Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в часть 1 статьи 49 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2003 году.
Частью 1 статьи 49 указанного Федерального закона установлено, что до 1 января 2007 г. возврат вкладов физических лиц в части сумм, превышающих суммы возмещения по вкладам, определенные Федеральным законом, в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России, обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации.
Одновременно с принятием указанного Федерального закона были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, которыми был изменен пункт 1 статьи 840. Положения о субсидиарной ответственности государства по вкладам в банках, в капитале которых участвует Российская Федерация, были заменены ссылкой на закон о страховании вкладов.
Основными целями принятия Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" были обеспечение возвратности вкладов физических лиц в банках, создание системы гарантий по вкладам, недопущение привлечения вкладов физических лиц банками, неспособными обеспечить интересы граждан, создание равных условий конкуренции на рынке банковских услуг.
Система страхования вкладов финансируется прежде всего на основании страховых взносов, вносимых кредитными организациями в соответствии с Федеральным законом. Таким образом, система страхования вкладов по своей сути едина для всех кредитных организаций, включенных по результатам рассмотрения Банком России документов и проведенных проверок, в систему страхования вкладов.
Указанные положения части 1 статьи 49 Федерального закона создают неравные конкурентные условия на рынке банковских услуг, в частности, на рынке вкладов физических лиц. Кредитные организации, в капитале которых участвует Банк России, до 1 января 2007 г. получают необоснованные конкурентные преимущества перед другими кредитными организациями, несмотря на то, что и те и другие входят в систему страхования вкладов. У таких кредитных организаций возникают дополнительные возможности по привлечению средств населения, что повлечет дальнейшую монополизацию и без того монополизированного рынка банковских услуг.
Полагаем, что с момента принятия Федерального закона положение всех банков, включенных в систему страхования вкладов, должно быть равным. Дополнительные государственные гарантии могут быть установлены лишь по вкладам, открытым до момента принятия Федерального закона, поскольку они были открыты, когда действовали соответствующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Вопросы обеспечения вкладов физических лиц в кредитных организациях регулируются Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Перечень
законов и иных нормативно-правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в случае принятия данного федерального закона
Принятие настоящего федерального закона не потребует внесения изменений в какие-либо иные Федеральные законы кроме Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
данного федерального закона
Принятие данного федерального закона не требует дополнительных расходов из федерального бюджета. Более того, принятие предлагаемого федерального закона потенциально может снизить расходы федерального бюджета, поскольку субсидиарная ответственность государства по вкладам в банках, в капитале которых участвует Банк России, устанавливается исключительно по вкладам, открытым на основании договоров, заключенных до даты вступления федерального закона в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.