования |
Объем финансовых ресурсов, тыс. руб. |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Всего |
53 709 181,4 |
65 618 480,3 |
34 901 859,6 |
29 738 013,5 |
27 750 672,5 |
Расходы бюджета города Москвы |
622 799,5 |
662 500,0 |
692 312,5 |
721 389,7 |
755 295,1 |
Средства федерального бюджета |
65 824,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Средства юридических и физических лиц |
53 020 557,1 |
64 955 980,3 |
34 209 547,1 |
29 016 623,8 |
26 995 377,4 |
Справочно, за счет финансирования других программ |
877 676,7 |
3 369 288,3 |
3 211 405,8 |
3 156 542,7 |
185 557,9 |
Объемы финансового обеспечения Государственной программы за счет средств бюджета города Москвы приведены в приложении 3 к Государственной программе, а общие объемы финансового обеспечения Государственной программы приведены в приложении 4 к Государственной программе.
9. Характеристика мер правового регулирования в сфере городского энергосбережения, направленных на достижение целей и результатов Государственной программы
Основной задачей является создание стимулирующих факторов энергосбережения. Состояние законодательства в сфере энергосбережения и перспектива его развития является одним из ключевых факторов для достижения целей и задач Государственной программы. В настоящее время законодательство об энергосбережении в Российской Федерации недостаточно развито. Действующий Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" преимущественно основан на отсылочных нормах, реализация которых в рамках подзаконных правовых актов затруднена. В настоящее время, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", нормы энергоэффективности, установленные в государственных стандартах, технических нормах и правилах, практически утратили обязательность применения.
Нормы Закона города Москвы от 5 июля 2006 г. N 35 "Об энергосбережении в городе Москве" не реализуются в полном объеме из-за отсутствия четко определенных механизмов проведения энергосберегающей политики и неопределенности полномочий исполнительных органов власти города Москвы в сфере энергосбережения.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" и Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N Пр-1802ГС должны быть подготовлены проекты федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и экологически чистые технологии.
Основные направления совершенствования и разработки нормативных правовых актов в области энергосбережения приведены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование направления |
Государственный заказчик |
Сроки выполнения, годы |
1 |
Анализ нормативной правовой базы в области энергосбережения, в том числе зарубежной, для подготовки предложений и пакетов документов по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2012-2016 |
2 |
Разработка проектов нормативных правовых актов города Москвы и предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе по: |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2012-2016 |
2.1 |
проведению энерготехнологических обследований и энергетической паспортизации объектов потребления, производства и распределения энергоресурсов |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2012-2016 |
2.2 |
порядку составления и ведения топливно-энергетических балансов и планов энергетического развития города Москвы |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2012-2016 |
2.3 |
созданию системы управления Государственной программой, включая создание системы мониторинга и контроля реализации мероприятий по энергосбережению, предусмотренных программой |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2012-2016 |
2.4 |
порядку учета и перераспределения высвобождаемой в процессе реализации энергосберегающих мероприятий присоединенной мощности |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2012-2016 |
22.5 |
внедрению энергосберегающих технологий при производстве, передаче и потреблении энергоресурсов |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2012-2016 |
2.6 |
развитию системы эксплуатации энергосберегающего оборудования и энергосервисного обслуживания |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2012-2016 |
2.7 |
совершенствованию системы тарифного стимулирования повышения эффективности потребления тепловой энергии, включая разработку мероприятий по введению двухставочных тарифов на тепловую энергию (мощность) |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2011-2016 |
2.8 |
совершенствованию системы тарифного стимулирования повышения эффективности потребления воды |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2011-2016 |
2.9 |
совершенствованию системы тарифного стимулирования повышения эффективности потребления электрической энергии и мощности |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2011-2016 |
2.10 |
внедрению и развитию практики энергосервисных контрактов в бюджетной сфере и развитию частно-государственного партнерства |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2011-2016 |
2.11 |
внедрению и развитию правовых и финансовых механизмов, предусматривающих возможность компенсации инвесторам и иным лицам за сокращение выбросов оксида углерода в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11 декабря 1997 года, ратифицированного, Федеральным законом от 4 ноября 2004 г. N 128-ФЗ |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
2011-2016 |
2.12 |
разработке системы "зеленых тарифов" (включая порядок подключения к сети и условия реализации произведенной электроэнергии на оптовом рынке) |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Региональная энергетическая комиссия города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы |
2011-2016 |
Перечень нормативных правовых актов, требующих разработки или внесения изменений, будет утверждаться и корректироваться Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы ежегодно.
10. Методы оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы
В качестве критерия результативности и эффективности реализации Государственной программы использованы:
- основной критерий результативности - полнота достижения запланированного (требуемого) результата Государственной программы;
- основной критерий эффективности - полнота фактического достижения запланированного уровня эффективности Государственной программы, такие как полнота использования ресурсов, экономичность использования ресурсов и обеспечение их сохранности, своевременность получения результатов, получение результатов требуемого качества и др.
Критерий результативности рассчитывается как отношение фактически достигнутого результата программы и/или программного мероприятия к требуемому (запланированному), которое будет выражаться как доля выполнения плана.
При этом установлено минимально возможное значение результативности Государственной программы, достижение которой делает целесообразным ее дальнейшую реализацию, на уровне не менее 90 процентов.
Следующим этапом является определение эффективности. При этом в обязательном порядке применяется такой критерий эффективности, как полнота фактически достигнутого запланированного уровня эффективности Государственной программы (программного мероприятия). В таком случае основным оценочным показателем берется отношение фактически достигнутого уровня эффективности Государственной программы или программного мероприятия к требуемому (запланированному).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.