Заключение Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 марта 2004 г. N 5
на проект федерального закона N 320661-3 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенного Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет, рассмотрев проект федерального закона N 320661-3 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенный Правительством Российской Федерации, пришел к следующему заключению.
Указанный законопроект направлен на реализацию права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия пикетирование, закрепленного в статье 31 Конституции Российской Федерации. Целью его является создание системы правовых норм, обеспечивающие# оптимальные безопасные условия организации и проведения публичных мероприятий.
Весьма положительным моментом является то, что законопроектом закрепляется принцип единства прав и обязанностей организаторов публичных мероприятий, его участников, а также глав исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах их полномочий. Законодательно закрепляются порядок и основания приостановления или прекращения публичных мероприятий и органы, в чьей компетенции это находится.
Вместе с тем законопроект не лишен отдельных недостатков.
Так, например, пунктом 1 статьи 6 законопроекта установлено, что участниками публичного мероприятия могут быть граждане, члены политических партий, общественных и религиозных объединений. Данная норма не согласуется с положениями Федерального закона "Об общественных объединениях". По указанному закону далеко не все общественные объединения являются членскими - к ним относятся лишь общественные организации. Все иные организационно-правовые формы общественных объединений не основаны на членстве. По смыслу заложенной в статье 6 нормы получается, что участвовать в публичных мероприятиях могут не все общественные объединения, а лишь общественные организации, т.е. одна из организационно-правовых форм объединений.
В этой связи представляется целесообразным п.1 статьи 6 изложить в следующей редакции: "1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, общественных и религиозных организаций, а также участники иных общественных объединений.".
В статье 12 п.1, пп. а) указано, что орган исполнительной власти или орган местного самоуправления вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия, если цели и формы его противоречат, в частности, общепринятым нормам общественной морали и нравственности. Однако понятия "общественная мораль", "общественная нравственность" законодательно нигде не закреплены и с юридической точки зрения не являются правовыми. И, в случае принятия закона, данным положением чиновнику будет предоставлено право решать вопрос о целях публичного мероприятия в соответствии с собственными представлениями о нормах морали и нравственности, что может привести к злоупотреблениям в правоприменительной практике.
На наш взгляд, более углубленной проработки требуют также статьи 7 и 8, где говорится о сроках уведомления и местах проведения публичных мероприятий.
В тексте законопроекта встречаются некоторые неточности технико-юридического и редакционного характера.
В целом Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" с учетом устранения отмеченных недостатков в ходе его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Председатель Комитета |
С.А.Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.