Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 марта 2004 г. N вн 2.2-1/1014
по проекту федерального закона N 320661-3 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенному Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Неясно, каким образом будет регулироваться в законе субъекта Российской Федерации порядок направления уведомления о проведении публичного мероприятия (часть 2 статьи 7 проекта), поскольку в этой же статье 7 определены сроки подачи уведомления и его содержание, а в статье 12 - права и обязанности органа исполнительной власти или органа местного самоуправления при получении уведомления. Необходимо также уточнить, в каком случае уведомление направляется органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а в каком - органу местного самоуправления.
Считаем некорректным предлагаемое в статье 2 законопроекта сокращение - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти), так как использование такого сокращения может ввести в заблуждение лиц, применяющих закон.
В статье 5 проекта указано, что организаторами публичных мероприятий могут быть граждане Российской Федерации. При этом организаторами митингов, демонстраций, шествий и пикетирования могут быть граждане, достигшие 18 лет, а собраний - 16 лет. В этой связи обращаем внимание, что статья 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" устанавливает, что, например, членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Кроме того, пункт "а" части 2 статьи 5 проекта лишает граждан, признанных судом ограниченно дееспособными, права быть организаторами публичного мероприятия. Полагаем, что ограниченная дееспособность гражданина не может являться основанием для ограничения его конституционного права, поскольку в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение дееспособности допускается только в отношении гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материально# положение, и это ограничение распространяется на совершение сделок, получение доходов и распоряжение ими.
Терминологию пункта "б" части 2 статьи 5 о приостановленной, прекращенной или запрещенной деятельности общественного или религиозного объединения, необходимо согласовать с терминологией, примененной в статье 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", а именно, что деятельность общественного или религиозного объединения может быть приостановлена, а само объединение ликвидировано или запрещено.
Ввиду того, что участникам публичных мероприятий вменено в обязанность во время проведения публичного мероприятия выполнять все законные требования уполномоченных организатором лиц (пункт "а" части 3 статьи 6), полагаем, что уполномоченные организатором лица, как и организатор публичного мероприятия, обязаны иметь отличительные знаки (пункт "к" части 4 статьи 5 проекта).
В соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" в пункте "з" части 2 статьи 8 проекта слова "войск или органов Пограничной службы Российской Федерации" необходимо заменить словами "пограничных органов или пограничных войск".
Часть 2 статьи 10 проекта, предусматривающую, что для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, необходимо согласовать с пунктом "б" части 3 статьи 5 проекта, регулирующим право организатора (организаторов) публичного мероприятия вести предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия не только в указанных выше формах, за исключением устных призывов, но и путем изготовления транспарантов, лозунгов и в иных формах, допустимых законодательством Российской Федерации.
Полагаем, что приостановление публичного мероприятия должно осуществляться не только в случае невыполнения требования об устранении нарушения (часть 2 статьи 15 проекта), но и в случае невозможности выполнения указанного требования без приостановки публичного мероприятия.
Письменное указание организатору прекратить публичное мероприятие должно также содержать причины принятия такого решения, о чем необходимо указать в пункте "а" части 1 статьи 17 проекта.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы 20 ноября 2003 года), преамбула не должна содержать легальные дефиниции, что обуславливает необходимость исключения из преамбулы слов "(далее - публичное мероприятие)".
Структурные единицы законопроекта необходимо привести в соответствие с указанными Методическими рекомендациями, согласно которым статья подразделяется на части; части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой; части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой.
Начальник управления |
Г.П.Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.